Гармония высших сфер и… Общества!

"Если за последние несколько лет вы не отказались от какого-нибудь из своих основных убеждений или не обрели новое, проверьте свой пульс. Возможно, вы мертвы." Джелетт Берджесс

Гармония высших сфер и… Общества!

garmВо все времена своего существования человека мучил и мучает один и тот же вопрос: для чего Он живёт и какова его роль в общей структуре мироздания? Ответа на этот вопрос Он пока не нашел. Да и не должен был найти в тех условиях, в которых оказался не по своей воле и желанию. Развитие человека проходило путем проб и ошибок, через множество ложных теорий и принципов. В то же время, лучшие умы выдвигали уникальные, но недооцененные принципы развития, которые могли быть реализованы только в будущем.

Как уже указывалось, Человечество вступило в принципиально новую фазу своего развития. Его миссия определяется свыше и вся его деятельность управляется и направляется Системой через определения новых программ.

Одним из незаслуженно забытых принципов является принцип Гармонии. Именно этот принцип развития и должен быть заложен на современном этапе жизни человечества. Гармония (греч. harmonia – связь, стройность, соразмерность), соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В гармонии получает внешнее выявление внутренняя упорядоченность и мера бытия. Во втором значении понятие Гармония в античном мире было введено и действует по сей день в музыкальной сфере для обозначения одновременного звучания нескольких тонов.

В древнегреческой философии Гармония означала организованность Вселенной, Космоса противостоящая хаосу. У Пифагорийцев Гармония вытекает из центрального для них понятия числа, как синтеза предела и беспредельного; космос, по их учению, представляет собой ряд концентрически расположенных вокруг Земли сфер, расстояние между которыми соответствует числовым соотношениям музыкальной октавы.

Гераклит углубил понятие Гармонии, истолковывая её как единство противоположностей. У Гераклита гармония не внешнее объединение, а их внутреннее единство.

Учение пифагорийцев о гармонии Космоса развил Платон. Кроме того, он придал понятию гармонии социальное, нравственное значение: Гармония как совокупность достоинств человека – гражданина, проявляющаяся в его физическом облике, поступках, речах и создаваемых им произведениях.

Аристотель рассматривал Гармонию, как единство и завершенность целого, как единство в многообразии.

Эпоха возрождения выдвинула идеал гармонически развитого человека, который стал знаменем гуманизма.

По мнению Леонардо да Винчи, «… гармония складывается не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены, из него порождается человеческая красота».

В XVIII веке понятие Гармонии разрабатывалось метафизиками-рационалистами. Г.Лейбниц развил учение о «предустановленной» гармонии, утверждая, что все монады соответствуют друг другу и это соответствие установлено богом.

Кант, перенеся источник Гармонии в человеческий субъект, понимал гармонию, прежде всего, как согласованность между рассудком и чувственностью.

Развернутую теорию Гармонии дал Гегель. Гармония представляет собой соотношение качественных различий, взятых в их совокупности и вытекающих из сущности самой вещи.

В XIX веке, в особенности у Фурье, подробно изображавшего будущее идеальное общество, как «строй гармонии».

В своем понимании Гармонии, как формы выражения идеала, марксистско-ленинская эстетика исходит из того, что антагонистические противоречия буржуазного общества могут быть преодолены путём социалистической революции и построения коммунизма – неантагонистического общества, которое обеспечивает свободное и гармоничное развитие человека. Отрицая нормативистскую трактовку Гармонии, как внешней согласованности частей, отсутствие конфликтов, советская эстетика понимает Гармонию, как отражение в искусстве единства противоположностей и закономерности развития действительности (Большая советская энциклопедия. Третье издание, М., изд. «Советская энциклопедия», т. 6, с. 128, 1971).

Из приведенного обзора следует, что первоначальное понятие Гармонии постепенно трансформировалось в расширительное толкование в математике (гармоническая пропорция, гармонический анализ, гармонический ряд и др.). В то же время, по отношению к человеку понятие Гармонии с течением времени сузилось. В качестве примера можно привести «Мисс-красавиц», на которых желают быть похожи значительная часть женского общества. Типичным образцом для мужской части являются «культуристы». Указанные образы рекламируются, как идеалы гармонии человеческого тела.

Так, о какой Гармонии можно говорить применительно к человеку? Вопрос совершенно не праздный, поскольку правильное представление этого понятия определяет выбор генеральной стратегии поведения и развития всего Человечества.

Во-первых, речь идёт о внутренней гармонии отдельного человека, особенно Человека будущего. Её можно охарактеризовать, как соотношение его желаний и возможностей и как следствие, степень и глубина его самореализации среди других ему равных, как личности.

Во-вторых, гармония интересов отдельного человека и человеческого общества в рамках любой социальной структуры любого уровня, вплоть до будущего Человечества. Её можно выразить как оптимальное сочетание своей максимальной полезности для всех и личных интересов.

В-третьих, гармония общечеловеческих интересов, т. е. масштабная оптимизация на уровне межгосударственных отношений на базе общих интересов и ценностей с последующим переходом в единое глобальное сообщество, без гегемонии одного над всеми.

В-четвертых, гармония между человеком и природой. Человек должен осознанно отказать себе в роли «царя природы» и осознать себя её хранителем и защитником.

И, наконец, вхождение человечества в космическое единство.

Приведенные признаки можно считать ключевыми в дальнейшем развитии Человечества. Конечно, рядом с этим необходимо рассматривать и реализовывать другие гармонии, такие как межнациональные и межконфессиональные и многие другие.

Оппоненты могут сказать, что выдвигаемые здесь положения есть утопия. При этом обоснованно сошлются на всю предшествующую историческую практику. Но не надо забывать, что всему своё время. Приходит новая эпоха и многие привычные вещи и догмы следует переосмыслить заново, т.е. на принципиально новом осмыслении и познании более высокого порядка.

Не подвергается сомнению, что выживание человека, как такового, связано прежде всего, с его бытием. Представляется извечной истиной, что бытие определяет сознание. Так ли это? Уместно напомнить о предмете богословского спора: что первично – курица или яйцо? Вечный спор и никаких результатов, но для нас более важно, что бы были и куры, и яйца. Сложнее дело обстоит с бытием. В этом понятии органически сочетаются две стороны существования человека: материальные блага и духовная жизнь.

Духовная жизнь человека и общества есть качество, отличающее их бытие, от природного существования и придаёт ему социальную значимость. Именно в духовной жизни человека и общества отражается и проявляется истинно человеческая сущность. Духовная жизнь человека формируется на основе его практической деятельности, как особая форма восприятия объективного мира и как средство взаимодействия с ним. Структура духовной жизни чрезвычайно сложна, в основе её лежит индивидуальное и общественное сознание. К элементам духовной жизни принято относить духовные потребности, духовную деятельность, духовные ценности, духовные отношения и духовное общение.

Духовные потребности человека предопределяют его стремление к творчеству, созданию духовных ценностей, обретения им смысла жизни. В то же время духовные потребности сами по себе не возникают. Они формируются социальным окружением человека через сложные и длительные процессы его воспитания и образования.

Здесь уместно привести высказывание Митрополита Антония Сурожского:«…духовная жизнь не заключается в возвышенных мыслях и сильных переживаниях, таковые могут родиться и из других источников. Духовная жизнь всецело зависит от воздействия на нас Святого Духа Божия и от того, как божественная сила, благодать, Христос, Святой Дух нас постепенно изменяют, постепенно делают сообразными Христу, то есть похожими на него, помогают нам стать и образцом Божиим, и подобием Божиим».

В переводе на светский язык это означает, что его духовная жизнь личности, особенно в переходный период, должна проистекать в полном соответствии с истинной сутью Новой Программы через ее Вектор Цели будущих явлений, действий и событий, определяемый Системой.

Поскольку ядром духовной жизни человека является сознание, нельзя не попытаться хотя бы обозначить суть этого понятия.

Наиболее популярно понятие сознания встречается и рассматривается в философии, психологии и социологии. Оно у них выступает, как основное понятие и обозначает некую способность идеального воспроизведения действительности и его реализации в разных формах и механизмах.

В психологии, сознание рассматривается как высшая обобщающая форма психики, как продукт общественно исторических предпосылок формирования личности человека в условиях трудовой деятельности и общения с другими людьми. В этом смысле сознание – есть «общественный продукт» и, ни что иное, как осознанное бытие. Другими словами: я есть, я существую.

В философии сознание рассматривается, как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в психическом отражении действительности, как осознанное бытие, субъективный образ объективного мира, как субъективная реальность в противоположность объективной, как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним. В более узком смысле под сознанием имеют в виду высшую форму психического отражения, свойственную общественно развитому человеку, идеальную сторону его целеполагающей трудовой деятельности.

Но более доступно, понятно и логично сознание определяет С. И. Ожегов в своем «Словаре русского языка» через семантическое содержание понятия «способность мыслить, рассуждать и определять своё отношение к действительности, как свойство высшей нервной деятельности человека». И всё же вопрос, как формируется сознание, на какой базе оно функционирует, продолжает оставаться объектом пристального внимания ученых. И здесь нельзя обойтись без рассмотрения такой категории, как «интеллект».

Интеллект (от лат. intellectus) – есть общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Это понятие объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление.

Долгое время существовало два мнения относительно интеллекта. Согласно первому из них интеллект – черта сугубо наследственная: либо человек рождается умным, либо нет. В соответствии со второй точкой зрения, интеллект связан со скоростью восприятия или реагирования на внешние стимулы. Большинство же ученых придерживаются первой точки зрения. При этом под наследственностью следует понимать озарение свыше (дар божий).

Различные сферы деятельности человека предполагают развитие определенных интеллектуальных способностей. Но во всех случаях необходима чувствительность к новым актуальным проблемам. Показателем развития интеллекта является свобода человека от внешних ограничений, отсутствие у него боязни нового и непривычного.

Таким образом, наступает пора скрытия и развития интеллектуальных возможностей каждого человека и построения интеллектуального, истинно духовного человеческого общества.

Переход к интеллектуальному обществу неизбежно ведет к радикальным изменениям обустройства государства и экономики. В историческом плане государство, как форма функционирования той или иной человеческой общности не претерпело сколько-либо серьёзных изменений. Суть государства наиболее полно отражена в известном определении: «Государство есть машина для поддержания господства одного класса над другим».

«Энциклопедия Юриста» трактует термин государства следующим образом: «Государство – основной институт политической системы современного общества и важнейшая форма его организации. Главное назначение государства заключается в организации политической власти и управлении обществом. Любое государство выражает и защищает интересы всего общества и интересы правящих кругов. Наиболее характерными чертами Государства, является наличие выделенного из общества и стоящего над ним аппарата власти и управления и наличие аппарата принуждения».

Одной из основных форм функционирования государства является законотворческая деятельность. Выпускаемые государством законыобязательны для исполнения его гражданами. Ещё Платон говорил: «…устанавливает же законы всякая власть в свою пользу: демократия– демократические законы, тирания – тиранические, а также в остальных случаях. Установив законы, объявляют их справедливыми для подвластных – это и есть как раз то, что полезно властям, а преступающего их карают, как нарушителя законов и справедливости».

Ещё более резко о роли государства высказывался Борис Кригер в своей «Кухонной философии»: «Государство не интересует благо отдельного взятого индивидуума. Не смотря на то, что индивидуум, как утверждал Руссо, отдаёт всего себя, свои права и свободу во власть государства, взамен он получает, в лучшем случае, заботу о благе общества в целом. Свободой и даже жизнью отдельного индивидуума любое государство всегда может себе позволить пренебречь».

В новых условиях, в условиях гармонизации всей жизни человека, государство в привычном образе не может существовать. Необходимы новые подходы, сопрягаемые с новыми Программами Системы.

Наиболее полно новые требования могут быть реализованы в рамках новых экономических отношений.

Сторонники гармонии не обошли своим вниманием и эту сторону жизни человека, что нашло отражение в учении о гармонии интересов. В основе учения было заложено условие отсутствия противоречий между интересами личности и общества. При этом хозяйственный эгоизм рассматривался ими, как необходимое условие общественного благополучия, а стихийная конкуренция ведет к большому росту общего благополучия, чем сознательное регулирование производства. Главным звеном учения становится тезис о солидарности интересов всех слоёв общества.

По мнению Ж. Б. Сэя в обществе все оказывают друг другу помощь: рабочие – своими трудовыми услугами, владельцы своими капитальными услугами, земледельцы – своими земельными услугами.

Одной из разновидностей учения о гармонии интересов является мондизм. А. Монд в книге «IndustryandPolitics» (L, 1927) заявил, что «самый лучший ответ социалистам – это сделать каждого человека капиталистом». Он предлагал распределять среди рабочих акции тех предприятий, на которых они работают. По его мнению, в этих условиях резко возрастает заинтересованность рабочих в повышении эффективности работы предприятия, а следовательно, и каждого из них. Делается вывод о бессмысленности экономической войны рабочих с предпринимателями. Дальнейшая практика показала несостоятельность мондизма, как руководства к действию.

Можно привести множество примеров и из российской жизни, когда экономические реформы находили поддержку у населения и наоборот, когда реформы воспринимались, как ограбление.

К послевоенной денежной реформе трудовое население отнеслось с пониманием, поскольку она не отразилась, не ущемляла интересы добросовестных граждан. Знаменитый дефолт в августе 1998 года все помнят до сих пор, поскольку государство ограбило своих граждан. К подобному ограблению можно отнести и отказ государства от исполнения своих обязательств по погашению облигаций.

Старшее поколение с тоской вспоминает мартовские снижения цен на продукты питания и предметы первой необходимости и с ужасом следит за безудержным ростом цен на все товары и особенно на лекарства.

Нет смысла говорить о недопустимо высоком разрыве доходов в разных группах населения. В очередной раз приходится убеждаться, что государство не в состоянии обеспечить достойную жизнь рядовому гражданину. В результате появилась так называемая «тамбурная философия». Смысл этой философии состоит в том, что властные структуры могут говорить всё, что угодно, а рядовые граждане как жили, так и будут жить.

В новых условиях экономика должна отражать интересы каждого гражданина и быть понятной всем членам общества. Необходимо вводить такие экономические показатели, которые бы помогали вернуть доверие к власти. В качестве одного из таких показателей можно было бы ввести объем потребительской корзины в натуральном и денежном выражении. Введение этого показателя позволяет наглядно представить эффективность экономики. Кроме того, это даёт возможность перейти к балансовому методу формирования всей экономической политики, а значит и к действенному государственному управлению и регулированию народного хозяйства. Особое внимание должно быть уделено созданию обоснованной системы формирования цен в стране.

Следует перестроить весь организационный экономический механизм управления страной. В нынешнем механизме практически вся власть сосредоточена в министерстве финансов. Оно и планирует деньги, и раздаёт деньги. Его задачи должны быть ограничены. Раздачей бюджетных средств должна заниматься независимая структура такая, как, например, Казначейство России. Более четко должна работать система планирования и прогнозирования.

В данном разделе не представляется возможным раскрыть все механизмы преобразования государства, перехода его на новый уровень функционирования.

Здесь обозначены только реперные точки переходного периода, но и в этом случае очевидно, что предстоит длительная и кропотливая работа под управлением Системы.

Очевидно также и то, что другого пути, как создание нового гармоничного общества, у человека нет.

 

Источник



"Пришел я к горестному мнению от наблюдений долгих лет: вся сволочь склонна к единению, а все порядочные — нет. Игорь Губерман"

Related posts