Что такое душа? Знают ли… евреи?

"Не имеет значения, что думают другие – поскольку они в любом случае что-нибудь подумают." Пауло Коэльо ©

Что такое душа? Знают ли… евреи?

«Психология» в переводе с древне-греческого означает — «наука о душе» («психо» — душа, «логос» — учение).

Спросите любого психолога, начиная со студента и заканчивая академиком: «что такое Душа человека?». Вы не получите чёткого и конкретного ответа.

Тогда спрашивается вопрос. Как же психологи могут в рамках науки говорить о душе и изучать её?

В философии иудаизма есть частичное определение души. Душа — то, что влияет на поведение человека, а точнее даже обусловливает его. Она разделяется на три составляющие:

1. Совокупность причин, которые вызывают функционирование телесности;

2. Совокупность причин, влияющих на эмоциональное поведение;

3. То, что влияет на поведение с позиции разума.

Это три уровня духовности человека «снизу вверх» (1. телесность 👉 2. эмоции 👉 3. разум). Есть ещё два уровня «выше» (над разумом) — условно их можно назвать «мудростью» и «единством». Но они не постижимы внутри сознания человека, так как находятся в подсознании или «над сознанием». И поэтому не рассматриваются в философии. Философия не может говорить о том, что скрыто. Для этого необходимо знание о скрытом — то есть то, что называется учением тайным. И в нём уже есть определение души полное:

Было сказано, что воздействие на мир природы приходит из мира мысли. Обычно это в самом простом смысле — человек подумал, решил и сделал действие. Часто мысль — это только реакция на происходящее в этом мире. Иногда она сама является началом и источником действия. Например, человек открыл для себя какой-то моральный или логический принцип и решил осуществить его в жизни. В таком случае это не реакция на происходящее с ним в мире, а наоборот попытка воздействия на мир.

Это самое простое проявление воздействия мысли на мир. Однако на мир можно воздействовать также мыслью более высокого порядка — когда мысль зарождается не на уровне сознания, а вне него, над сознанием. В обычной жизни человек не сталкивается с таким видом мысли и не видит её внутри сознания.

Причём эту «мысль более высокого порядка» не совсем корректно назвать мыслью. Мысли, как мы их понимаем, могут быть только в сознании. А там (над сознанием) имеет место нечто другое — что-то ближе к понятию намерение. Так что назовём мир над сознанием — миром намерений.

И вот этот мир намерений — велик и многообразен. Его воздействие может быть очень значительно, а порой катастрофично для самого человека и его окружающих.

Человек обычно не властвует своими мыслями и тем более намерениями. Но тот, кто способен это делать — перед ним открываются большие возможности для воздействия на этот мир. Намного больше, чем обычно. Ведь пути такого воздействия выходят за рамки известных нам законов природы. Не случайно многие стараются развить в себе способность «проникнуть» в мир подсознания. Но для этого недостаточно тренингов. Необходимо также подробное знание об этом мире намерений. Иногда это знание называют практической мистикой. Тайное учение как раз включает всё знание о мире над сознанием.

И в этом проблема. Ведь такое воздействие может привести к непоправимым последствиям. Поэтому принято обучать этому знанию только тех, кто чисты в своих намерениях.

С другой стороны, сама практическая мистика не является основной темой и целью этого учения, а всего лишь второстепенным ответвлением из него и в большей мере запрещено в использовании в рамках морали иудаизма. Почему? В соответствии с правилом — «человек не был создан, чтобы подчинить духовное материальному, а чтобы подчинить материальное духовному» (не использовать духовное для материальности, а материальность использовать для духовности).

Поэтому основной целью в этом учении является постижение путей обратного воздействия. Ведь наравне с действием из мира намерения в мир природы, возможно, также воздействие в обратном направлении — из мира природы в мир намерений. Да, в конечном счёте, оно также возвращается в наш мир в виде разных событий, но не так, как в практической мистике, поскольку исходит из другого, более высокого источника и приходит по другим каналам.

Обратное действие имеет значительно более глубокий смысл и значение, чем просто практическая мистика. Оно приводит к исправлению духовного мира и называется служением Вс-вышнему. И именно в этом настоящий смысл этого тайного учения.

Поэтому в иудаизме служение Вс-вышнему выражается в виде выполнения многочисленных и разнообразных заповедей, что есть определённые телесные действия, которые должны сопровождаться неким порядком намерений. Учение о сути и правильном порядке этих намерений и есть центральная тема в тайном знании.

Причём в концепции философии иудаизма сознание — первично, то есть «духовное» создаёт «материальное». При этом сознание является только внешней стороной духовности. Нечто, что входит внутрь сознания (осознаётся) — об этом, разумеется, можно рассуждать в рамках философии. Но то, что находится в «подсознании» или «над сознанием» — выходит за рамки возможности быть понятым с помощью философских рассуждений.

В философской концепции ученого-психолога сознание — это продукт материи (мозга). И поскольку в материальности нет ничего тайного, то и в сознании такого не должно быть. Поэтому психологи не могут понять как возникает подсознание, что в него входит, и чем подсознание отличается от сознания. И как следствие психологи не могут дать определение душе. Даже частичное.

Автор: #захарья_мататьяу 61 год. Раввин, специалист в области философии иудаизма и религии.

Related posts

Leave a Comment

1 × пять =