Художник Николай Рерих

Художник Николай Рерих

Конспирологическая теория спецслужб Великобритании, США и СССР гласит: Николай Рерих — не просто художник. Иностранный агент. Рассказываем о его жизни на Востоке, полной приключений. И немного о теософии…

Николай Рерих учился у Архипа Куинджи, работал с Сергеем Дягилевым, руководил археологическими раскопками и старался защитить культурное наследие от разрушений во время войн. Рассказываем о его жизни и творчестве до поездки в Индию.

Николай Рерих. Заморские гости

Детство и студенческие годы. Знакомство с Архипом Куинджи

Николай Рерих родился в 1874 году в Санкт-Петербурге в интеллигентной семье. Отец — из шведской знати, поселившейся в Россию где-то в середине 1700-х годов. Мать — зажиточного купеческого рода Калашниковых. Рерихи были хорошо образованы, их связывала дружба со многими учеными того периода: химиком Дмитрием Менделеевым, историками Константином Голстунским и Николаем Костомаровым, художником Михаилом Микешиным, ставшим первым учителем живописи молодого Николая Рериха.

Николай Рерих. Песнь Сольвейг

Рерих учился в гимназии Карла Мая в Петербурге, там и решил посвятить жизнь живописи, к большой радости Микешина. Его отец был против, но Рерих оказался достаточно упрям, чтобы добиться своего.

Рерих изучал право в Санкт-Петербургском университете, слушал лекции на историческом факультете, брал уроки в Академии художеств. Одним из его преподавателей был Архип Куинджи. Рерих унаследовал от него технику «эмоционального пейзажа».

Николай Рерих. Ростов Великий

В 1895 году художник познакомился с Владимиром Стасовым, известным искусствоведом, исследователем восточного фольклора и литературы. В конце XIX века многие представители русской интеллигенции считали, что русское искусство чрезмерно следует западным вкусам, и проявляли интерес к исконно русской истории.

Ранний период: работа в редакции, раскопки, Дягилев

После окончания Петербургского университета в 1898 году Рерих устроился помощником редактора журнала «Искусство и художественная промышленность», опубликовал несколько статей там и стал автором «Мира искусства».

Николай Рерих. Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь

Рерих также работал археологом, возглавил несколько раскопок, результаты которых представил Археологическому обществу. Он стал автором книг и одним из выдающихся русских археологов своего времени.

В 1900 — 1901 годах Рерих посетил Париж, чтобы продолжить свое художественное образование у Фернана Кормона, который обучал Тулуз-Лотрека, Ван Гога, а в 1890-х годах — Борисова-Мусатова. После возвращения из Парижа Рерих женился на Елене Шапошниковой, за которой ухаживал с 1899 года. Именно под влиянием супруги он начал проявлять интерес к теософии и эзотерике.

В 1900-е годы Рерих подружился с Дягилевым, Бенуа и кругом художников «Мира искусства».

Николай Рерих. Пантелеймон-целитель

В 1903 отправился в путешествие по России для изучения традиционной русской архитектуры, старинных церквей, кремлей и монастырей.

Путешествия по России

Знаковым произведением, созданным во время путешествия, стала картина «Сокровище ангелов», начатая в 1905 году и впервые выставленная в 1911 году. Примечательно, что создавая ее, Рерих черпал вдохновение в индийском и тибетском фольклоре: на картине изображена волшебная скала Шантамани, из которой прорастает дерево жизни.

Николай Рерих. Гонец

Зарубежные выставки и работа с Дягилевым

В 1905 году прошла первая выставка Рериха за пределами России, в Праге, которая произвела фурор. В течение следующих двух лет работы художника были показаны в Вене, Мюнхене, Берлине, Венеции и на Осеннем салоне в Париже.

Николай Рерих. Поход Игоря (поздняя работа)

В 1906-1914 годах Рерих сосредоточился на монументально-декоративных проектах. Он рисовал фрески, оформлял фризы и укладывал мозаику для церквей, больниц и других общественных зданий.

Николай Рерих. Александр Невский (поздняя работа)

В 1910 году Рерих стал председателем воссозданного общества «Мир искусства», бездействовавшего с 1904 года и проработавшего в этом качестве до 1913 года. Он сотрудничал с Дягилевым в двух постановках дягилевских «Русских сезонах». Именно в это время художник впервые написал о своем желании посетить Индию.

Николай Рерих. К опере "Князь Игорь"

Во время Первой мировой войны Рерих занимался сбору средств на помощь раненым солдатам и их семьям, публично выступал за подписание международного договора — «мирного пакта», как он сам предпочитал называть его, — в котором нации согласились бы защищать художественные и культурные объекты.

Пакт Рериха и Гаагская конвенция

Идея Рериха не получала поддержки вплоть до ратификации Пакта Рериха десятью странами, включая США, в 1935 году. Гаагская конвенция о защите культурных ценностей, принятая на обращение к ЮНЕСКО в 1954 г., через семь лет после смерти Рериха, основывалось именно на этом Пакте.

Николай Рерих

Кавказ, в Финляндия и Прибалтика

Рерих все больше интересовался значением и символикой цвета. Его идеи, если не его искусство, имеют много общего с идеями его современника Василия Кандинского. Примерно в это же время славянофильские темы, характерные для его раннего творчества, стали смягчаться более универсальными духовно-философскими идеями. Мрачный дух войны и предвоенных лет находит отражение во многих картинах. Это видно в пейзажах, которые Рерих писал на Кавказе, в Финляндии и в Прибалтике, в то время входивших в состав Российской империи.

Николай Рерих

Буддийский храм в Санкт-Петербурге

В 1909 — 1915 годах Рерих, как один из крупнейших российских знатоков буддизма, участвовал в строительстве буддийского храма (или «дацана») в Санкт-Петербурге. Несмотря на противодействие Русской православной церкви, первая служба в храме была проведена в 1913 году, а официальное освящение состоялось в 1915. Храм был разграблен во время Гражданской войны в России; одно время использовался как казарма для отряда Красной Армии. В 1930-е годы все буддисты Петербурга были брошены в тюрьмы или расстреляны. Однако в начале 2000-х годов храм был полностью отреставрирован и открыт для посещения.

Николай Рерих

Из Карелии в Нью-Йорк

В 1916 году Рерих арендовал дом в Карелии и ушел в творческое уединение, но иногда приезжал в Санкт-Петербург. Февральская революция застала Рериха в столице. Он стал членом комитета по защите произведений искусства и исторических артефактов. После месяцев напряженной работы вернулся в свой дом в Карелии на отдых. Он все еще был там в мае 1918 года, когда Финляндия закрыла свои границы и провозгласила независимость, отрезав художника от родины. Рерих не возвращался в Россию много лет.

Николай Рерих

Рерих был приглашен в Стокгольм профессором Оскаром Бьорком. Там художник выставлял свои работы и выступал с докладами. В 1919 году он уехал в Лондон, где воссоединился с Дягилевым. Осенью 1920 года живописец отправился в США по приглашению Чикагского института искусств. Его первая из запланированной серии из 30 выставок в стране прошла 4 декабря в Нью-Йорке.

Рерих много путешествовал по США. Он был особым поклонником пустынных пейзажей Юго-Запада и очень интересовался произведениями искусства коренных американцев. Лето 1922 года он провел в колонии художников на острове Монхеган, штат Мэн. Большая часть его художественных произведений этого периода включает пейзажи, например. Песня водопада и Песня полумесяца (обе 1920 г.). Примерно в это же время Николай и Елена Рерихи начали проповедовать мистическую философию «Агни-Йоги», которая, как они утверждали, произошла от учений восточных святых и описывалась как «Учение Живой Этики», и которая была сильно вдохновлена по теософии.

Николай Рерих

В 1921 году Рерих основал международную ассоциацию художников Cor Ardens (лат. «Пылающие сердца»), целью которой было познакомить американскую публику с современным искусством Старого Света. В 1922 году за этим последовало основание международного культурного центра Corona Mundi («Корона мира»), в котором основное внимание уделялось самобытному искусству культур и народов всего мира. Рерих нашел и спонсоров, готовых профинансировать путешествие в Индию — давнюю мечту художника.

Рерихи направились на север в грандиозное путешествие по Индийским Гималаям. Они останавливались в Джайпуре, Бенаресе (современном Варанаси) и в Сиккиме, расположенном на тибетской границе. Рерих много писал: во время путешествия он создал серии «Гималаи» и «Его страна».

Николай Рерих. Гималаи. Розовые горы

Рерих вернулся в США в конце 1924 года, чтобы сообщить о своих открытиях, выставить работы и заручиться поддержкой для более длительной поездки. В этом он преуспел, и в 1925 году вернулся в Индию.

Николай Рерих. Гималаи. Сияющие вершины

На этот раз его путь лежал в Кашмир на северо-западе Индии, а оттуда в независимое королевство Тибет, где он надеялся найти доказательства, подтверждающие популярную среди теософов теорию о том, что Иисус Христос в молодости путешествовал, жил и проповедовал в Тибете.

Николай Рерих. Звезда утра

Его экспедиция прошла через Западный Тибет, перезимовала в горах и в апреле 1926 года прибыла в Урумчи в Западном Китае. В Урумчи Рерих обратился к советскому правительству за визой, которая была ему предоставлена, и 29 мая его экспедиция пересекла границу СССР.

Николай Рерих

Иностранный агент

Популярная теория заговора гласит, будто Рерих был советским шпионом, а его тибетская экспедиция поддерживалась и финансировалась СССР, заинтересованным в расширении своего влияния в Центральной Азии. Но в то время как американские и британские спецслужбы предполагали, что Рерих мог работать на СССР, советская разведка беспокоилась об обратном: что он был американским или британским агентом. На это указывают несколько документов из советских архивов, обнародованных после распада СССР.

Николай Рерих. Магомет на горе Хира

В любом случае художника встретили довольно прохладно. В июне он прибыл поездом в Москву, где выступил с докладами и выставил работы, написанные при переходе через Гималаи. Большое количество из них он подарил Советскому правительству.

Путь на Восток

В Москве живописец пробыл недолго, и в августе снова отправился на Восток. Он прибыл в алтайский город Верхний Уймон, где тогда, как и сейчас, находилась колония старообрядцев, еретической секты Русской православной церкви. Здесь Рерих написал одну из своих основополагающих работ «Беловодье», буквально означающее «Белые воды». Это мифическая земля в славянской мифологии, сродни Шамбале буддийской веры.

Николай Рерих. Путь к вершинам

К сентябрю Рерих был в Улан-Баторе (Монголия), где был вынужден провести зиму, так как среднеазиатские горы совершенно непроходимы в снегу. Его экспедиция отправилась в путь в апреле следующего года. Художник запросил разрешение на въезд в Лхасу, столицу Тибета, которая была закрыта для всех иностранцев, кроме тех, у кого было разрешение Далай-ламы. Тибетское правительство колебалось. Хотя официально они были независимыми, им пришлось балансировать, чтобы сохранить свою независимость от Великобритании, с одной стороны, и Китая, с другой. В конечном итоге просьба художника была отклонена.

Николай Рерих. Змий древний

Эти разбирательства вызвали значительную задержку экспедиции Рериха. Не имея возможности вернуться в Монголию или отправиться в Индию, участники решили провести зиму в Гималаях. Весной 1928 года экспедиция прибыла в Сикким в Британской Индии.

Николай Рерих

Гималаи

Долгий путь с его окольными путями лишь еще больше увлек Рериха Азией и ее тайнами. Изгнанный со своей родины и не имеющий ни дома, ни имущества нигде в мире, живописец решил поселиться в предгорьях Гималаев. В конце концов он купил дом в районе Кулу на севере Индии. Здесь же он основал Институт гималайских исследований Урусвати, который служил ему базой для будущих путешествий по сердцу Азии.

Николай Рерих

Нью-Йорк

В 1929 году Рерих совершил поездку в Нью-Йорк. Цель поездки была многогранной.

Во-первых, художник в это время активно отстаивал свой международный «пакт о мире», по которому страны соглашались на защиту культурных ценностей и произведений искусства во время войны. Соединенные Штаты присоединятся к пакту в 1935 году. Как упоминалось ранее, этот договор станет основой для Гаагской конвенции 1954 года.

Николай Рерих

Во-вторых, Рерих привез из Индии многие свои новые работы для экспонирования в Музее Николая Рериха.

В-третьих, художник хотел обеспечить финансирование своего нового института и будущих путешествий по Средней Азии. Последнее оказалось самой трудной задачей. С крахом фондового рынка стало намного меньше меценатов, желающих спонсировать Рериха. В конечном итоге художнику повезло: он получил финансирование от Министерства сельского хозяйства США, интересовавшегося исследованиями восточных растений.

Николай Рерих

Между 1929 и 1934 годами Рерих совершил несколько путешествий по Великим горным хребтам Азии, в конце каждого он отправлял картины и образцы растений в Нью-Йорк.

Теософия

Во второй половине 1930-х годов Рерих меньше путешествовал, ему исполнилось 60 лет. Он был поглощен теософскими идеями и проповедовал свою собственную эзотерическую философию Агни-Йоги. В его искусстве фигурировали пророки различных религий, которые, по мнению теософов, были воплощением одной сверхъестественной сущности, Майтрейи, периодически появлявшейся на Земле.

Николай Рерих

В 1941 году, получив известие о внезапном нападении Германии на СССР, Рерих организовал выставку в пользу Красного Креста. Хотя художник мысленно дистанцировался от Европы и ее политики, вторжение на родину было для него болезненным. В 1945 году, после того как союзники вышли из войны победителями, он написал в редакционной статье: «В далеких Гималаях мы очень рады слышать, что Великая Русь побеждает». Формулировка с отсылкой не устраивала руководство СССР.

Николай Рерих

После войны живописцу очень хотелось вернуться на родину. Однако напряженные отношения между СССР и Западом помешали ему осуществить это желание. Николай Рерих скончался 13 декабря 1947 года в своем доме в Кулу, в Индии. Последними его картинами стали «Огни Ганга» и «Приказ наставника».

ArtCollecting.Info

Related posts