Тяжелейшая и опасная работа в подземных выработках отражалась в народном сознании демонизацией штолен и шахт. Спрятанные под горой богатства казались вотчиной подземного змея, в рудных местностях были распространены легенды о гигантском полозе, хозяине здешних гор. Христианством фигура Змея была однозначно связана с Дьяволом.
Во «Властелине колец» Толкина рассказано о Мории — подгорном царстве гномов. Добывая серебряную руду, гномы-рудокопы докопались в итоги до корней гор и разбудили дремлющий там подземный ужас — огненного духа. В мифологии алтайцев он зовется Эрликом, у казахов Западной Сибири — подземным змеем Аждархой, который живет в пещерах и сторожит сокровища, порой одаривая ими людей. Змей Аврага Могой у монгольских народов заключен в подземной крепости богатырем, завалившим пещеру скалой. В конце времен и мира он должен освободиться. Гномы у Толкина бежали от разбуженного ими духа, бросив свои рудники. На Алтае то же самое рассказывали о чуди. Такие легенды всегда рожаются там, где есть заброшенные выработки, уже недоступные людям подземные пустоты.