Почему погиб «советский Титаник»?
Эвакуация с Ханко
Курортный городок Ханко находится на полуострове с одноименным названием (по-шведски – Гангут). Полуостров расположен у самого входа в Финский залив. После Зимней войны с Финляндией СССР получил часть территории этого полуострова вместе с городом для размещения военно-морской базы. К началу Великой Отечественной войны на Ханко был расположен гарнизон численностью 28 тысяч человек, а также артиллерия, флот и авиация.
Первым ударам база на Ханко подверглась с самого начала войны. Не сумев овладеть полуостровом с ходу, немцы перешли к планомерной осаде, непрерывно обстреливая нашу базу. В ноябре 1941 года было принято решение об эвакуации.
Уходили поэтапно, приводя в негодность все имущество, которое невозможно было забрать с собой. Часть оборудования сбросили в воду. С собой забирали оружие, боеприпасы и продовольствие. Последняя партия людей, среди которых были бойцы РККА и гражданские, обслуживавшие военную базу, уходила в ночь с 2 на 3 декабря на лайнере «Иосиф Сталин».
Этот новенький, построенный в Амстердаме в 1939 году, турбоэлектроход в мирное время совершал рейсы на линии «Ленинград-Лондон». Штатная пассажировместимость – 512 человек, плюс экипаж. В декабре 1941-го на борту «Иосифа Сталина» было 5 589 пассажиров и 108 человек экипажа.
«Сталина» сопровождал конвой из 19 судов – эсминцы, тральщики, морские охотники и торпедные катера. Погода была на редкость плохая – шторм 7 баллов и вьюга.
Тральщики разминировали проход в минных полях, и караван двинулся в путь. Вскоре после полуночи перегруженный лайнер при смене курса вышел из «чистой» полосы воды и напоролся на мину левым бортом. Взрыв тут же вывел из строя автоматику управления, и «Сталин» по инерции «вломился» в минное поле. Последовали еще три взрыва…
Как погибал советский «Титаник»
Взрывы полностью уничтожили кормовую и носовую части судна. Уцелела середина, забитая людьми, многие из которых совершенно потеряли голову от ужаса. Комендант транспорта капитан-лейтенант Галактионов как мог боролся с паникой. Он командовал отрядом автоматчиков, которым иногда приказывал стрелять по обезумевшим людям.
Береговая финская батарея открыла огонь по медленно дрейфовавшему «Сталину», и это еще больше осложнило ситуацию.
На борту лайнера оставалось более 3 000 человек, многие из которых были ранены.
Военные суда конвоя как могли старались оказать помощь гибнущему кораблю, что было невероятно трудно в условиях шторма, минных полей и вражеского огня с берега. Тем не менее катерам и тральщикам удалось подобрать из воды и снять с потерявшего управление лайнера 1 740 человек.
Как вспоминает турбинист машинной команды Петр Береговой, в разгар паники во время обстрела с берега, на верхней надстройке судна кто-то выбросил белую простыню, но паникера немедленно застрелили.
По воспоминаниям командира артиллерийской батареи Николая Титова, когда рассвело, капитан корабля Степанов собрал на совещание всех командиров подразделений.
Решали, как поступить. Выбор был невелик: сдаваться или идти ко дну. Прозвучало предложение открыть кингстоны и затопить «Иосифа Сталина». Однако, капитан корабля не поддержал эту мысль, поскольку на судне находились гражданские лица, а также бойцы, которые не служили на флоте. Было решено продолжать бороться за жизнь. Механики помпами откачивали воду, и благодаря этому судно сохраняло плавучесть. Убитых предали, по морскому обычаю, морю. Те, кто был не ранен, принялись делать плоты в надежде добраться на них до берега и там присоединиться к партизанам. Есть свидетельства о двух плотах, на которых борт тонущего судна покинули несколько десятков человек. Что сталось с первым – неизвестно. На втором добрались до берега лишь 6 человек, которые были тут же переданы немецким оккупационным властям.
Как «Сталин» едва не был расстрелян
Советское командование водного района острова Гогланд, недалеко от которого разворачивалась трагедия, тем временем, размышляло, как быть с терпящим бедствие транспортом? Помочь ему в сложившейся ситуации было практически невозможно. Но нельзя же было допустить, чтобы лайнер с таким звучным именем попал в руки врага! Капитан 1 ранга Иван Святов приказал обстрелять и утопить «Иосифа Сталина» вместе с людьми, находившимися на борту. Этот приказ должны были выполнить два торпедных катера. Они вышли в море, несмотря на шторм и слепящую вьюгу. Однако, страшный приказ выполнить им так и не довелось: когда катера находились на траверзе маяка Родшер, с берега пришла радиограмма: «Возвращайтесь!». Почему капитан Святов отменил торпедирование «Сталина», так и осталось неизвестным. Возможно, попросту не решился брать грех на душу.
Финал трагедии
«Иосиф Сталин» продолжал бороться до 5 декабря. По воспоминаниям тех, кто выжил в ходе этой катастрофы, судно оказалось на мели и постепенно захлестывалось волнами, медленно переваливаясь с боку на бок. Людьми, оставшимися на борту, овладела апатия. Многие рвали документы, выбрасывали даже деньги – советские купюры тут были никому не нужны. Вода вокруг бортов была покрыта обрывками бумаг.
5 декабря к «Сталину» подошли четыре немецких судна. Два из них пришвартовались к лайнеру. На борт поднялись автоматчики. Первыми забрали капитана, его помощников, политработников и других командиров. Потом в плен были взяты остальные.
400 человек немцы отдали Финляндии для работ по восстановлению Ханко, остальные попали в немецкие концлагеря.
Остается добавить одно. Разумеется, приказ уничтожить лайнер «Иосиф Сталин» был чудовищным, и счастье, что он был отменен. Однако, судьба тех, кто погиб в холодных волнах Балтийского моря, спасаясь с тонущего корабля, была едва ли не лучше, чем судьба тех, кто оказался в концлагере. По воспоминаниям выживших, в немецком плену их ожидал настоящий ад.
"Не подражайте другим. Найдите себя и оставайтесь собой, ведь «зависть — это невежество», а «подражание — самоубийство». Дейл Карнеги"
""Неудачу воспринимайте как благоволенье сил небесных. Как только до конца ее поймете, удачей обернется неудача. Удача, что вы поняли неверно, вмиг неудачей станет." (Книга Мирдада)"
"Не имеет значения, что думают другие – поскольку они в любом случае что-нибудь подумают. Так что расслабься... Пауло Коэльо."
"Летящий обгоняет идущего, идущий обгоняет ползущего, а ползущий обгоняет стоящего на месте. Бауржан Тойшибеков."
"Какая разница, кто сильнее, кто умнее, кто красивее, кто богаче? Ведь, в конечном итоге, имеет значение только то, счастливый ли ты человек или нет. Ошо"
"Нужно научиться принимать боль и использовать ее как топливо в нашем странствии. Кэндзи Миядзава"
""Дерево виновато в том, что привлекло удар молнии, так же, как молния виновата в том, что выбрала это дерево для попадания." Книга Мирдада"
"Ты выбрался из грязи в князи, но быстро князем становясь. Не позабудь, чтобы не сглазить. Не вечны князи-вечна грязь. Омар Хайям"
"
"Существует право, по которому мы можем отнять у человека жизнь, но нет права, по которому мы могли бы отнять у него смерть. Фридрих Ницше"
"- Если ты опять собираешься сказать, что делал это для семьи... - Я делал для себя. Мне нравилось. И получалось. И я жил... Полной жизнью! Во все тяжкие"
"Когда ты родился, ты плакал, а мир улыбался. Так проживи жизнь так, чтобы умирая, ты улыбался, а мир плакал… Тупак Шакур"
"Лучшее средство хорошо начать день состоит в том, чтобы, проснувшись, подумать, нельзя ли хоть одному человеку доставить сегодня радость. Фридрих Вильгельм Ницше"
"На лишние деньги можно купить только лишнее. А из того, что необходимо душе, ничто за деньги не покупается. Генри Торо"
"Пришел я к горестному мнению от наблюдений долгих лет: вся сволочь склонна к единению, а все порядочные — нет. Игорь Губерман"
"Не нужно додумывать слишком много. Так вы создаете проблемы, которых изначально не было. Фридрих Ницше"
""История старой России состояла, между прочим, в том, что ее непрерывно били за отсталость. Били монгольские ханы. Били турецкие беки. Били шведские феодалы. Били польско-литовские паны. Били англо-французские капиталисты. Били японские бароны. Били все – за отсталость. За отсталость военную, за отсталость культурную, за отсталость государственную, за отсталость промышленную, за отсталость сельскохозяйственную". (С) Сталин"
"Я всегда выберу ленивого человека для выполнения сложной работы, потому что он найдет легкий путь ее выполнения. Билл Гейтс"
"Если тебе тяжело, значит ты поднимаешься в гору. Если тебе легко, значит ты летишь в пропасть. Генри Форд"
"«Сначала жизнь мне дали не спросясь. Потом невязка в чувствах началась. Теперь же гонят вон, уйду, согласен. Но замысел не ясен: где же связь?». Омар Хайям"
"
"Чем ниже человек душой, Тем выше задирает нос. Он носом тянется туда, Куда душою не дорос. Омар Хайям"
"Дорога, ведущая к успеху, вечно обновляется. Успех — это поступательное движение, а не точка, которую можно достичь. Энтони Роббинс"
"Никогда не надейся, что изменится кто-то другой. Изменения всегда нужно начинать с самого себя. Ошо"
"Высший человек отличается от низшего своим бесстрашием и готовностью бросить вызов несчастью. Фридрих Ницше"
"
"
"Мудрец счастлив, довольствуясь немногим, а глупцу всего мало; вот почему почти все люди несчастны. Франсуа де Ларошфуко"
"Cпокойствие — сильнее эмоций. Молчание — громче крика. Равнодушие — страшнее войны. Мартин Лютер"
"Не относитесь к жизни сильно серьёзно, всё равно вам из неё живым не выбраться... Оскар Уайльд"