Грифоны, стерегущие золото!?

"Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя." Лев Толстой ©

«Грифоны, стерегущие золото» у Геродота. Кто такие?

Человек так устроен, что жаждет иметь хоть какое-то представление обо всём. Заметьте, речь не идёт о «знать» — знать всё объективно затруднительно, да и далеко не все к этому стремятся. Просто есть потребность в картине мира без белых пятен — поскольку так спокойнее и комфортнее. И потому, если достоверной информации о чём-то основательно недостаёт, человеку свойственно закрывать эту брешь хоть чем-нибудь. Слухами. Мифами. Явной выдумкой.

Древние греки не располагали достоверной информацией о том, что творилось за пределами известных им Средиземноморья и Ближнего Востока — и потому помещали на границах ойкумены племена из мифов и легенд, одно описание которых зачастую выглядит фантастически.

Так, по пути к уже явно мифическим гипербореям в «Истории» Геродота последовательно помещаются народы массагетов, исседонов, загадочных одноглазых аримаспов и противостоящих им грифонов, стерегущих золотые рудники в далёких горах.

"Грифоны, стерегущие золото" у Геродота. Кто такие?

Массагеты и исседоны, при этом — народы вполне исторические, с которыми греки, пусть через вторые персидские руки, но всё-таки были знакомы. Аримаспы же — народ скорее всего вымышленный, поскольку, кроме Геродота, упоминаются только в одном источнике, который по жанровой принадлежности на современный лад можно было бы назвать «фэнтези». Во всяком случае, никакого более-менее подходящего прототипа для аримаспов науке на настоящий момент ещё не известно.

Самый же сказочный народ в числе упомянутых — это, казалось бы, грифоны, поскольку ну не могли же и в самом деле где-то водиться орлольвы. Биология на сей счёт очень сильно против.

Вот только археология не только допускает наличие явного прототипа геродотовских грифонов, но даже конкретно указывает, кем они могли быть.

Речь об открытой в 1865-м году на Горном Алтае Пазырыкской археологической культуре, время существования которой датируется интервалом между VI и II веками до нашей эры. То есть, и при Геродоте, и даже сильно позже они вполне там присутствовали — как раз за массагетами и исседонами.

Кстати, именно к этой культуре принадлежала нашумевшая и овеянная множеством уже современных мифов и легенд «принцесса», мумия которой была найдена на плато Укок.

Реконструкция внешности "принцессы"
Реконструкция внешности «принцессы»

Пазырыкцев можно назвать двоюродными-троюродными братьями скифов. Точная степень родства — вопрос открытый, всё же регион между Алтаем и Тянь-Шанем с глубокой древности и почти до конца Средневековья был тем ещё проходным двором, открытым для миграций во все стороны, и там все так перемешались со всеми, что концы найти очень сложно (а домыслами, тем более — политизированными, я оперировать не буду и вам не советую, напрасное это занятье). Тем не менее, какое-то родство с древними индоевропейскими кочевниками евразийских степей в случае пазырыкцев весьма очевидно.

Сами же пазырыкцы были отчасти — кочевыми скотоводами, а отчасти — оседлыми металлургами. Последнее, кстати, во многом и подводит к отождествлению их с геродотовскими грифонами — поскольку золото на Алтае очень даже есть.

А главное — грифонов пазырыкцы очень даже уважали. И изображения их делали на всём подряд. На конской сбруе, предметах обихода, одежде, коврах, ювелирных украшениях и многом другом. Нередко грифоны встречаются и в обнаруженных на пазырыкских мумиях татуировках — вроде бы, такая есть и на той самой «принцессе».

Это не золотая бляха, как может показаться, а деревянный конский налобник
Это не золотая бляха, как может показаться, а деревянный конский налобник

Видимо, крылатые орлольвы символизировали для пазырыкцев что-то очень важное, на уровне племенного тотема. А как бы вы называли в разговорной речи подобный народ, доведись вам с ним соседствовать? Да скорее всего именно «грифонами».

Вот только пока сведения о них через множество пересказов шли до древней Эллады, кавычки вокруг этого термина, образно выражаясь, отвалились. И так у Геродота грифоны получились на полном серьёзе.

Что же до исторической судьбы этого племени, то оно, в общем-то, никуда особо и не делось. Если брать наиболее прямых потомков, то это телеуты. И да, изменились они по сравнению с предками сильно — однако, и времени сколько прошло.

Related posts

Leave a Comment

19 + 4 =