Главные провалы СССР: самые дорогостоящие технические неудачи!

"Когда весь мир настроен против вас, вспомните, что самолет взлетает не по ветру, а против него." Генри Форд

Главные провалы СССР: самые дорогостоящие технические неудачи!

В их разработку были вложены миллиарды….

Советский Союз не случайно носил статус мировой сверхдержавы, так как только ему и США были по силам очень амбициозные проекты. Рассказываем три дорогих, но провальных проекта советской оборонки: мы должны были ими гордиться, но увы…
Главные провалы СССР: самые дорогостоящие технические неудачи

Космический шаттл

Одним из самых сложных и дорогих проектов СССР было создание комплекса «Энергия-Буран». Это был ответ на американскую программу Space Shuttle, которая вызвала у руководства СССР серьезную озабоченность. Поэтому 27 января 1976 года Совет Министров СССР принял постановление №132–51 о разработке многоразового космического корабля «Буран» и ракеты-носителя сверхтяжелого класса «Энергия». Ничего подобного в СССР ещё не создавалось, поэтому на проект была потрачена колоссальная сумма в размере 15,5 миллиардов рублей. Участие в проекте приняли 86 министерств и ведомств, а также 1286 предприятий. Без преувеличения – «Энергию-Буран» создавали и строили всей страной.

Но это были далеко не последние траты. Помимо ракеты-носителя и космического челнока в рамках этой программы был реализован и ещё один проект: создание тяжелого транспортного самолета Ан-225 «Мрiя», на который также были потрачены весьма значительные суммы и который единственным из всей троицы оказался востребован в постперестроечные времена и эксплуатируется в наши дни. В то время как ракета-носитель «Энергия» и многоразовый челнок «Буран» потеряли свою актуальность сразу же после распада СССР.

Главные провалы СССР: самые дорогостоящие технические неудачи

Ракета-носитель «Энергия» до сих пор поражает воображение: полная масса 2400 тонн, высота 59 метров, грузоподъемность – 140 тонн. Она могла не только выводить в космос многоразовые корабли, но и другой груз, чем выгодно отличалась от американского аналога. Планировалась, что с помощью «Энергии» на орбиты будут выводиться грузы не только военного назначения, но и фрагменты орбитальных станций и кораблей для межпланетных миссий. Но так получилось, что «Энергия» всего два раза слетала в космос, после чего навечно оказалась прикована к земле.

«Бурану» повезло ещё меньше – в космосе он побывал всего один раз, 15 ноября 1989 года, вписав последнюю яркую строчку в летопись советской космонавтики. 105-тонный космический корабль мог выполнить до сотни полетов, но жизнь его закончилась в 2002 году под обломками рухнувшей крыши одного из ангаров космодрома Байконур.

Главные провалы СССР: самые дорогостоящие технические неудачи

В 1989 году «Буран» и «Мрiя» побывали на авиашоу в Ле-Бурже, вызвав всеобщее восхищение, но уже через два года они оказались в разных странах – «Буран» до сих пор находится в Казахстане, а «Мрiя» принадлежит Украине. Из-за распада СССР дорогостоящая программа «Энергия-Буран» умерла, едва успев родиться, однако первый и последний полет «Бурана» в полностью беспилотном режиме стал для своего времени уникальным достижением.

Суперавианосцы

Ещё один амбициозный и дорогостоящий проект – атомные авианосцы класса «Ульяновск», который также не был реализован из-за распада СССР. Приступив к строительству авианосного флота в начале семидесятых годах прошлого века, к середине восьмидесятых годов советские конструкторы смогли разработать проект первого в истории страны атомного авианосца класса «Ульяновск» (проект 1143.7). Строительство первого авианосца началось в 1988 году на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, а всего планировалось построить четыре корабля этого класса, стоимостью два миллиарда рублей каждый.

Главные провалы СССР: самые дорогостоящие технические неудачи

В отличие от американских атомных авианосцев, корабли класса «Ульяновск» классифицировались как тяжелые авианесущие крейсера (ТАВКР) и помимо авиакрыла имели противокорабельные ракеты с дальностью стрельбы 600 километров. То есть советские ТАВКР могли бороться с кораблями противника и без авиации (у американских авианосцев такой возможности не было).

Если бы корабли класса «Ульяновск» вошли в строй, то это были бы одними из сильнейших военных кораблей в мире. Проектное водоизмещение кораблей составляло 80 тысяч тонн, длина – 302 метра, ширина – 75 метров, экипаж, включая летчиков и техников авиакрыла – 3800 человек. Атомная энергетическая установка состояла из четырех реакторов совокупной мощность 280 000 л.с., что позволяло кораблю развивать скорость в 30 узлов.

Главные провалы СССР: самые дорогостоящие технические неудачи

Первый ТАВКР планировалось ввести в состав флота в 1995 году, но уже в конце 1991 года начался делёж недостроенного «Ульяновска» между Россией и Украиной. И в конце концов обе страны от него отказались. Да и достроить его в условиях развалившегося единого экономического пространства было невозможно, о чем прямо заявил директор Черноморского судостроительного завода Ю. И. Макаров на прошедшем в конце 1991 года совещании. Приговор был однозначным – «Ульяновск» пустить на слом. После того как судьба «Ульяновска» была решена, были прекращены работы по созданию палубного самолета дальнего радиолокационного обнаружения Як-44, который должен был входить в состав авиакрыла первого советского атомного авианосца.

Изделие 100

Американские авианосные соединения всегда вызывали серьезную озабоченность у советских военных, вот почему в середине шестидесятых годов прошлого века было принято решение о разработке сверхзвукового самолета – «убийцы авианосцев». Самолет должен был быть не просто быстрым, а очень быстрым и развивать скорость более 3000 км/ч для успешного прорыва вражеской противовоздушной обороны. В конкурсе участвовали ОКБ Туполева, Яковлева и Сухого и именно последнее бюро предложило самолет, заинтересовавший военных.

Главные провалы СССР: самые дорогостоящие технические неудачи

Сверхзвуковой бомбардировщик-разведчик Т-4, или «изделие 100» – «сотка», должен был разгоняться до 3200 км/ч и вооружаться двумя противокорабельными ракетами с дальностью стрельбы 500 километров. «Сотка» стала настоящим инженерно-техническим шедевром, при разработке которой было запатентовано почти 600 изобретений. Высокая скорость обусловила применение уникальных жаропрочных сплавов, фюзеляж самолета частично изготавливался из титана, на нем использовались специальная резина и другие материалы, ранее не встречавшиеся на советских самолетах. «Сотку» оснастили всеми последними разработками советской радиоэлектронной промышленности, в частности, она получила новейшую электродистанционную систему управления.

Разумеется, все это сказалось на цене. Только на одни опытно-конструкторские работы было потрачено 182 миллиона рублей, а общие затраты на этот проект составили 1,3 миллиарда рублей. ВВС планировали заказать 250 бомбардировщиков Т-4, на что ещё пришлось бы потратить около 5,5 млрд рублей (и это не считая стоимости вооружения и эксплуатации).

Главные провалы СССР: самые дорогостоящие технические неудачи

Но когда ОКБ Туполева предложило вместо «сотки» принять на вооружение более дешевый бомбардировщик Ту-22М, цена которого при запуске в серию была бы в два раза меньше, на проекте Т-4 поставили крест. Впрочем, потраченные миллионы рублей не оказались выброшенными на ветер и многие инженерные решения, примененные на «сотке», впоследствии использовались при разработке других самолетов, а доработанная электродистанционная система управления перекочевала с Т-4 на истребитель Су-27. Тем не менее, бомбардировщик Сухого остался в истории как одна из самых дорогих и амбициозных авиационных разработок советской «оборонки».



""Дерево виновато в том, что привлекло удар молнии, так же, как молния виновата в том, что выбрала это дерево для попадания." Книга Мирдада"

Related posts