Фото: Висячие мосты… Алтая!

"Единственное счастье в жизни — это постоянное стремление вперед." Эмиль Золя

Фото: Висячие мосты… Алтая!

Бурные реки Горного Алтая легко сочетаются с ажурными подвесными конструкциями. Часть из них дублируется новыми мостами. Другая все еще функционирует, являясь настоящими произведениями строительного и архитектурного искусства.

Местные реки строптивы и стремительны. Течение воды в горных реках настолько сильно, что кажется, будто она кипит. Пороги, шиверы, перекаты – все это описать словами сложно, необходимо приехать и увидеть всю мощь алтайских рек своими глазами. Они имеют широкую известность, особенно у туристов-водников. Считается, что местные реки – лучшие в мире для спортивного и водного туризма.

Мосты – это одно из гениальных сооружений человечества. На некоторых реках нельзя сделать промежуточные опоры, поэтому приходится обходиться мощными береговыми. В Республике Алтай подобные сооружения строили еще далекие предки современных алтайцев. Все подвесные мосты отлично справляются со своей функцией: некоторые расположены над каньонами, а некоторые соединяют противоположные берега и даже регионы Российской Федерации, что позволяет современным людям передвигаться без труда.

Как пешеходные, так и транспортные мосты все еще служат людям. Я познакомлю вас с ажурными и в то же время брутальными мостами. Один из старейших похож на Бруклинский мост в Нью-Йорке.

Цаплинский мост

Одним из самых “престарелых” считается подвесной транспортный мост близ села Иня. Расстояние от Новосибирска 670 км. Про него ходит множество легенд и историй.

Сдали его к 1 мая 1936 г. Раньше местные жители переправлялись на другой берег на пароме, который во время разлива, естественно, не работал. Естественно, что жители были двумя руками “за”. Теперь и машины, перевозящие грузы в Монголию, могли ходить в любое время.

Своему рождению Ининский мост обязан выпускнику Ленинградского института инженеров путей сообщения Сергею Цаплину. Благодаря его знаниям мы до сих пор наблюдаем за элегантностью этого моста. Сейчас мост не выполняет свою функцию, являясь историческим памятником. Рядом построен мост с бетонными опорами, потому и не эксплуатируется по прямому назначению с 1970 года.

Ходят слухи, что при постройке Бруклинского моста использовались схемы и чертежи Цаплинского. Но, обратившись к историческим данным, узнаем, что строительство подвесного моста в Нью-Йорке началось в 3 января 1869 года, немецком проектировщиком Джоном Реблином, а сдан в эксплуатацию 24 мая 1883 года.

Бруклинский мост в Нью-Йорке. Фото с интернета
Бруклинский мост в Нью-Йорке. Фото с интернета

Об истории этого моста могут рассказать старейшие жители с Иня. Но лучше посмотреть на это чудо самому, приехав в Горный Алтай. Рождение моста совпало с повышенным товарооборотом в сторону Монголии и строительство Чуйского тракта.

Чтобы доехать из Новосибирска, необходимо у с. Усть-Сема повернуть на главную трассу до Монголии, подняться на 2 перевала: Семинский, Чике-Таман.

Ороктойский мост

Ороктойский мост стоит в самом, пожалуй, интересном месте Катуни. Соединяет тупиковое село Ороктой с таким же тупиковым селом Куюс и трассой, выходящей на Чемал.

Ороктойский мост. Фото из интернета
Ороктойский мост. Фото из интернета

Ранее здесь был деревянный мост, который разрушило половодьем. Если хорошо присмотреться – вы увидите остатки прежнего моста. В период строительства люди переправлялись на противоположный берег в люльке на канатах. Строительство нового было начато в 1995 г, а сдан в эксплуатацию в 1997 г. Место его постройки уникальное:

  • здесь самое узкое место в среднем течении Катуни
  • берега из известняков кембрия – это глубокая тектоническая трещина,
  • глубина реки более 70 м при ширине в 70 м,

под мостом расположены сложные Тельдекленские пороги, наименее проходимые в период таяния ледников в мае-июне. Наиболее мощные водовороты расположены в последней трети порога, непосредственно перед Ороктойским мостом.

Современный мост соответствует всем требованиям безопасности. Его длина 120 м, при пролете 70 м. В период крупнейшего нового наводнения в 2014 г мост выстоял и функционирует до сих пор.

Расстояние от Новосибирска – 560 км. Чтобы до него добраться, надо проехать по с. Чемал, а затем по дороге на Куюс доехать почти до самого села. Расстояние от Чемала – 38 км.

Айский мост

Это знаменитый подвесной мост, соединяющий 2 региона – Алтайский край и Республику Алтай. Очень людное место. Здесь же расположена Алтайская Игровая Зона – одна из 4 в России.

Ранее по мосту двигались машины и пешеходы. В 2014 г. он сильно пострадал от наводнения, но восстановлен руками добровольцев. Под мостом – Айский порог, имеющий 3-4 категорию сложности при большой воде. Это завершающий порог на Катуни.

На противоположном берегу много пещер, скала “Чертов палец”, крутые горные хребты, известное оз. Ая с его базами отдыха. Отдых здесь комфортный и веселый.

Многие отдыхающие из других регионов останавливаются на берегу оз. Ая, считая это место настоящим Алтаем.

Не будем их разубеждать, тем более, что те туристы, кто сюда едет, не гонятся за тишиной и покоем. А гулянок, фейерверков, ночных заведений здесь достаточно.

канал в Дзене



"Ты выбрался из грязи в князи, но быстро князем становясь. Не позабудь, чтобы не сглазить. Не вечны князи-вечна грязь. Омар Хайям"

Related posts