Художник Николай Рерих

"Исходя из сути и природы бытия, противоречий не существует. Проверьте исходные данные, одно из них неверно..." Айн Рэнд

Художник Николай Рерих

Конспирологическая теория спецслужб Великобритании, США и СССР гласит: Николай Рерих — не просто художник. Иностранный агент. Рассказываем о его жизни на Востоке, полной приключений. И немного о теософии…

Николай Рерих учился у Архипа Куинджи, работал с Сергеем Дягилевым, руководил археологическими раскопками и старался защитить культурное наследие от разрушений во время войн. Рассказываем о его жизни и творчестве до поездки в Индию.

Николай Рерих. Заморские гости

Детство и студенческие годы. Знакомство с Архипом Куинджи

Николай Рерих родился в 1874 году в Санкт-Петербурге в интеллигентной семье. Отец — из шведской знати, поселившейся в Россию где-то в середине 1700-х годов. Мать — зажиточного купеческого рода Калашниковых. Рерихи были хорошо образованы, их связывала дружба со многими учеными того периода: химиком Дмитрием Менделеевым, историками Константином Голстунским и Николаем Костомаровым, художником Михаилом Микешиным, ставшим первым учителем живописи молодого Николая Рериха.

Николай Рерих. Песнь Сольвейг

Рерих учился в гимназии Карла Мая в Петербурге, там и решил посвятить жизнь живописи, к большой радости Микешина. Его отец был против, но Рерих оказался достаточно упрям, чтобы добиться своего.

Рерих изучал право в Санкт-Петербургском университете, слушал лекции на историческом факультете, брал уроки в Академии художеств. Одним из его преподавателей был Архип Куинджи. Рерих унаследовал от него технику «эмоционального пейзажа».

Николай Рерих. Ростов Великий

В 1895 году художник познакомился с Владимиром Стасовым, известным искусствоведом, исследователем восточного фольклора и литературы. В конце XIX века многие представители русской интеллигенции считали, что русское искусство чрезмерно следует западным вкусам, и проявляли интерес к исконно русской истории.

Ранний период: работа в редакции, раскопки, Дягилев

После окончания Петербургского университета в 1898 году Рерих устроился помощником редактора журнала «Искусство и художественная промышленность», опубликовал несколько статей там и стал автором «Мира искусства».

Николай Рерих. Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь

Рерих также работал археологом, возглавил несколько раскопок, результаты которых представил Археологическому обществу. Он стал автором книг и одним из выдающихся русских археологов своего времени.

В 1900 — 1901 годах Рерих посетил Париж, чтобы продолжить свое художественное образование у Фернана Кормона, который обучал Тулуз-Лотрека, Ван Гога, а в 1890-х годах — Борисова-Мусатова. После возвращения из Парижа Рерих женился на Елене Шапошниковой, за которой ухаживал с 1899 года. Именно под влиянием супруги он начал проявлять интерес к теософии и эзотерике.

В 1900-е годы Рерих подружился с Дягилевым, Бенуа и кругом художников «Мира искусства».

Николай Рерих. Пантелеймон-целитель

В 1903 отправился в путешествие по России для изучения традиционной русской архитектуры, старинных церквей, кремлей и монастырей.

Путешествия по России

Знаковым произведением, созданным во время путешествия, стала картина «Сокровище ангелов», начатая в 1905 году и впервые выставленная в 1911 году. Примечательно, что создавая ее, Рерих черпал вдохновение в индийском и тибетском фольклоре: на картине изображена волшебная скала Шантамани, из которой прорастает дерево жизни.

Николай Рерих. Гонец

Зарубежные выставки и работа с Дягилевым

В 1905 году прошла первая выставка Рериха за пределами России, в Праге, которая произвела фурор. В течение следующих двух лет работы художника были показаны в Вене, Мюнхене, Берлине, Венеции и на Осеннем салоне в Париже.

Николай Рерих. Поход Игоря (поздняя работа)

В 1906-1914 годах Рерих сосредоточился на монументально-декоративных проектах. Он рисовал фрески, оформлял фризы и укладывал мозаику для церквей, больниц и других общественных зданий.

Николай Рерих. Александр Невский (поздняя работа)

В 1910 году Рерих стал председателем воссозданного общества «Мир искусства», бездействовавшего с 1904 года и проработавшего в этом качестве до 1913 года. Он сотрудничал с Дягилевым в двух постановках дягилевских «Русских сезонах». Именно в это время художник впервые написал о своем желании посетить Индию.

Николай Рерих. К опере "Князь Игорь"

Во время Первой мировой войны Рерих занимался сбору средств на помощь раненым солдатам и их семьям, публично выступал за подписание международного договора — «мирного пакта», как он сам предпочитал называть его, — в котором нации согласились бы защищать художественные и культурные объекты.

Пакт Рериха и Гаагская конвенция

Идея Рериха не получала поддержки вплоть до ратификации Пакта Рериха десятью странами, включая США, в 1935 году. Гаагская конвенция о защите культурных ценностей, принятая на обращение к ЮНЕСКО в 1954 г., через семь лет после смерти Рериха, основывалось именно на этом Пакте.

Николай Рерих

Кавказ, в Финляндия и Прибалтика

Рерих все больше интересовался значением и символикой цвета. Его идеи, если не его искусство, имеют много общего с идеями его современника Василия Кандинского. Примерно в это же время славянофильские темы, характерные для его раннего творчества, стали смягчаться более универсальными духовно-философскими идеями. Мрачный дух войны и предвоенных лет находит отражение во многих картинах. Это видно в пейзажах, которые Рерих писал на Кавказе, в Финляндии и в Прибалтике, в то время входивших в состав Российской империи.

Николай Рерих

Буддийский храм в Санкт-Петербурге

В 1909 — 1915 годах Рерих, как один из крупнейших российских знатоков буддизма, участвовал в строительстве буддийского храма (или «дацана») в Санкт-Петербурге. Несмотря на противодействие Русской православной церкви, первая служба в храме была проведена в 1913 году, а официальное освящение состоялось в 1915. Храм был разграблен во время Гражданской войны в России; одно время использовался как казарма для отряда Красной Армии. В 1930-е годы все буддисты Петербурга были брошены в тюрьмы или расстреляны. Однако в начале 2000-х годов храм был полностью отреставрирован и открыт для посещения.

Николай Рерих

Из Карелии в Нью-Йорк

В 1916 году Рерих арендовал дом в Карелии и ушел в творческое уединение, но иногда приезжал в Санкт-Петербург. Февральская революция застала Рериха в столице. Он стал членом комитета по защите произведений искусства и исторических артефактов. После месяцев напряженной работы вернулся в свой дом в Карелии на отдых. Он все еще был там в мае 1918 года, когда Финляндия закрыла свои границы и провозгласила независимость, отрезав художника от родины. Рерих не возвращался в Россию много лет.

Николай Рерих

Рерих был приглашен в Стокгольм профессором Оскаром Бьорком. Там художник выставлял свои работы и выступал с докладами. В 1919 году он уехал в Лондон, где воссоединился с Дягилевым. Осенью 1920 года живописец отправился в США по приглашению Чикагского института искусств. Его первая из запланированной серии из 30 выставок в стране прошла 4 декабря в Нью-Йорке.

Рерих много путешествовал по США. Он был особым поклонником пустынных пейзажей Юго-Запада и очень интересовался произведениями искусства коренных американцев. Лето 1922 года он провел в колонии художников на острове Монхеган, штат Мэн. Большая часть его художественных произведений этого периода включает пейзажи, например. Песня водопада и Песня полумесяца (обе 1920 г.). Примерно в это же время Николай и Елена Рерихи начали проповедовать мистическую философию «Агни-Йоги», которая, как они утверждали, произошла от учений восточных святых и описывалась как «Учение Живой Этики», и которая была сильно вдохновлена по теософии.

Николай Рерих

В 1921 году Рерих основал международную ассоциацию художников Cor Ardens (лат. «Пылающие сердца»), целью которой было познакомить американскую публику с современным искусством Старого Света. В 1922 году за этим последовало основание международного культурного центра Corona Mundi («Корона мира»), в котором основное внимание уделялось самобытному искусству культур и народов всего мира. Рерих нашел и спонсоров, готовых профинансировать путешествие в Индию — давнюю мечту художника.

Рерихи направились на север в грандиозное путешествие по Индийским Гималаям. Они останавливались в Джайпуре, Бенаресе (современном Варанаси) и в Сиккиме, расположенном на тибетской границе. Рерих много писал: во время путешествия он создал серии «Гималаи» и «Его страна».

Николай Рерих. Гималаи. Розовые горы

Рерих вернулся в США в конце 1924 года, чтобы сообщить о своих открытиях, выставить работы и заручиться поддержкой для более длительной поездки. В этом он преуспел, и в 1925 году вернулся в Индию.

Николай Рерих. Гималаи. Сияющие вершины

На этот раз его путь лежал в Кашмир на северо-западе Индии, а оттуда в независимое королевство Тибет, где он надеялся найти доказательства, подтверждающие популярную среди теософов теорию о том, что Иисус Христос в молодости путешествовал, жил и проповедовал в Тибете.

Николай Рерих. Звезда утра

Его экспедиция прошла через Западный Тибет, перезимовала в горах и в апреле 1926 года прибыла в Урумчи в Западном Китае. В Урумчи Рерих обратился к советскому правительству за визой, которая была ему предоставлена, и 29 мая его экспедиция пересекла границу СССР.

Николай Рерих

Иностранный агент

Популярная теория заговора гласит, будто Рерих был советским шпионом, а его тибетская экспедиция поддерживалась и финансировалась СССР, заинтересованным в расширении своего влияния в Центральной Азии. Но в то время как американские и британские спецслужбы предполагали, что Рерих мог работать на СССР, советская разведка беспокоилась об обратном: что он был американским или британским агентом. На это указывают несколько документов из советских архивов, обнародованных после распада СССР.

Николай Рерих. Магомет на горе Хира

В любом случае художника встретили довольно прохладно. В июне он прибыл поездом в Москву, где выступил с докладами и выставил работы, написанные при переходе через Гималаи. Большое количество из них он подарил Советскому правительству.

Путь на Восток

В Москве живописец пробыл недолго, и в августе снова отправился на Восток. Он прибыл в алтайский город Верхний Уймон, где тогда, как и сейчас, находилась колония старообрядцев, еретической секты Русской православной церкви. Здесь Рерих написал одну из своих основополагающих работ «Беловодье», буквально означающее «Белые воды». Это мифическая земля в славянской мифологии, сродни Шамбале буддийской веры.

Николай Рерих. Путь к вершинам

К сентябрю Рерих был в Улан-Баторе (Монголия), где был вынужден провести зиму, так как среднеазиатские горы совершенно непроходимы в снегу. Его экспедиция отправилась в путь в апреле следующего года. Художник запросил разрешение на въезд в Лхасу, столицу Тибета, которая была закрыта для всех иностранцев, кроме тех, у кого было разрешение Далай-ламы. Тибетское правительство колебалось. Хотя официально они были независимыми, им пришлось балансировать, чтобы сохранить свою независимость от Великобритании, с одной стороны, и Китая, с другой. В конечном итоге просьба художника была отклонена.

Николай Рерих. Змий древний

Эти разбирательства вызвали значительную задержку экспедиции Рериха. Не имея возможности вернуться в Монголию или отправиться в Индию, участники решили провести зиму в Гималаях. Весной 1928 года экспедиция прибыла в Сикким в Британской Индии.

Николай Рерих

Гималаи

Долгий путь с его окольными путями лишь еще больше увлек Рериха Азией и ее тайнами. Изгнанный со своей родины и не имеющий ни дома, ни имущества нигде в мире, живописец решил поселиться в предгорьях Гималаев. В конце концов он купил дом в районе Кулу на севере Индии. Здесь же он основал Институт гималайских исследований Урусвати, который служил ему базой для будущих путешествий по сердцу Азии.

Николай Рерих

Нью-Йорк

В 1929 году Рерих совершил поездку в Нью-Йорк. Цель поездки была многогранной.

Во-первых, художник в это время активно отстаивал свой международный «пакт о мире», по которому страны соглашались на защиту культурных ценностей и произведений искусства во время войны. Соединенные Штаты присоединятся к пакту в 1935 году. Как упоминалось ранее, этот договор станет основой для Гаагской конвенции 1954 года.

Николай Рерих

Во-вторых, Рерих привез из Индии многие свои новые работы для экспонирования в Музее Николая Рериха.

В-третьих, художник хотел обеспечить финансирование своего нового института и будущих путешествий по Средней Азии. Последнее оказалось самой трудной задачей. С крахом фондового рынка стало намного меньше меценатов, желающих спонсировать Рериха. В конечном итоге художнику повезло: он получил финансирование от Министерства сельского хозяйства США, интересовавшегося исследованиями восточных растений.

Николай Рерих

Между 1929 и 1934 годами Рерих совершил несколько путешествий по Великим горным хребтам Азии, в конце каждого он отправлял картины и образцы растений в Нью-Йорк.

Теософия

Во второй половине 1930-х годов Рерих меньше путешествовал, ему исполнилось 60 лет. Он был поглощен теософскими идеями и проповедовал свою собственную эзотерическую философию Агни-Йоги. В его искусстве фигурировали пророки различных религий, которые, по мнению теософов, были воплощением одной сверхъестественной сущности, Майтрейи, периодически появлявшейся на Земле.

Николай Рерих

В 1941 году, получив известие о внезапном нападении Германии на СССР, Рерих организовал выставку в пользу Красного Креста. Хотя художник мысленно дистанцировался от Европы и ее политики, вторжение на родину было для него болезненным. В 1945 году, после того как союзники вышли из войны победителями, он написал в редакционной статье: «В далеких Гималаях мы очень рады слышать, что Великая Русь побеждает». Формулировка с отсылкой не устраивала руководство СССР.

Николай Рерих

После войны живописцу очень хотелось вернуться на родину. Однако напряженные отношения между СССР и Западом помешали ему осуществить это желание. Николай Рерих скончался 13 декабря 1947 года в своем доме в Кулу, в Индии. Последними его картинами стали «Огни Ганга» и «Приказ наставника».

ArtCollecting.Info

Нигде в мире не было построено такого грандиозного сооружения, как Змеиногорская гидросиловая установка. Она была единственной в мире не только по масштабу, но и по типу сооружения на протяжении XVIII- XIV вв. В Змеиногорске сохранились: штольни, водоотливной канал от плотины до Екатерининской шахты, в подземных горизонтах сохранилось единственное в мире сооружение- водоналивное колесо. Город посещали, в нем жили и работали выдающие люди России и Европы.

релевантная информация

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages

мысли на память

"Чем ниже человек душой, Тем выше задирает нос. Он носом тянется туда, Куда душою не дорос. Омар Хайям"

RT на русском Новости RT на русском языке

Related posts