“Геноцид” духов или зачем Сибири христианство?
Но мне непонятно наглое замалчивание некоторых фактов. Разумеется нелицеприятных фактов об истории российского государства. Христианизация Сибири – один из таких моментов.
Сибирь и Россия до перемен
Начнётся эта история со времён царствования Петра I. Этот безусловно талантливый человек и деятельный реформатор, считается тем кто наконец-то смог повернуть Россию лицом к Западу, а не к Востоку(такие попытки делались и до него, но без особых успехов). Но и к восточной политике царь относился не без внимания. Именно с именем Петра связаны первые серьёзные контакты с великими азиатскими империями того времени: Персией и Китаем.
Так вот, несмотря на то что к моменту, когда Пётр взял управление государством в свои руки, Сибирь уже век как была присоединена, по факту Россией вовсе не являлась.
Да там уже были русские городки и остроги, уже было довольно много переселенцев и служивых людей. Но фактически для коренного населения Сибири это ничего не меняло. Они жили точно также, как и сто лет назад. Как при татарах раньше, так и потом при русских.
Воеводы придерживались точно такой же тактики, как и татарские ханы в взаимоотношениях с народами Сибири – вовремя платите ясак, и мы в ваши дела лезть не будем. Всё по заветам Чингисхана, религиозная нетерпимость для правительства – неприемлема.
Но близился XVIII век и тот момент, когда российские монархи отойдут от этого ордынского принципа. В пользу другой максимы – “самодержавие, православие, народность”.
“Геноцид” духов и их служителей
В 1702 году Пётр назначил митрополитом Сибирским и Тобольским своего верного соратника Филофея. А в 1706 году прислал ему первый из целого ряда указов, где предписывалось начать поголовное крещение населения Сибири.
Репрессии коснулись прежде всего шаманов. В указах приписывалась«ехать вниз по великой реке Оби до Березова и далей, и где найдут по юртам остяцким их прелестные мнимые боги шайтаны, тех огнем палить и рубить и капища их разорить».
Остяками тогда русские называли хантов – народы наиболее близко жившие к Тобольску.
Разумеется шаманы противостояли такому обращению со своими духами. Русские служивые люди их убивали или избивали, отбирали бубны. Оставшиеся без шаманов и идолов остяки вскоре принимали христианство.
Использовали не только кнут, но и пряник. Крещёных жителей освобождали от выплаты ясака. Такая мера была принята ещё до Петра, но на местах ни кому и в голову не могло придти её исполнять. Ещё бы ведь это бы уменьшило количество ясашных людей – основной доход воевод.
Ясак – дань, которую собирали с мужского населения Сибири, обычно в виде шкурок пушного зверя: соболя, белки, горностая.
Всех кто принял христианство, но тайно покланялся идолам, велено было бить кнутом.
Не считая нескольких волнений, так и не перешедших в масштабные восстания, большинство остяков крестили к 1717 году. Но успех сопутствовал православным священникам не везде. Живущие в тундровой зоне самоеды креститься не желали. С митрополитом и священниками встречаться отказывались.
Не могу не порекомендовать вам художественное произведение, затрагивающее эту тему – “Тобол” Алексея Иванова. Не могу судить насколько оно достоверно, но художественная ценность у меня не вызывает сомнений.
Политику христианизации Сибири с разной степенью рвения проводили вплоть до 1917 года. Но в силу ряда объективных причин до конца так и не довели. А потом у русских появился новый бог, который требовал не меньше перемен в привычном укладе жизни коренных народов Сибири – коммунизм.
""Дерево виновато в том, что привлекло удар молнии, так же, как молния виновата в том, что выбрала это дерево для попадания." Книга Мирдада"