Где находилось мусульманское кладбище в Змеиногорске?

"Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем." Марк Твен

Где находилось мусульманское кладбище в Змеиногорске?

 

На сегодняшний день в Алтайском крае к мусульманской общине относятся более 33 тысяч человек, однако, в дореволюционное время представителей этой конфессии было гораздо больше. Мусульмане столетиями жили в Змеиногорске вместе с представителями других верований в мире и согласии. Об этом наше небольшое историческое расследование.

Людей, исповедовавших ислам, было принято называть магометанами по имени исламского прока Магомета, заложившего основы веры.
В «Списке населенных мест Томской губернии» за 1911 год приводятся такие сведения:
“Село Змеиногорское. Административный центр Змеиногорского уезда, Томской губернии. На земских и почтовых трактах. Православных церквей – одна, две православных часовни, одно православное кладбище и одно магометанское; магометанский молитвенный дом. Учебных заведений – три. Библиотек – две. Типографий – одна. Больниц – одна. Аптек – три. Приютов – один. Ярмарок – две (с 29 июня по 4 июля и с 15 по 24 декабря)».
Кеми же были те мусульмане, посещавшие молитвенный дом?
Согласно многочисленным документам, в основной массе это были киргиз-кайсаки. Так называли представителей алтайских кочевых племен, нынешних казахов, киргизов, татар и другие народы.
В Змеиногорске магометанская община процветала. Мусульмане имели торговые лавки, через которые продавалась продукция животноводства, сырье для кожевенного производства (во многом благодаря кожевенным заводам, Змеиногорская ярмарка была одной из самых успешных в Томской губернии). Это были богатые, зажиточные горожане.
Мусульмане не только занимались торговлей. Некоторые из них занимали высокие должности. Например, в 1913 года мировым судьей Змеиногорский уезда был мусульманин Джанша Досмухамедов, позднее дослужившийся до звания генерала юстиции.
Согласно отчету подотдела национальных меньшинств уездных отделов народного образования за 1921 год сообщалось, что в Змеиногорске существует татаро-киргизская школа 1-й ступени. А так же, по упоминанию некоторых змеиногорских старожил, медресе для девушек.
В Змеиногорском уезде даже были деревни целиком населенные мусульманами. Например, деревня Беленская, где также был магометанский молельный дом и магометанское кладбище.
Мусульманский погребальный обряд сильно отличается от православного, поэтому и по сей день, почивших стараются хоронить на кладбищах согласно, их вероисповедованию.
Долгое время краеведы считали местоположение магометанского кладбища утраченным.
Благодаря нашим землякам, мы смогли установить его точное расположение. Оно находилось на выезде из города в сторону села Староалейское, неподалеку от современного кладбища.
С приходом советской власти и началом борьбы с религией, мусульманское кладбище в Змеиногорске, оказалось заброшенным. После революции там перестали хоронить людей, а ухаживать за могилами со временем стало некому. Вандализм, коснувшийся почти всех кладбищ страны, увы, не обошел стороной и это место. В 90-е годы последние чудом уцелевшие металлические ограды и украшения в форме полумесяца были сданы в металлолом.

Использованные источники:
1. http://journals.tsu.ru/history/&journal_page=archive&id=1783&article_id=39536
2. «Барнаульский хронограф – 2009»,
3. Газета «Народная летопись» за 28 мая 1909 года.
4. Материалы сибирского исторического форума «Социокультурное освоение Сибири» г. Красноярск 2-5 декабря 2014 года.



"- Если ты опять собираешься сказать, что делал это для семьи... - Я делал для себя. Мне нравилось. И получалось. И я жил... Полной жизнью! Во все тяжкие"

Related posts