Чему нас может научить Эрнст Юнгер, проживший более ста лет?

"Не будем пытаться понять друг друга, чтобы друг друга не возненавидеть." Станислав Ежи Лец

Чему нас может научить Эрнст Юнгер, проживший более ста лет?

Эрнст Юнгер умер на самом пороге XXI века, в 1998 году, немного не дожив до своего 103-летия. Его жизнь вместила в себя фактически весь ХХ век с его мировыми войнами, ядерной угрозой, развитием технологий, ростом городов, изменениями политической и идеологической карты мира. Юнгер воевал, работал, писал книги – он жил полной жизнью. Ему пришлось пережить, увы, собственных детей. Поразительная судьба.

В названиях его книг есть что-то военно-немецкое, они лаконичны и суровы: «Стальные грозы» (1922), «Тотальная мобилизация» (1930), «Рабочий. Власть и персонаж» (1932), «Излучения» (1944), «Речь и телосложение» (1947), «За чертой» (1950), «Гордиев узел» (1953) и т.д. Читая его книги, видишь, насколько сильно на философа повлияли идеи А. Шопенгауэра и особенно Ф. Ницше.

Эрнст Юнгер в молодости
Эрнст Юнгер в молодости

Будучи сторонником “философии жизни”, Юнгер считал, что в человеке заложены исходные жизненные силы, через которые он нерасторжимо связан с родом и которые одушевляют его телесность. То есть человек – неотъемлемая часть природы и интуитивно ощущает эту глубинную связь, выражая ее чисто эмоционально.

Прежде всего она проявляется в сновидениях, где наш разум никак не может контролировать брызжущие эмоции, порождающие удивительные образы. Во-вторых, эта связь выражается в том ужасе, которая таится в человеке в отношении смерти. Это инстинктивный страх. И, наконец, связь человека и окружающего его мира проявляется к экстатическом упоении жизнью. Люди обожают жить, хотят жить, возводят жизнь в культ.

Эрнст Юнгер в пожилом возрасте.
Эрнст Юнгер в пожилом возрасте.

При этом человек очень зависим от всевозможных внешних обстоятельств, которые ему, по сути, чужды. К ним относится и техника, особую роль приобретшая в индустриальном обществе. Юнгер считал, что в технологизированном обществе с его культом удобства и скорости сущность человека подавляется, он перестает ощущать истинные ценности жизни, перенося их на внешние, на ту же технику. Человек становится придатком механизмов, технологий.

Мир и война в этом смысле мало чем отличаются друг от друга – в любом случае это процесс подавления человека техникой, низведение его до винтика гигантского механизма. Война – это ипостась «воли к власти», но в этом нет ничего героического. Люди занимаются самоотречением ради навязанных им ценностей. Особенно ярко это видно в тоталитарных государствах. Тут даже мирная жизнь преподносится как война, рабочий – тот же солдат. “Трудовой фронт”, “мобилизация всех сил”, “трудовой подвиг” и проч. – даже терминология военная.

Советский плакат
Советский плакат

Понятие “рабочий” у Юнгера становится не определением профессии или социальной группы, а обобщающим термином, обозначающим тип человека, обладающего новаторским сознанием, и появляющегося результатом технической эволюции. Он – порождение технического века. В этом качестве “рабочий” не может в полной мере выразить свою свободу как личность, он подчинен условностям индустриального общества. Такое подавление связано еще и с тем, что нивелируется индивидуальность, возвышаются ценности коллективизма. Человек становится винтиком огромного механизма, элементом целого.

Александр Дейнека "Кузнецы"
Александр Дейнека “Кузнецы”

Мотивы индивидуализма в философии Юнгера особенно сильно выразились во второй половине ХХ века, когда над человечеством реально нависла угроза ядерной катастрофы. Мыслитель в своем эссе «Прогулка в лесу» призывал людей бороться за свою индивидуальную свободу, не боясь при этом быть в одиночестве. Сумев противостоять, пусть в одиночку, тоталитарному государству, который стремится контролировать всю твою жизнь, человек восстановит подлинную связь с жизнью, встретится с подлинным собой.

Надо сказать, что идеи Эрнста Юнгера оказали влияние на многих людей. Для многих интеллектуалов он стал культовой фигурой.

Источник



"

Неужели таков наш ничтожный удел: Быть рабами своих вожделеющих тел? Ведь ещё ни один из живущих на свете. Вожделений своих утолить не сумел.
Омар Хайям
"

Related posts