Финансовая осознанность


Как увеличить доход и пробить денежный потолок | Финансовая осознанность

В этой статье я расскажу как увеличить доход, пробить денежный потолок и развить финансовую осознанность.

Деньги. Богатство. Достаток. Темы в нашей стране довольно противоречивые, более того во многом запретные и личные. О них не принято говорить. Поэтому у современного человека устанавливается неоднозначное и противоречивое отношение к деньгам.

Мы одновременно презираем богатых и завидуем им. Мы считаем деньги злом, но одновременно не можем обойтись без них.

Мы обвиняем всех кроме себя в своем плачевном положении. Это формирует в нашей голове резкий диссонанс, который и служит препятствием к достойной жизни, а также вызывает колоссальное напряжение.

А что, если я вам скажу, что ответственность за свое положение несете вы сами? Что только ваши внутренние установки мешают вам и обладать богатством и не страдать от этого?

Не только внешние факторы, экономические условия в нашей стране влияют на ваш достаток, но в первую очередь то, что вы сами думаете по поводу денег, определяет ваше благополучие и благополучие вашей семье. Эта статья не будет освещать способов быстрого заработка, инвестирования — за этим не ко мне.

Я, как психолог, постараюсь способствовать изменению ваших убеждений по поводу денег. Ведь пока этого не произойдет, сколько бы курсов по финансам и инвестированию вы бы не прошли, до тех пор, пока вас тормозит свой ум, вы не сможете увеличить доход и пробить денежный потолок.

Сейчас я это докажу, проведя по болезненным закоулкам сознания.

Почувствовали сейчас сопротивление моим словам? Значит я попал в больную точку. А там, где больная точка, пролегает обширный фронт для работы. Поэтому выдохните, отпустите сопротивление и пока просто осознайте в каком месте «бомбит». Так как в этой статье я планирую серьезно пройтись по больным местам.

Я не хочу написать очередную «нейтральную» статью, которая хоть и принесет приятные эмоции, потешит ваше эго, но которую вы забудете уже сегодня к обеду или к ужину. Поэтому я буду использовать провокации, чтобы выявить ваши уязвимости, подобно тому, как врач надавливает на брюшную полость, чтобы локализовать болезненные участки и затем их вылечить.

Запомните важный психологический принцип: то, что заставляет вас отчаянно защищаться и вызывает бурную реакцию, скорее всего не проработано и требует вашего внимания.

Поэтому устраивайтесь удобнее, доверьтесь доктору, сейчас я буду давить на разные участки, а вы скажете, где болит.

Если вы хотите дальше существовать в хрупкой скорлупе психологического комфорта и материальной бедности, веря в то, что государство, родители виноваты в ваших бедах — не читайте эту статью. Если же вы готовы принять не утешительные истины о самих себе, чтобы двигаться вперед к благополучию — приглашаю на занимательную экскурсию внутрь себя.

Первая причина того, что ваш доход не растет, вера в то, что «Деньги — это зло»

Откуда у нас такие убеждения? Я не буду тратить много времени на то, чтобы их разоблачить. Для начала важно понять, что эти убеждения не ваши, а культурно приобретенные. Одно это способно «сгладить» их влияние.

И я вижу как минимум три источника таких убеждений:

Христианская, православная культура сформировало отрицательное отношение к богатству

В Библии много афоризмов на тему обесценивания денег и богатства, а также примеров бескорыстного труда во славу Божию. То же самое можно сказать и про священные писания других религий, возводящих крайний аскетизм в идеал. Хотя все очень относительно и зависит от того, как трактовать.

Например, в классической работе Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»отстаивается идея, что именно американский протестантизм служил благополучию и процветанию американских христиан и Америки в целом, так как видел в богатстве подтверждение того, что христианин живет богоугодной жизнью и Бог его таким образом награждает.

А в замечательной книге известного буддистского практика Чогьяма Трунгпы Ринпоче «Работа, секс, деньги» говорится о том, что аскетизм в буддизме — лишь промежуточная стадия духовного развития. Многие известные буддистские святые возвращались к мирской жизни после периода жизни в пещере.

Автор пишет, что пресловутые «работа, секс, деньги» могут быть также формой духовной практики. Отрицание, обесценивание и разделение мира на «черное и белое», «духовное и материальное» большого ума не требует. А вот грамотно интегрировать духовное развитие и деньги без участия собственного рассудка и воли не получится. Это уже намного сложнее.

Социалистические идеалы обесценили финансовое благополучие

Социалистическое прошлое также наложило отпечаток на наше отношение к деньгам и богатству. Скромная жизнь, работа за великую «идею» возводились в идеал. Но при этом, высшее руководство страны, транслируя эти идеалы, само жило довольно безбедной жизнью. Такие «двойные послания» существенно сбили наш психологический прицел на всю жизнь и даже травмировали нас, что вызвало тот болезненный диссонанс, который я описал в начале статьи.

Девяностые, культ роскоши и глянец наделили богатство дурной репутацией

Мы видим то, как тратят деньги люди, которые до них внезапно дорвались после падения социализма. Мы видим всех этих богатеев, покупающих себе очередные яхты, алмазные накладки на зубы и шубы, изготовление которых стало причиной смертей сотен милых северных зверьков.

Все эти траты напоказ справедливо вызывают отторжение, формируя, опять же, презрительное отношение к деньгам:

«Не для того мне пахать и зарабатывать, чтобы покупать эти сумки Луи Виттон»

Фокус состоит в том, что мы обращаем внимание только на потребление напоказ (на то оно и «напоказ», чтобы все его видели). Об этичных тратах люди не кричат на каждом углу, поэтому мы это не замечаем, думая, что богатство — это зло.

Но вы никогда не задумывались над тем, что бедность также может быть злом?

И над тем, почему зарабатывать мало — неэтично?

Почему зарабатывать мало — неэтично?

Интересная формулировка вопроса, не правда ли? Что-то напряглось внутри? Болит здесь? Спокойствие, выдох, осознали эту область и идем дальше. Сейчас добавлю еще конкретики, и может еще заболеть.

Если принять, что богатство — это зло. Тогда, получается, что бедность — это добро.

Я думаю, каждый из вас знает множество людей, которые едва сводят концы с концами, утопая в кредитах и долгах, которым за 30, но они все еще живут вместе с родителями и за их счет.

Что же в этом этичного и благостного?

  • Этично не быть способным обеспечить свою семью и помогать своим родителям?
  • Правильно ли брать долги и не быть способным их вернуть?
  • Благонравно не иметь возможности поддержать людей, проекты или целые движения и идеи, которым вы симпатизируете и которые приносят вам пользу? Я говорю про благотворительность и отказе от интернет пиратства, например.
  • Делает ли вас отсутствие денег выше «безнравственных богачей» в моральном плане?

Для святых отказ от материальных благ — это только инструмент духовной практики. Но без духовной практики, в условиях мирской жизни бедность может стать инструментом моральной деградации.

Болит, понимаю, отпускаю нажим. Признаюсь, что подзаголовок был несколько провокационным. Я не считаю, что отсутствие денег — это какой-то великий грех. У всех разные ситуации и условия, и мне больно от того, что многие люди не могут свести концы с концами. Я их понимаю, и мне их хочется поддержать. Это не всегда их вина.

Здесь я намеренно использую провокацию, чтобы пробить ваш панцирь защиты и дать вам возможность подвергнуть сомнению те убеждения, которые формировались годами.

Расслабились? Теперь идем дальше.

Да, можно сказать, что у богатства есть свои пороки. Если человек недостаточно нравственно и интеллектуально развит, недостаточно осознан, то богатство может вызвать гордыню. И здесь виноваты не только деньги, но и качества самого человека, актуализацию которых деньги просто спровоцировали.

То же можно сказать и про бедность. Что если человек недостаточно развит, то бедность может вызвать зависть, стремление осуждать других, винить всех остальных в своих бедах, озлобленность на мир.

Вторая причина того, что вы уперлись в финансовый потолок — дисфункциональные дихотомии

Мне нравится такая формулировка, два раза «ди» подряд в начале слов. В буддистской практике диспута монахи используют слог «ди», чтобы обострить свой ум для очередного витка спора с соперником. Но это я так, к слову.

Если облечь это в простой язык, то дисфункциональные дихотомии — это искусственно навязанный выбор между двумя крайностями, которые при ближайшем рассмотрении вовсе не противоречат друг другу. А дисфункциональные они потому, что вера в них портит нам жизнь, сейчас приведу пример.

Дихотомия 1 — Материальное или духовное

Или одно, или другое. Или я духовно развиваюсь в бедности, или духовно деградирую в богатстве. Дихотомия, опять же, навязанная нашей интерпретацией религиозных и духовных учений.

Люди с такой установкой (если они живут в миру и не являются монахами или отшельниками) очевидно, нуждаются в деньгах, но всячески их обесценивают. Как правило, они могут работать на паршивенькой работке, быть внутренне недовольными своим финансовым положением (но себе в этом не признаваться, конечно же, «духовность» мешает) и вроде как духовно развиваться.

И часто бывает так, что при необходимости выбора одной из двух крайностей, страдают обе. В финансовом плане человек будет однозначно потерян, а духовный рост также может страдать. Потому что внутреннее недовольство, неспособность к организованному труду, отсутствие честности с самим собой и лень, замаскированная под «духовность», препятствуют духовному росту.

Тибетская мудрость гласит: «Либо не беритесь за какое-то дело вообще, либо делайте до конца, если уж взялись». То есть, коль уж вы выбрали путь мирянина, а не монаха, будьте хорошим мирянином, хорошим отцом, хорошим семьянином, хорошим бизнесменом. И «духовность» придет вслед за этим.

Дихотомия 2 — Призвание или деньги

«Либо я занимаюсь тем, что мне нравится, либо я богатею»
«Если я буду заниматься делом «для души», то я буду бедным»

Приведу несколько вариантов решения этой дихотомии.

Вариант 1 — совмещаем призвание и бизнес

Организовать «дело своей жизни» таким образом, чтобы оно приносило достойный доход. Здесь есть определенная сложность, которая упирается в ограничение человеческих возможностей испытывать удовольствие от повторяющейся деятельности.

Все мы слышали об одержимых людях, которые посвящали одному делу всю жизнь, и это становилось источником непреходящего вдохновения. Но не все являются такими фанатиками.

Для большинства людей невозможно заниматься каждый день одним и тем же на протяжении многих лет и получать кайф. Этим и объясняется ваш энтузиазм при смене профессии и тупое пресыщение с горьким разочарованием через пару лет.

Вариант 2 — разделять призвание и бизнес, но заниматься и тем и другим

Такой вариант описывает Тим Феррис в своей знаменитой (и во многом спорной) книге «Как работать по 4 часа в неделю». Он советует не забивать голову мыслями о призвании, а сперва создать себе стабильный финансовый приток, обеспечение которого не требует больших временных вложений. Это возможно, согласно автору, но здесь в подробности вдаваться не буду.

И такая работа не обязана быть «призванием». Это только для денег. А когда вы благодаря значительным финансовым поступлениям высвободите себе часть времени (если вы заработали за месяц столько, сколько вы зарабатывали раньше за год, зачем вам работать остальное время?), вот в это свободное время на здоровье занимайтесь «призванием», не думая о том, что оно должно еще и деньги приносить.

Как сказал один онлайн бизнесмен: «Я не понимаю все эти разговоры про призвание, мол, преврати свои хобби в работу или занимайся тем, чем бы занимался будь у тебя неограниченное количество денег. В таком случае я бы пил пиво и смотрел хоккей целыми днями. Но за это не платят.»

Вариант 3 — не превращать призвание в постоянную «пахоту»

Я здесь вижу еще третий, срединный путь, который мне ближе всего. Можно заниматься своим призванием и получать за это деньги. Но организовать все так, чтобы это не превратилось в ежедневную 12-ти часовую пахоту, от которой проклянешь свою работу. Представьте любое приятное дело, например секс. Что если бы это превратилось в «обязаловку» с необходимостью трахаться по 12 часов каждый день. Я думаю, вы бы скоро это возненавидели.

То же самое можно отнести к любому делу, которое вы любите.

Я выбираю заниматься тем, что нравится, но при этом иметь длинные выходные и регулярные отпуска, чтобы не дойти до пресыщения. Делегировать рутинные задачи помощнику, чтобы, опять же, не возненавидеть свою работу, погрязнув в рутине, и высвободить время.

Источник

мысли на память:

"Высший человек отличается от низшего своим бесстрашием и готовностью бросить вызов несчастью. Фридрих Ницше"


"Запомните, что не достичь успеха – иногда тоже большая удача." Далай Лама

Related posts