Хватит плодить рабов
Эта заметка не о том, чтобы перестать заниматься сексом и рожать детей. Скорее, наоборот. Нужно рожать и воспитывать, но полноценно свободных Человеков, а не так, как иногда бывает, что-то родилось, выросло, да и хрен с ним, «не мы первые, не мы последние». А вот это не факт, вполне уже дошли до того, что можем стать последними, или одними из. Но сейчас вспомним о «первых». На заре нынешней цивилизации люди уже очень много знали, судя по литературе ведической традиции. Откуда они всё это знали — загадка. Но физики, химики, математики, психологи, биологи и медики, и прочие специалисты «НАСА», почитайте брахманы, араньяки, упанишады и т. д.. Найдёте много для себя знакомого, только в образной форме. А что-то узнаете новое, или придётся переосмыслить, или привести в систему с другим, дополнить, увидеть в новом «свете».
Что мы находим о победе над «злом» в переносном смысле, например, в Брихадараньяка-упанишаде. Как «богам» удалось победить «асуров», оружием которых стало некое «зло». Они всё перепробовали. Голос, обоняние, зрение, слух, разум, ничего не помогло. Всё было побеждено «злом». И только дыхание помогло разбить «силы зла». Боги победили асуров благодаря тому, что познали силу внутри себя, благодаря самим себе. Познав сущность своего тела, процессов там происходящих. А это система ритмо-циклов, базирующихся на дыхании. Переводя на упрощённый современный язык понятий получаем, что если кто-то вдруг научится влиять на наши биоритмы, тем более заставит нас нарушить ритм нашего дыхания, то этот кто-то легко нас победит. А противостоять этому может только сила духа, которую надо воспитывать в себе с детства.
Сила духа в человеке — это когда он командует своими материальными составляющими, а не наоборот. И это не есть что-то мистическое, это такая «материя». Как говорил кто-то умный: «Глупость — это не отсутствие ума, а это такой ум». Перефразирую: ум — это не отсутствие собственной глупости, это стремление над ней господствовать. Рабство — это не когда над тобой властвует кто-то другой, а когда ты сам себе не господин. А пусто место свято не бывает. И наоборот. Теперь ближе к телу.
Вспомните детство, среднюю школу. Начало урока. Проверка домашнего задания. Учитель долго водит ручкой сверху вниз и обратно по фамилиям в журнале, прежде чем кого-то вызвать к доске. Водит, водит, минуту, другую… . Всё это время на зло рекордам «книги Гиннесса» весь класс не дышит. Наверняка, когда вы читаете эти строки, вспоминая детство, вы даже в эти моменты задерживаете дыхание. Учитель не слышал ничего о психотехниках и древних учениях, но инстинктивно понимает, что так подчиняет волю учеников, включая самых хулиганистых. Переключение с осознания основных биоритмов организма на внешнее управление даже частично приводит к подчинению хотя бы частичному. Дальше-больше.Российских детишек совершенно никто не учит тому, как оставлять своё сознание у себя, не отдавая контроль внешним управляющим. А поэтому мы имеем то, что имеем.
Эмоция страха, напряжение. Или ожидание чуда, сказка. Кнут или пряник.
И слушатель слушает как заворожённый. Почему заворожённый? Кто-то поворожил. Скорее всего «ворог». И раб порабощённый, завороженный, побеждённый, подчинённый, попавший под внешнее управление, несвободный, слушает. Как слушает? Затаив дыхание! А как ещё? Открывши рот! И тому подобные всем знакомые фразы исконно-русского.
И это состояние неосознанности самого себяпротивостоит свободе в человеке и в прямом и во всех искажённых смыслах слова «свобода». И с этим нужно бороться. Воспитывать силу духа. Воспитание силы духа — путь к свободе, к победе над собой, над рабством, над своим рабским отношением ко всему. А начинается это воспитание с дыхания.
Если школьнику плохо даётся решение задач по предметам обучения или есть проблемы с поведением, не стоит сразу записывать его в число неуспевающих и безнадёжных. Возможно, что он просто не умеет правильно дышать. Точнее, его дыхательный ритм плохо сочетается с ритмами работы мозгов, головного, спинного и промежуточного. Промежуточным я называю мозжечок, кому не нравится — называйте по-своему, не суть. Суть в том, что даже отличники часто и чаще сбивают дыхательный ритм при умственных, эмоциональных и физических нагрузках. А это перерасход энергии, ухудшение работы организма в целом или в части, что рано или поздно может сказаться негативно на состояние здоровья вообще, особенно при современных образовательных и информационных требованиях.
Как устранить эти недоработки воспитания. Только привычкой. А привычка нарабатывается тренировкой, постоянными попытками упражняться. К чему должна наработаться привычка. К периодическому обращению внимания на своё дыхание. Во время умственных нагрузок, во время переключения внимания с одного объекта на другой, в момент попадания в стрессовую ситуацию, в момент возникновения эмоций, особенно сильных, гнева, страха, отчаяния, напряжённого ожидания и т. д. Почему это важно? Потому что дыхание выступает индикатором состояния. Оно всегда старается отреагировать на перечисленные и прочие моменты жизни. Либо прерывается на некоторое время, либо меняет свои ритм, глубину, периодичность. Но, самое важное, обратив внимание на дыхание, можно управлять своим состоянием в сторону улучшения и большего самоконтроля. «Победить зло» согласно упанишадским терминам.
Итак. Ребёнку необходимо сначала в игровой форме, а по мере взросления уже более серьёзно, разъяснять и давать навык по самоконтролю, состоящий из двух основных этапов.
1) Периодически привычно направлять осознанное внимание на своё дыхание в те моменты, когда оно резко меняется под воздействием внешних или внутренних факторов.
2) В случае обнаружения таких изменений переключать внимание своего сознания на мышцы передней стенки живота, от солнечного сплетения до области пониже пупка сантиметров на 5-7. И давать мысленную команду по расслаблению этих мышц с целью восстановления естественных ритма и глубины дыхания.
Вот это есть начальный и базовый этап по воспитанию силы духа в прямом и переносном смысле слов. Это самое начало, когда маленький человек становится ещё не властелином материи своего тела и трёх мозгов, но уже и не рабом этой материи, а сознательным наблюдателем-контролёром.
Как и почему это положительно скажется в дальнейшей жизни. При занятии умственным трудом работа мыслительного аппарата будет более производительной при меньших затратах энергии. Организм будет меньше изнашиваться, проблем с физическими и психическими отклонениями станет меньше. Появится возможность лучше использовать механизмы памяти, логического и интуитивного постижения, аналитические способности, критическое мышление. В случае занятий спортом, физическим трудом, выполнения военных или правоохранительных функций, сопряжённых с высоким уровнем эмоциональных и физических нагрузок, когда обычно в определённые моменты «не хватает дыхалки», эти две элементарные привычки, выработанные с детства, помогут значительно повысить уровень боеспособности, силы, выносливости и прочая.
А сама практика такого воспитания проста и легка. Достаточно на каждом уроке в начале его, в середине и в конце потратить несколько секунд и напомнить детишкам про наблюдение за дыханием, выполнять простейшие упражнения, особенно хорошо, если они будут совмещаться с лёгкой физической разминкой. А родителям делать то же самое дома. Если бы это внедрилось в повседневную практику большинства представителей педагогического сообщества, уже через пару поколений мы бы получили совсем иное, невиданное качество населения в нашей забытой всеми богами несчастной стране, периодически меняющей свои названия, границы, экономические модели и политические формации. А если не ограничиваться этим базовым и простейшим уровнем, а пойти несколько дальше, то… . Но об этом в следующих заметках, если эта тема вызовет подлинный интерес читателей.
мысли на память
"Ты выбрался из грязи в князи, но быстро князем становясь. Не позабудь, чтобы не сглазить. Не вечны князи-вечна грязь. Омар Хайям"