Что сделал для Змеиногорска создатель «огнедышащей машины»?

"Единственное счастье в жизни — это постоянное стремление вперед." Эмиль Золя

Что сделал для Змеиногорска создатель «огнедышащей машины»?

Вот такой интересный исследовательский материал подготовил и прислал исследователь истории Змеиногорска Станислав Семенцов (https://ok.ru/profile/580299313945) из серии Тайны Змеиной горы.

Памятник Ползунову в Великом Новгороде      В этом году исполняется 255 лет со дня смерти изобретателя, создателя парового двигателя Ивана Ивановича Ползунова. Очень многое связывает Змеиногорск и этого величайшего изобретателя в истории нашей страны, который на многие годы своими разработками опередил время. А его творение – первая в России паровая машина, была также первым в мире двухцилиндровым паровым двигателем, впервые в истории не требующим вспомогательного гидравлического привода (способным работать без проточной воды и водяного колеса).      Родился Иван Иванович Ползунов в 1729 году (ранее ошибочно считали 1730, либо 1728 год) в семье солдата Екатеринбургской горной роты крестьянина по происхождению, Ивана Алексеевича Ползунова и его жены Дарьи Абрамовны. Обучался в Екатеринбургских заводских школах — словесной и арифметической. После был определён учеником к главному механику уральских заводов Никите Бахареву. У него Ползунов прошёл полный цикл ученических работ: механику, расчёты, чертежи, знакомство с работой заводских машин и металлургическим производством.      В 1747 году он попал в набор специалистов для алтайских Колывано-Воскресенских заводов и приехал на Алтай в начале 1748 года. Его назначили делопроизводителем по заводским делам Барнаульского завода. Там, как чертежный мастер, он принимал прямое участие в проектировании второго рудообогатительного предприятия на Змеиногорском руднике. По этому проекту также предполагалось построить для промывочного цеха вододействующее колесо, которое должно было поднимать при толчении руд девять пестов, и ряд промывочных устройств.       Но не только проектирование входило в его обязанности – 26 июня 1750 года младший унтершихтмейстер Иван Ползунов получил задание измерить и описать дорогу до Змеиногорского рудника. К тому времени там скопились огромные кучи руды, которую не успевали вывозить. Ползунов прошел с мерной цепью от Чарышской до самого рудника, выбирая место для новой будущей дороги. Он намерил 85 верст 400 сажен, будущую трассу обозначил кольями, наметил даже “зимовья” – удобные места для ночевки обозов с рудой. Длина будущей дороги оказалась в 2 раза короче действующей рудовозной.      В 1754 году И.И. Ползунов начал в Змеиногорске строительство спроектированной им “пильной “мельницы”. Замечательные чертежи которой сохранились до наших дней. Он решил расположить лесопилку не у плотины, как делали во всем мире, а в удалении от реки на отводном канале. Поэтому, когда весной 1755 года паводок смыл первоначальную Змеиногорскую плотину сама лесопилка уцелела и водяной канал был продолжен до русла реки Змеевки. Ползунов отработал на Змеиногорском руднике всего один год и начальство забрало его назад, в Барнаульскую канцелярию.

Чертеж “пильной мельницы” в Змеиногорске, спроектированной Иваном Ползуновым.      В 1762-1763 годах Ползунов работал при Барнаульском заводе. В апреле 1763 года изобретатель подал на имя А.И. Порошина докладную о необходимости применения паровых машин в горной добыче и приложил чертеж и описание такой машины. Делу дали “зеленый свет”. К 1765 году детали машины были большей частью готовы, оставалось построить для нее здание, собрать и запустить. К сожалению, своего творения автор так и не увидел – он скончался после продолжительной болезни 16 мая 1766 года.      5 июня 1766 года начались официальные испытания первого в мире теплового двигателя. Двигатель И.И.Ползунова называли “плавиленной фабрикой”. Высота машины составляла 10 метров, а цилиндров около 3 метров. Он развивал мощность в 40 лошадиных сил.      Во время первых испытаний теплового двигателя обнаружились неполадки. Выяснилось, что между поршнями и стенками цилиндров просачиваются вода и пар, а насосы подают воду в недостаточном количестве. Вызванный со Змеиногорского рудника гидротехник и изобретатель Козьма Дмитриевич Фролов предложил заменить насосы рудничными водоподъемными. Привезли насосы со Змеиногорского рудника, установили, результат получился отличный. Так было доказано, что машина Ползунова способна выполнять еще одну задачу – откачивать воду с рудника.

Модель паровой машины Ползунова.      Общее время полезной работы машины составило 1023 часа (42 суток и 15 часов). За это время было получено серебра 14 пудов 38 фунтов 17 золотников 42 доли, золота 14 фунтов 22 золотника 75 долей. За вычетом всех расходов на постройку машины, оплату плавильщиков, даже 400 рублей награды Ползунову, чистая прибыль составила 11016 рублей 10,25 копейки. Тем не менее решение о дальнейшей ее эксплуатации не было принято. В марте 1782 года она была разобрана.      Имя И. И. Ползунова носят Научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И.И. Ползунова в Санкт-Петербурге, Алтайский государственный технический университет. Памятники И.И. Ползунову установлены в разных местах страны, в частности в Великом Новгороде.

ФАКТ

Улицы, названные в честь Ползунова, есть не только в Барнауле и Змеиногорске, но еще и в Рубцовске, Новоалтайске, Павловске, селе Троицком. А за пределами края в Новосибирске, в Республике. Марий Эл в городе Йошкар-Оле, в Ивановской области в городе Иваново, в Смоленской области в городе Вязьма, в Волгограде, в городе Ярославль, в Чите и других.



""Неудачу воспринимайте как благоволенье сил небесных. Как только до конца ее поймете, удачей обернется неудача. Удача, что вы поняли неверно, вмиг неудачей станет." (Книга Мирдада)"

Related posts