Деревня Маралиха… Что стало с этой… старой крепостью?

"Не будем пытаться понять друг друга, чтобы друг друга не возненавидеть." Станислав Ежи Лец

Деревня Маралиха… Что стало с этой… старой крепостью?

Когда знаешь историю села, то смотришь на него совсем другими глазами. Одно дело, когда едешь мимо, видишь обыкновенные домики, где-то старше, где-то младше, где-то красивые, где-то скособоченные – но, в целом, характерные для нашего края. И думаешь – вот, еще одна деревня. Надо же, и здесь люди живут! И совсем другое, когда знаешь, в какое время эта деревня возникла, какие события с ней были связаны в века давно минувшие. И уже смотришь на село и жителей совершенно по-новому.

Вот так и Маралиха. Название сразу навевает ассоциации, и довольно верные. Да, в этих краях когда-то водились маралы. Может, и сейчас водятся, пастбища здесь привольные. Разводили здесь больше двухсот лет назад благородных оленей, пасли, наверное, по зеленым склонам предгорий, по широким долинам, уходящимим в горизонт, в голубые небеса. Но речь пойдет не об этом.

Когда первопроходцы из центральной России осваивали Сибирь, то двигались на восток, в основном, в центральной и северной ее частях. Путь на юг был затруднен – как я уже писала, в этих местах кочевали степняки-телеуты, или “белые калмыки”, как их называло тогда русское население. Телеуты были подданными Джунгарского ханства. Это могущественное в те времена государство лежало к югу от Алтайских гор. Именно данным обстоятельством объясняется то, что заселение Алтая происходило почти на сто лет  позже, чем других сибирских территорий.

При расширении зоны влияния Россия строила крепости, всевозможные укрепления, под защитой которых уже закладывались села, поселения, слободы. Часть пришлых людей становилась казаками, чтобы защищать свои земли. Под защитой мирные жители могли спокойно заниматься земледелием, пахать, сеять, не опасаясь разрушительных нападений калмыков. Наверное, вы слышали, что существовала Колывано-Кузнецкая оборонительная линия, которая защищала алтайские заводы и рудники от набегов. Отношения России с Джунгарией были нестабильными, по принципу шаткого мира. Кстати, что интересно, сами степняки к государственным крепостям относились с уважением – обходили их стороной. Но вот “мужицкие” слободы считали незазорным и немного “потревожить”. К числу таких мужицких владений они относили и предприятия заводчика Демидова).

Вернемся к Маралихе. Деревня возникла в 1765 году. За 11 лет до этого  в низовьях речки Маралихи был построен форпост Казанской Богоматери. Это был третий форпост в составе Колывано-Кузнецкой линии на территории нынешнего Краснощековского района. Но первоначальное место укрепления было выбрано неудачно. Вешние воды постоянно подтопляли казармы драгун. И было решено перенести форпост к месту впадения Маралихи в реку Чарыш. А поскольку в то время крестьяне старались селиться вблизи крепостных сооружений, так как чувствовали себя увереннее под их защитой, то вполне закономерно, что через несколько лет возле форпоста возникла деревня Маралиха, которая существует и в наши дни.

Однако время основания Маралихи пришлось на период утрачивания форпостом Казанской Богоматери своего военного значения. В чем же причина? Дело в том, что незадолго до этого в результате китайско-джунгарской войны джунгары были наголову разбиты китайцами, и путь на юг для руских стал открытым. Путешествовавший по здешним местам в 1771 году ученый-энциклопедист и естествоиспытатель Петр Симон Паллас видел уже заброшенное здание крепости. Граница сдвинулась на юг, в горы, и старая Колывано-Кузнецкая линия осталась в глубоком тылу. Новая Колывано-Кузнецкая линия прошла в районе современного Тигирека. А от старых крепостных сооружений в наше время, к сожалению, не осталось и следа.

После того, как Маралихинская крепость утратила свое зачение, деревня несколько десятков лет не пополнялась жителями. Но потом стали постепенно появляться переселенцы из других окрестных деревень – их привлекали плодородные маралихинские земли. За короткий срок Маралиха стала довольно густонаселенным селом. Дальнейшая ее история вполне обычна для этих мест.

В советское время здесь был колхоз имени Ленина. Скорее всего, основной отраслью сельского хозяйства было животноводство, хорошо развитое в Краснощековском районе.

Вот такая стела есть на границе села. С ее обратной стороны, кстати, изображение Ленина и название колхоза.

2.
2.

Если рассмотреть поближе, то суровая девушка на панно чем-то напоминает лицом степняков, от набегов которых здесь когда-то оборонялись).

3.
3.
4.
4.
5.
5.

Село довольно большое, дома добротные.

6.
6.

Уже знакомый нам колхозный дом с верандой.

7.
7.

Еще один такой же.

8.
8.

А вот старый домишко. Заброшен.

9.
9.

Есть даже двухэтажки с отлично сохранившейся отделкой.

10.
10.

Здание, похожее на клуб.

11.
11.

Еще какая-то контора.

12.
12.

Часть конторы отделана сайдингом, и в ней расположились магазины.

13.
13.

Сельхозпостройки.

14.
14.

Красиво, да? Чем-то напоминает картины русских художников.

15.
15.
16.
16.
17.
17.

Вести из Алтайской глубинки



"Когда ты родился, ты плакал, а мир улыбался. Так проживи жизнь так, чтобы умирая, ты улыбался, а мир плакал… Тупак Шакур"

Related posts