Есть на Алтае такой тракт — Чуйский!

"Следует свой ум углублять, а не расширять и, подобно фокусу зажигательного стекла, собрать все тело и все лучи своего ума в одной точке." Клод Гельвеций ©

Есть на Алтае такой тракт — Чуйский!

Красивая, стремительная дорога, как след бича, стеганувшего по горам…(с). Это слова Василия Шукшина, а он знал, что говорил — Чуйский тракт проходит через его родное село Сростки, так что вся его жизнь была связана с этой дорогой.

Мнение Шукшина поддерживает и журнал National Geographic, включивший Чуйский тракт в ТОП-10 красивейших автодорог мира. Но мало кто говорит о том, что скрывается за её красотой, сколько жизней она забрала.

Чуйский тракт существовал давным-давно. Только это была вьючная тропа, по которой проходили гунны, скифы, полчища Золотой орды и часть Великого шелкового пути. Но прямо активное использование этой тропы началось только во второй половине 18 века, когда южные алтайцы добровольно вошли в состав Российской империи.

Торговать с Азией очень хотелось. Но добраться до Кош-Агача на границе с Монголией было очень сложно. Навьюченные животные часто срывалась с обледенелых скользких троп, зачастую — вместе с проводником. Людям приходилось неделями ночевать на холоде, впроголодь (много ли увезёшь еды на лошадях, когда основной поклажей были товары для торговли).

Чиновники и инженеры не раз приезжали и осматривали дорогу, составляли сметы, но государство не решалось вкладывать в неё деньги. В 1893 году Томская губерния получила наконец небольшое ассигнование на строительство, плюс денег добавили ещё купцы, и это позволило соорудить нечто пригодное для передвижения на телегах. Но очень быстро это нечто опять пришло в прежнее состояние.

В 1914 году в Горный Алтай прибыла экспедиция под руководством Вячеслава Шишкова, задачей которой было понять, как выгоднее прокладывать дорогу. Их результаты проанализировали и решили — дороге быть по долине Катуни, но само строительство началось только в 1922 году.

И это скажу я вам, страшная история. Алтайцев, живших в радиусе 30 км от дороги, привлекли на трудовую повинность. А так основной рабочей силой стали заключённые из числа раскулаченных крестьян. Жили они в бараках у дороги в жутчайших условиях. Пробивали дорогу в многокилометровых снежных заносах, вели лесоповал вдоль трассы, и всё фактически вручную, с киркой, ломом, тачкой и лопатой…Люди умирали десятками, их тут же зарывали в общих могилах возле тракта или просто закапывали в дорожное полотно.

Такой ценой было построено 360 км шоссе, по которому в июле 1934 года состоялся первый автопробег колонны из 28 грузовых и 2 легковых машин. 1 января 1935 году Чуйский тракт был сдан в эксплуатацию.

Конечно, вся эта история не могла не отразиться в народном творчестве. В 30-е годы появилась песня «Есть по Чуйскому тракту дорога». Она очень быстро стала популярна — что сказать, вся она буквально пропитана советской романтикой.

Там есть всё — и вперёд к топкам, и любовь, и женщина — друг человека и имеет право трудиться, как мужик, и финал в стиле Ромео и Джульетты. В общем, полный фарш.

Повествует она о молодом шофёре Кольке Снегирёве, крутившем баранку АМО и беззаветно влюблённом в Раю — коллегу по дальнобою. Рая, хоть и была советской женщиной без старых шор и оков, совсем от сущности принцессы, ради которой надо победить дракона, не отказалась — согласилась выйти замуж за Кольку, только если он обгонит на своём АМО её Форд. Конец вы поняли — попытка обгона увенчалась падением с обрыва, в общем печалька.

На самом деле прототип Снегирёва Николай Ковалёв счастливо дожил до старости. Его друзья в 70-х годах поставили на Чуйском тракте памятник песне — на груде камней установили штурвал и сваренные части автомобиля (как это делают в память погибшим шофёрам).

Ну а в 2014 году этот самодельный памятник решили облагородить — результат можете посмотреть на фото.

Поднявшись левее вы увидите памятник алтайцам, участвующим в строительстве Чуйского тракта, и кусочек дороги — того самом старого тракта.

Не могу сказать, что место вау и обязательно к посещению, но мимо него вы не проедете, если будете ехать в Чибит. Так что остановиться вполне можно.

Больше историй про Алтай на канале.

Related posts

Leave a Comment

один × 4 =