Гигантские рисунки деревьев Алтайских гор?

"Оптимизм - это доктрина, утверждающая, что все прекрасно, включая безобразное, все хорошо, особенно плохое, и все правильно, в том числе неправильное… Доктрина эта передается по наследству, однако, к счастью, не заразна." Амброз Бирс

Алтай. Видели гигантские рисунки деревьев на горах?

Мы приехали с сыном в Аскат на урок математики. И пока Настя объясняла Ярославу «дроби», я раскрыла тетрадь с намерением что-нибудь написать.

В этой «дробной» атмосфере меня потянуло на вот какие рассуждения…

Фото Ольга Шадрина. В долине Аргута

Обращали ли вы внимание, что на некоторых высоких горах, лишенных растительности и имеющих осыпные склоны, внимательному наблюдателю видятся большие рисунки одиночных деревьев. Рисунки эти огромных размеров и иногда охватывают добрую треть горы. Создавалось впечатление, что деревья эти будто скопированы с детских рисунков, с которыми их роднит манера исполнения. Впервые подобные дерева я на склонах гор увидела в долине реки Аргут ниже устья реки Карагем. Эти «Карагемские деревья» мне показались почти классическими. У них есть ствол, корни, ветви, которые по обе стороны от ствола подняты вверх примерно под углом 45 градусов. Располагаются рисунки в верхних частях высоких, почти пирамидальных скалистых гор, воздымающихся в секторе между реками Карагем и Аргут.

Да, стоит отметить, что «Карагемкие деревья» я увидела, рассматривая скифский царский курган, возможно даже керексур. От насыпи кургана, в сторону горы с «деревом» шла линия из установленных каменных стел. При осмотре создавалось впечатление, что эта череда камней являлась указателем.

Совпадение ли это?

— Мистика – подумала я.

-Не дать — не взять — «древо вечной жизни».

Еще там, в долине Аргута, глядя на эти Карагемские «чудо-деревья», мне вспомнился петроглиф дерева на писанице в устье реки Карбан. Я мысленно провела параллель между ними. Карбановские деревья – это петроглифы, что располагаются на скалах приустьевой части реки Карбан (левого притока Катуни) на ее левом берегу. На мой взгляд, разница между ними была лишь в размере.

Смотрите и судите сами.

Фото Ольга Шадрина. Карбан

На скалах, что находятся с левой стороны от реки Карбан, зафиксированы наскальные рисунки, созданные в стиле граффити. Стоит отметить, что это единственное местонахождение подобных петроглифов в среднем течении Катуни. Среди петроглифов отмечены изображения: деревьев, двугорбого верблюда, змеи, геометрических фигур, антропоморфные фигуры.

Дерево является самым популярным образом граффити Карбана. Исследователи относят эти изображения к древнетюркскому и этнографическому времени.

Класс! – подумала я тогда.

Вообще, наскальные изображения растений встречаются значительно реже зооморфных. Я видела их только на скалах Карбана, Яломана и грота Куйлю.

Если продолжить рассуждать о петроглифах, изображающих деревья, то территориально недалеко от устья Карбана, есть наскальные изображения урочища Кызык-Телань. Рисунки этого урочища располагаются на скалах правого берега Катуни, выше села Куюс. Там на скале изображен олень с рогами, явно напоминающими дерево. Этот петроглиф известен под народным названием – «Олень с елкой на голове».

Фото Ольга Шадрина. Кызык-Телань

Этим летом, пересекая Курайскую степь, я обратила внимание, что на склонах южного борта Курайской степи, что образован Северо-Чуйским хребтом, красуется мощный рисунок дерева, очень схожий с Карагемскими. Со стороны рисунок Курайского дерева выглядел шикарным «геоглифом», но естественного образования.

Осыпные рытвины, созданные на склоне в результате постоянного передвижения сверху вниз обломочного материала, являются результатом внешних процессов, в основном выветривания горных пород. Эти транспортные пути обломочного материала причудливым образом складывались в невероятный рисунок, напоминающий нашему сознанию схематическое изображение огромного дерева.

Фото Ольга Шадрина. Курайская степь

Конечно, никаких связей между петроглифами, которые создавали люди и «геоглифами» на склонах нет, но любопытному, увлекающемуся человеку всегда хочется пофантазировать.

Изображение деревьев на скалах людьми, отдаленных от нас эпох, являло с одной стороны как бы условный знак, изображающий дерево. С другой стороны, люди, возможно, вкладывали в изображение деревьев и более глубокий, даже философский смысл.

Возможно, петроглифы деревьев – это символы «мирового дерева», того, что объединяет прошлое, настоящее и будущее.

Рога оленя в виде дерева тоже показаны не случайно.

Царский курган. Долина Аргута. Фото Ольга Шадрина

Рога оленя – в понимании древних – это символ солнца, значит и жизни, в том числе и плодородия. Если у начертанного на скале оленя большие рога, значит и велика его жизненная сила, и велика его способность эту жизнь продолжать.

Дерево – это символ единства прошлого, настоящего и будущего.

Значит рога у оленя в виде дерева – это и есть символ основы (схемы) жизни в ее триединстве.

Да, есть о чем подумать, путешествуя по Алтаю и глядя на горы.

Приятных путешествий!

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Фото автора.

Ольга Шадрина

 

Змеиногорск называют Алтайской Швейцарией. И разве это не правда??? Древнейшие скалы, красивые озера, привлекают к нам людей со всех уголков России. Люди побывав здесь, возвращаются вновь и вновь, чтобы насладиться чистым воздухом, напоенным ароматом горных трав, послушать звонкие песни горных ручейков, при коснуться к вечности у древних скал… А на местных реках и сегодня, как в добрые старые времена, можно намыть золотого песка, если конечно повезет…

релевантная информация:

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages

мысли на память:

"Нужно научиться принимать боль и использовать ее как топливо в нашем странствии. Кэндзи Миядзава"

Related posts