Хватит плодить рабов

"Стоит только поверить, что вы можете – и вы уже на полпути к цели." Теодор Рузвельт

Хватит плодить рабов

из атласа по нормальной физиологии
из атласа по нормальной физиологии

Эта заметка не о том, чтобы перестать заниматься сексом и рожать детей. Скорее, наоборот. Нужно рожать и воспитывать, но полноценно свободных Человеков, а не так, как иногда бывает, что-то родилось, выросло, да и хрен с ним, “не мы первые, не мы последние”. А вот это не факт, вполне уже дошли до того, что можем стать последними, или одними из. Но сейчас вспомним о “первых”. На заре нынешней цивилизации люди уже очень много знали, судя по литературе ведической традиции. Откуда они всё это знали – загадка. Но физики, химики, математики, психологи, биологи и медики, и прочие специалисты “НАСА”, почитайте брахманы, араньяки, упанишады и т. д.. Найдёте много для себя знакомого, только в образной форме. А что-то узнаете новое, или придётся переосмыслить, или привести в систему с другим, дополнить, увидеть в новом “свете”.

Что мы находим о победе над “злом” в переносном смысле, например, в Брихадараньяка-упанишаде. Как “богам” удалось победить “асуров”, оружием которых стало некое “зло”. Они всё перепробовали. Голос, обоняние, зрение, слух, разум, ничего не помогло. Всё было побеждено “злом”. И только дыхание помогло разбить “силы зла”. Боги победили асуров благодаря тому, что познали силу внутри себя, благодаря самим себе. Познав сущность своего тела, процессов там происходящих. А это система ритмо-циклов, базирующихся на дыхании. Переводя на упрощённый современный язык понятий получаем, что если кто-то вдруг научится влиять на наши биоритмы, тем более заставит нас нарушить ритм нашего дыхания, то этот кто-то легко нас победит. А противостоять этому может только сила духа, которую надо воспитывать в себе с детства.

Сила духа в человеке – это когда он командует своими материальными составляющими, а не наоборот. И это не есть что-то мистическое, это такая “материя”. Как говорил кто-то умный: “Глупость – это не отсутствие ума, а это такой ум”. Перефразирую: ум – это не отсутствие собственной глупости, это стремление над ней господствовать. Рабство – это не когда над тобой властвует кто-то другой, а когда ты сам себе не господин. А пусто место свято не бывает. И наоборот. Теперь ближе к телу.

Вспомните детство, среднюю школу. Начало урока. Проверка домашнего задания. Учитель долго водит ручкой сверху вниз и обратно по фамилиям в журнале, прежде чем кого-то вызвать к доске. Водит, водит, минуту, другую… . Всё это время на зло рекордам “книги Гиннесса” весь класс не дышит. Наверняка, когда вы читаете эти строки, вспоминая детство, вы даже в эти моменты задерживаете дыхание. Учитель не слышал ничего о психотехниках и древних учениях, но инстинктивно понимает, что так подчиняет волю учеников, включая самых хулиганистых. Переключение с осознания основных биоритмов организма на внешнее управление даже частично приводит к подчинению хотя бы частичному. Дальше-больше.Российских детишек совершенно никто не учит тому, как оставлять своё сознание у себя, не отдавая контроль внешним управляющим. А поэтому мы имеем то, что имеем.

Эмоция страха, напряжение. Или ожидание чуда, сказка. Кнут или пряник.

И слушатель слушает как заворожённый. Почему заворожённый? Кто-то поворожил. Скорее всего “ворог”. И раб порабощённый, завороженный, побеждённый, подчинённый, попавший под внешнее управление, несвободный, слушает. Как слушает? Затаив дыхание! А как ещё? Открывши рот! И тому подобные всем знакомые фразы исконно-русского.

И это состояние неосознанности самого себяпротивостоит свободе в человеке и в прямом и во всех искажённых смыслах слова “свобода”. И с этим нужно бороться. Воспитывать силу духа. Воспитание силы духа – путь к свободе, к победе над собой, над рабством, над своим рабским отношением ко всему. А начинается это воспитание с дыхания.

Если школьнику плохо даётся решение задач по предметам обучения или есть проблемы с поведением, не стоит сразу записывать его в число неуспевающих и безнадёжных. Возможно, что он просто не умеет правильно дышать. Точнее, его дыхательный ритм плохо сочетается с ритмами работы мозгов, головного, спинного и промежуточного. Промежуточным я называю мозжечок, кому не нравится – называйте по-своему, не суть. Суть в том, что даже отличники часто и чаще сбивают дыхательный ритм при умственных, эмоциональных и физических нагрузках. А это перерасход энергии, ухудшение работы организма в целом или в части, что рано или поздно может сказаться негативно на состояние здоровья вообще, особенно при современных образовательных и информационных требованиях.

Как устранить эти недоработки воспитания. Только привычкой. А привычка нарабатывается тренировкой, постоянными попытками упражняться. К чему должна наработаться привычка. К периодическому обращению внимания на своё дыхание. Во время умственных нагрузок, во время переключения внимания с одного объекта на другой, в момент попадания в стрессовую ситуацию, в момент возникновения эмоций, особенно сильных, гнева, страха, отчаяния, напряжённого ожидания и т. д. Почему это важно? Потому что дыхание выступает индикатором состояния. Оно всегда старается отреагировать на перечисленные и прочие моменты жизни. Либо прерывается на некоторое время, либо меняет свои ритм, глубину, периодичность. Но, самое важное, обратив внимание на дыхание, можно управлять своим состоянием в сторону улучшения и большего самоконтроля. “Победить зло” согласно упанишадским терминам.

Итак. Ребёнку необходимо сначала в игровой форме, а по мере взросления уже более серьёзно, разъяснять и давать навык по самоконтролю, состоящий из двух основных этапов.

1) Периодически привычно направлять осознанное внимание на своё дыхание в те моменты, когда оно резко меняется под воздействием внешних или внутренних факторов.

2) В случае обнаружения таких изменений переключать внимание своего сознания на мышцы передней стенки живота, от солнечного сплетения до области пониже пупка сантиметров на 5-7. И давать мысленную команду по расслаблению этих мышц с целью восстановления естественных ритма и глубины дыхания.

Вот это есть начальный и базовый этап по воспитанию силы духа в прямом и переносном смысле слов. Это самое начало, когда маленький человек становится ещё не властелином материи своего тела и трёх мозгов, но уже и не рабом этой материи, а сознательным наблюдателем-контролёром.

Как и почему это положительно скажется в дальнейшей жизни. При занятии умственным трудом работа мыслительного аппарата будет более производительной при меньших затратах энергии. Организм будет меньше изнашиваться, проблем с физическими и психическими отклонениями станет меньше. Появится возможность лучше использовать механизмы памяти, логического и интуитивного постижения, аналитические способности, критическое мышление. В случае занятий спортом, физическим трудом, выполнения военных или правоохранительных функций, сопряжённых с высоким уровнем эмоциональных и физических нагрузок, когда обычно в определённые моменты “не хватает дыхалки”, эти две элементарные привычки, выработанные с детства, помогут значительно повысить уровень боеспособности, силы, выносливости и прочая.

А сама практика такого воспитания проста и легка. Достаточно на каждом уроке в начале его, в середине и в конце потратить несколько секунд и напомнить детишкам про наблюдение за дыханием, выполнять простейшие упражнения, особенно хорошо, если они будут совмещаться с лёгкой физической разминкой. А родителям делать то же самое дома. Если бы это внедрилось в повседневную практику большинства представителей педагогического сообщества, уже через пару поколений мы бы получили совсем иное, невиданное качество населения в нашей забытой всеми богами несчастной стране, периодически меняющей свои названия, границы, экономические модели и политические формации. А если не ограничиваться этим базовым и простейшим уровнем, а пойти несколько дальше, то… . Но об этом в следующих заметках, если эта тема вызовет подлинный интерес читателей.

 

 

Источник



"Я всегда выберу ленивого человека для выполнения сложной работы, потому что он найдет легкий путь ее выполнения. Билл Гейтс"

Related posts