История катастрофы императорского поезда, от последствий которой умер Александр III

История катастрофы императорского поезда, от последствий которой умер Александр III

29 октября 1888 года случилась катастрофа, оставившая серьезный след в российской истории – поезд, на котором ехал российский император Александр III, попал в аварию. Непосредственно во время самой катастрофы погибло более 20 человек, но, кроме прочего, она стала косвенным виновником преждевременной кончины великого русского монарха.

Авария случилось неподалеку от Харькова, вблизи станции Борки, в 14 часов 14 минут. Тогда вся императорская семья возвращалась в столицу после своей поездки в Крым. Известно, что императорский поезд, как обычно, перед выездом из Крыма в Петербург, прошел доскональный технический осмотр, в ходе которого ничего необычного выявлено не было. Во время движения состав толкали сразу 2 паровоза, поэтому он двигался довольно быстро (скорость в момент аварии была ровно 68 км/ч). Катастрофа произошла в тот момент, когда паровозы проходили по высокой насыпи – именно там 10 вагонов из 15 сошли с рельс и перевернулись.

 

В момент аварии вся императорская семья находилась в вагоне-ресторане, и этот вагон стал одним из самых серьезно пострадавших в катастрофе. Мало того, что он перевернулся, так у него еще и обвалилась крыша, немного «придавив» императора, наследника престола, и некоторых других членов фамилии. Как известно, Александр III обладал богатырским телосложением и недюжинной физической силой, и именно он сумел приподнять эту крышу, освободив своих родных. Хоть вагон и был покорежен, родные царя, и он сам в аварии особо не пострадали, получив лишь незначительные ушибы, порезы и ссадины. Часть людей из этого вагона оказалась выброшенной на насыпь, но также отделалась совсем легко. Но хуже всего пришлось вагону, в котором ехали слуги. Он оказался наиболее поврежденным, и в нем погибли все 13 человек. В других поврежденных вагонах погибло еще 8, и, таким образом, в общем и целом катастрофа унесла жизни 23 человек (2 раненых скончались позднее).

После аварии к месту прибыл свитский поезд (который всегда двигался впереди императорского), подобрал пострадавших и отправился в дальнейший путь. По приезду в столицу началось расследование инцидента, но оно долгое время не двигалось с места – все валили вину друг на друга. Одни говорили, что всему виной слишком большая скорость, другие обвиняли трухлявые шпалы (и, соответственно, плохую работу железнодорожников) и т.д. На фоне всего этого главный инспектор железнодорожных путей (который, кстати, также ехал в поезде и получил переломы) и министр путей сообщения добровольно сложили с себя полномочия, и ушли в отставку.

Как обычно, впоследствии появились и версии конспирологов, которые говорят, например, о подрыве поезда революционерами. Точно известно, что такие планы у революционных сил в то время имелись, но в данном случае этого просто не могло быть, ведь подрыв бомбы перепутать с чем-либо другим невозможно, да и следы взрывчатки непременно остались бы, а их не нашли. Так или иначе, в конечном итоге причиной аварии признали высокую скорость, которая на опасном участке пути сыграла роковую роль.

Хотя ни сам император, ни его семья в катастрофе серьезно не пострадали, потом этот инцидент сказался на здоровье государя. В тот момент, когда Александр III держал крышу поезда, давая возможность выбраться другим, он надорвал поясницу. Уже совсем скоро это дало осложнение на почки, а потом его болезнь становилась все тяжелее и тяжелее с каждым годом. В 1894 году у царя появился нефрит, он отправился в Крым для прохождения курса лечения, но медицина оказалась бессильна. Всего лишь за месяц могучий крепкий царь буквально «сгорел» и умер 1 ноября 1894 года в своем крымском Ливадийском дворце в возрасте 49 лет.

Related posts