История катастрофы императорского поезда, от последствий которой умер Александр III

"Жизнь такова, какой мы по своему нашему характеру хотим ее видеть. Мы сами придаем ей форму, как улитка своей раковине." Жюль Ренар

История катастрофы императорского поезда, от последствий которой умер Александр III

29 октября 1888 года случилась катастрофа, оставившая серьезный след в российской истории – поезд, на котором ехал российский император Александр III, попал в аварию. Непосредственно во время самой катастрофы погибло более 20 человек, но, кроме прочего, она стала косвенным виновником преждевременной кончины великого русского монарха.

Авария случилось неподалеку от Харькова, вблизи станции Борки, в 14 часов 14 минут. Тогда вся императорская семья возвращалась в столицу после своей поездки в Крым. Известно, что императорский поезд, как обычно, перед выездом из Крыма в Петербург, прошел доскональный технический осмотр, в ходе которого ничего необычного выявлено не было. Во время движения состав толкали сразу 2 паровоза, поэтому он двигался довольно быстро (скорость в момент аварии была ровно 68 км/ч). Катастрофа произошла в тот момент, когда паровозы проходили по высокой насыпи – именно там 10 вагонов из 15 сошли с рельс и перевернулись.

 

В момент аварии вся императорская семья находилась в вагоне-ресторане, и этот вагон стал одним из самых серьезно пострадавших в катастрофе. Мало того, что он перевернулся, так у него еще и обвалилась крыша, немного «придавив» императора, наследника престола, и некоторых других членов фамилии. Как известно, Александр III обладал богатырским телосложением и недюжинной физической силой, и именно он сумел приподнять эту крышу, освободив своих родных. Хоть вагон и был покорежен, родные царя, и он сам в аварии особо не пострадали, получив лишь незначительные ушибы, порезы и ссадины. Часть людей из этого вагона оказалась выброшенной на насыпь, но также отделалась совсем легко. Но хуже всего пришлось вагону, в котором ехали слуги. Он оказался наиболее поврежденным, и в нем погибли все 13 человек. В других поврежденных вагонах погибло еще 8, и, таким образом, в общем и целом катастрофа унесла жизни 23 человек (2 раненых скончались позднее).

После аварии к месту прибыл свитский поезд (который всегда двигался впереди императорского), подобрал пострадавших и отправился в дальнейший путь. По приезду в столицу началось расследование инцидента, но оно долгое время не двигалось с места – все валили вину друг на друга. Одни говорили, что всему виной слишком большая скорость, другие обвиняли трухлявые шпалы (и, соответственно, плохую работу железнодорожников) и т.д. На фоне всего этого главный инспектор железнодорожных путей (который, кстати, также ехал в поезде и получил переломы) и министр путей сообщения добровольно сложили с себя полномочия, и ушли в отставку.

Как обычно, впоследствии появились и версии конспирологов, которые говорят, например, о подрыве поезда революционерами. Точно известно, что такие планы у революционных сил в то время имелись, но в данном случае этого просто не могло быть, ведь подрыв бомбы перепутать с чем-либо другим невозможно, да и следы взрывчатки непременно остались бы, а их не нашли. Так или иначе, в конечном итоге причиной аварии признали высокую скорость, которая на опасном участке пути сыграла роковую роль.

Хотя ни сам император, ни его семья в катастрофе серьезно не пострадали, потом этот инцидент сказался на здоровье государя. В тот момент, когда Александр III держал крышу поезда, давая возможность выбраться другим, он надорвал поясницу. Уже совсем скоро это дало осложнение на почки, а потом его болезнь становилась все тяжелее и тяжелее с каждым годом. В 1894 году у царя появился нефрит, он отправился в Крым для прохождения курса лечения, но медицина оказалась бессильна. Всего лишь за месяц могучий крепкий царь буквально «сгорел» и умер 1 ноября 1894 года в своем крымском Ливадийском дворце в возрасте 49 лет.



"Мудрец счастлив, довольствуясь немногим, а глупцу всего мало; вот почему почти все люди несчастны. Франсуа де Ларошфуко"

Related posts