Чалдоны, они же сарматы(сарьмяты)? Русские — коренные жители Сибири? Русская Сибирь!

"Как бы высоко не оценивали вас, всегда имейте мужество сказать себе: «Я невежда»." Иван Павлов ©

Чалдоны, они же сарматы(сарьмяты)? Русские — коренные жители Сибири? Русская Сибирь!

До Октябрьской революции русское население Сибири четко делилось на чалдонов и самоходов, так называли коренные сибиряки людей, пришедших из «России». Чалдоны разговаривали на «старом» русском языке, например вместо привычного – «кони» они использовали «комони». Это слово есть в «Слове о Полку Игореве» и «Задонщине».

Этнографы заметили, что ряд топонимов Сибири имеют русские корни и названы так еще до прихода ватаг Ермака. Чалдоны вплоть до ХХ века жили укладом характерным для славян, времен феодальных князей. Что подтверждает теорию древнего происхождения народности.

В 1549 году в своих «Записках о Московии» австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн описал Сибирь и поместил в Среднее Приобье область, которую назвал Лукоморье. В своей работе австриец опирался на неизвестный русский путеводитель.

Сигизмунд писал: «…Эти последние получили имя от крепости Серпонов (Serponow) в Лукоморье (Lucomorya), лежащем на горах за рекой Обью… Река Cossin вытекает из Лукоморских гор; при ее устье находится крепость Cossin, которой некогда владел князь (knes) Венца (wentza), а ныне его сыновья».

Чалдоны уверены, что их предки жили в Сибири 10 -15 поколений до прихода казаков атамана Ермака Тимофеевича, который перешел Каменный пояс (Урал) в 1581 году. Внешне они европеоиды со светлыми глазами, однако в их лицах наблюдаются признаки монголоидности – смуглая кожа, широкие лица, реже узкий разрез глаз. Это связано с наличием смешанных браков с сибирскими аборигенами. За эту особенность от остальных русских чалдоны получили прозвище «желтопупые».

Лингвисты и сегодня не определились с этимологией слова «чалдон», которое для уха современного человека звучит как-то насмешливо и даже с оттенком ругательства. Связано это с тем, что «коренные» сибиряки и русские переселенцы относились враждебно по отношению друг к другу. Основные версии происхождения названия таинственного сибирского народа, следующие:

чалдон – сокращение от словосочетания «человек с Дона»;

чалдон – это человек с реки. Считается, что река и вода со скифо-сарматских языков переводилось как «дон»;

История семьи Каяловых

Томский доктор исторических наук Галина Ивановна Пелых, собирая этнографические сведения о сибирских древностях познакомилась с чалдонской семьей Каяловых, которые называли себя самарами. Они сохранили предания о приходе своих предков в Сибирь.

Этнографы давно фиксировали, что самоназванием первых самых «старых» чалдонов было «сарьмяты». Каяловы рассказали Галине Ивановне, что еще до казаков их семья жила в Причерноморских степях на реке Самара, которая впадает в Днепр.

Сарты- серты, сарьмяты-самарики, Лукоморье
Сарты- серты, сарьмяты-самарики, Лукоморье

Исследовательница писала, что самары: «…даже говорили иначе, чем чалдоны из казаков. Каяловы говорят не «чело», а «чало», не «человек», а «чаловик», не «челдон», а «чалдон» и высмеивают казацких чалдонов за то, что те говорят на «и». Последнее обстоятельство подтверждают местные диалектологи, установившие, что часть старожительского населения Сибири говорит все на «и»: «игород, игурцы, да ча, да пошто, ты, матка, ча, та ты ча», потешно так говорят».

Рассказ Каяловых находит и документальное подтверждение. Еще в 1597 году царь Федор Иоаннович послал на Енисей своего посланца Федора Дьякова, которому поставил задачу разведать те края на предмет новых подданных. Вернувшись через два года Дьяков привез большой ясак и как пишет Сибирская летопись сообщил, что там давно живет множество русских людей, которые торгуют, охотятся и собирают дань с аборигенов. Давнее присутствие русских в Сибири подтверждает и археология.

Археолог Василий Флоринский откопал в районе самарской Оби русские кольчуги и перстни с узорами, встречающимися на древнерусских колчанах. В Приобье были найдены предметы XIII-XIV, которые связаны с Русью. Это были фрагменты русских горшков, изготовленных на гончарном круге, фаянсовые голубые бусы, меч, железные ключи, бронзовые и серебряные височные кольца, браслеты и прочие предметы не характерные для народов Зауралья.

Чалдоны враждебно встретили казаков и русскую власть. Это отобразилось на дальнейших отношениях коренных и пришлых поселенцев. Свою роль играли и религиозные взгляды чалдонов, которые были язычниками. Считается, что именно из-за этого чалдонов убрали из истории освоения Сибирского края.

В их домах были «красные углы», которые называли «божницами». Там наравне с иконами стояли, вырезанные из дерева и кости фигурки божков, в том числе и местных. Когда в Сибирь пришла власть московского царя, то чалдонов, как и староверов облагали двойной данью, что должно было способствовать их переходу в христианство.

Чалдонские женщины носили черные платки, покрытые красной узорной вышивкой.

Одежда Саян из Тульской, Белгородской и Курской губерний. Судя по описанию, есть сходство с чалдонами и сарьмятами.
Одежда Саян из Тульской, Белгородской и Курской губерний. Судя по описанию, есть сходство с чалдонами и сарьмятами.

Молодая незамужняя девушка могла надеть платок ярких цветов, но выйти на люди с непокрытой головой, считалось позором. Во время застолий под божницу (самое почетное место) усаживали стариков и авторитетных общинников. Родственникам и друзьям отводились боковые лавки, а детям и молодежи полагалось сидеть напротив «красного угла». Показательно, что чалдоны даже больших начальников могли усадить на детское место.

«Сказания о Славене и Русе «

Словен же и Рус живяху между собою в любви велице, и княжиша тамо, и завладеша многими странами тамошних краев. Такоже по них сынове их и внуцы княжаху по коленом своим и налезоша себе славы вечные и богатства многа мечем своим и луком. Обладаша же и северными странами, и по всему Поморию, даже и до предел Ледовитого моря, и окрест Желтовидных вод, и по великим рекам Печере и Выми, и за высокими и непроходимыми каменными горами во стране, рекома Скир, по велицей реце Обве, и до устия Беловодныя реки, ея же вода бела, яко млеко. Тамо бо берущи дорогою скорою звери, рекомаго дынка, сиречь соболь. Хождаху ж и на Египетъския страны воеваху, и многое храбрьство показующе во еллинских и варварских странах, велий страх от сих тогда належаше.

Крайне интересен момент, что «Гюстровская Ода говорит о том, что ободриты пришли с реки Обь, а ободриты-безусловные славяне.

«И ветер гнал величественно воды рек,
Чтоб Океан почувствовал их бег,
Соединяя вместе Эльбу, Везель, Обь,
Там где играют в волнах нереиды.
Оттуда совершил далёкий путь наш Мекленбург,
Чрез землю Русов к своему княженью:»

Гюстровская Ода.

Ну а города Грустина и Серпонов признаются всеми историками,даже Миллером и Карамзиным.

В своих «Записках…» Герберштейн описывает Сибирь, в том числе, упоминает города Серпонов и Грустину. Если верить Герберштейну, народы, жившие по берегам Оби, платили дань московским царям задолго до похода Ермака в Сибирь.

От устья реки Иртыша до крепости Грустины два месяца пути; от неё до озера Китая рекою Обью, которая, как я сказал, вытекает из этого озера, более чем три месяца пути. От этого озера приходят в большом множестве черные люди, лишенные общего всем дара слова; они приносят с собой много товаров, преимущественно же жемчуг и драгоценные камни, которые покупаются грустинцами и серпоновцами. Они называются лукоморцами от Лукомории, лежащей в горах, по другую сторону Оби от крепости Серпонова. <…> Грустинцы и серпоновцы ведут с ними торговлю <…> По левому берегу реки Оби, вниз, живут каламы, которые переселились туда из Обиовы и Погозы. За Обью, у Золотой Бабы, где Обь впадает в океан, текут реки Сосва, Березва и Данадим, которые все берут начало из горы Камень Большого Пояса и соединенных с ней скал. Все народы, живущие от этих рек до Золотой Бабы, называются данниками князя московского.

Аарон Лерберг упоминает Грустину в своих исследованиях по древнерусской истории:

Серпоновцами и Грустинцами называетъ Герберштейнъ народы, которые съ вершинъ Оби получали товары южныхъ Азіятскихъ странъ. Первые, по словамъ его, назывались такъ отъ Серпонова, укрѣпленнаго мѣста, находившагося будто по ту сторону Оби въ Лукоморскихъ горахъ. Слова сіи темны: и мѣсто и народъ, получившій отъ онаго своё названіе не видны ни въ какихъ другихъ извѣстіяхъ. Но Грустинцевъ узнать можно: укрѣпленная ихъ Грустина лежала на Оби между устья Иртыша и озера изъ котораго вытекаетъ Обь, ближе отъ устья, нежели отъ озера. И такъ ето вѣрно Гаустинцы, о которыхъ говоритъ Страленбергѣ въ описаніи Сибири, и остатокъ которыхъ отъ 2оо до 3оо душъ мужеска пола нашелъ онъ близь Томска, живущими въ хижинахъ; они были Татары идолопоклонники. Въ Сибирской исторіи упоминается о нихъ при построеніи Томска въ 16о4 году. Здѣсь названы они Еуштинцами и также показаны въ числѣ 3оо человѣкъ, и тогда ещё считали они себя главнѣйшимъ народомъ тамошней страны. Мнѣніе наше, что сіи Еуштинцы или Гаустинцы суть Грустинцы подтверждается тѣмъ, что мы здѣсь находимся въ такой области, которая нѣкогда не токмо въ Сибири но и у южныхъ Азіятцевъ была въ великой славѣ по хорошему состоянію жителей оныя.

Карамзин, в «Истории Государства Российского», описывая состояние Московской Руси XVI века, пишет:

Однакожъ Москвитяне уже знали имена всѣхъ главныхъ рѣкъ Западной Сибири. Они сказывали, что Объ вытекаетъ изъ озера (Телейскаго); что за сею рѣкою и за Иртышемъ находятся два города, Серпоновъ и Грустина, коихъ жители получаютъ жемчугъ и драгоцѣнные каменья отъ черныхъ людей, обитающихъ близъ озера Китая. Мы обязаны были сими свѣдѣніями господству Великихъ Князей надъ землею Пермскою и Югорскою.

Мавро Орбини,пишет,что жители тех мест были отчаянными мореходами. Мавро Орбини в своей книге Славянское царство( стр 114) пишет, что :

Карл Вагрийский пишет, что русские из Бьярмии плавая по северному океану, примерно 107 лет назад обнаружили в тех морях неизвестный до того времени остров, обитаемый славянами. На нем,как говорит Филипп Каллимах в послании к папе Иннокентию VIII,вечные холода и льды. Называется он Филоподия и Величиной превосходит Кипр, на современных картах его называют Новая Земля.

Здесь есть свидетельство о реке Обве-Оби, на которых всегда и жили русские люди, что подтверждается и иностранными картами,и зверь дымок-соболь, который водится лишь в Сибири. Есть свидетельсво и Мавро Орбини, что славяне жили на новой Земле

также интересна история сказки Ершова «Конек -Горбунок». Она записана в Приобье, Тобольске и асолютно аутентична. Сюжет сказки, отрывка о Царь-Девице идентичен рассказу о Медее.

Медея уплыла вместе с аргонавтами, прихватив с собой своего младшего брата Апсирта. Ээт, заметив пропажу дочери и руна, снарядил за «Арго» погоню. Завидев погоню, Медея убила своего брата Апсирта, тело расчленила, а куски бросила в воду. И Ээт, увидев это, был вынужден прекратить погоню за «Арго», взялся за поиск кусков тела своего сына, дабы похоронить их по-человечески. Дословно же имя МЕДЕЯ переводится как властительница. ( Отсюда Медуса Горгона, то есть Царица Горгона)

Прямо на борту «Арго» Медея и Ясон сочетались законным браком. Путешествие аргонавтов продолжалось.

И вот «Арго» прибыл в Иолк, ради трона которого Ясон и добывал золотое руно. Там все ещё правил дядя Ясона Пелий. Разумеется, Пелий наотрез отказался уступить власть своему племяннику. И тогда Медея решила помочь своему супругу: она сказала дочерям Пелия, что они могут превратить старика в молодого человека, если разрежут его и бросят в кипящий котел. Продемонстрировала им процесс омолаживания, зарезав и воскресив козла.( Но- в мифах козликом зачастую называют Диониса, он так же рогат. Одно из имен Диониса-Эван. Вспомним сказки о Аленушке и Иванушке, где зачастую Иванушка превращается именно в козленочка)

Они поверили ей, убили своего отца и разрезали его, но Пелия Медея воскрешать, в отличие от демонстрационного козла, уже не стала.

Итак важная деталь процесса- кипячение или варка тела в котле.

Геродотов обычай у исседонов:

26. Об обы­ча­ях исседо­нов рас­ска­зы­ва­ют сле­дую­щее. Когда уми­ра­ет чей-нибудь отец, все род­ст­вен­ни­ки при­го­ня­ют скот, зака­лы­ва­ют его и мясо раз­ру­ба­ют на кус­ки. Затем раз­ре­за­ют на части так­же и тело покой­но­го отца того, к кому они при­шли. Потом все мясо сме­ши­ва­ют и устра­и­ва­ют пир­ше­ство. С чере­па покой­ни­ка сни­ма­ют кожу, вычи­ща­ют его изнут­ри, затем покры­ва­ют позо­ло­той и хра­нят как свя­щен­ный кумир. Это­му куми­ру еже­год­но при­но­сят обиль­ные жерт­вы. Жерт­во­при­но­ше­ния совер­ша­ет сын в честь отца, подоб­но тому, как это про­ис­хо­дит на поми­наль­ном празд­ни­ке у элли­нов. Этих людей так­же счи­та­ют пра­вед­ны­ми, а жен­щи­ны у них совер­шен­но рав­но­прав­ны с муж­чи­на­ми.

27. Итак, об исседо­нах у нас есть еще сведе­ния. Выше исседо­нов, по их соб­ст­вен­ным рас­ска­зам, живут одно­гла­зые люди и сте­ре­гу­щие золо­то гри­фы. Ски­фы пере­да­ют об этом со слов исседо­нов, а мы, про­чие, узна­ем от ски­фов и зовем их по-скиф­ски ари­мас­па­ми: «ари­ма» у ски­фов зна­чит еди­ни­ца, а «спу» — глаз.

28. Во всех назван­ных стра­нах зима столь суро­ва, что восемь меся­цев там сто­ит невы­но­си­мая сту­жа. В это вре­мя хоть лей на зем­лю воду, гря­зи не будет, раз­ве толь­ко если раз­ведешь костер. Море здесь и весь Бос­пор Ким­ме­рий­ский замер­за­ют, так что ски­фы, живу­щие по эту сто­ро­ну рва, высту­па­ют в поход по льду и на сво­их повоз­ках пере­ез­жа­ют на ту сто­ро­ну до зем­ли син­дов. Такие холо­да про­дол­жа­ют­ся в тех стра­нах сплошь восемь меся­цев, да и осталь­ные четы­ре меся­ца не теп­ло. Вооб­ще там пого­да совер­шен­но отлич­ная от дру­гих стран: когда в дру­гих местах дожд­ли­вая пора, там дождей почти нет, а летом, напро­тив, очень силь­ные. Когда в дру­гих местах слу­ча­ют­ся гро­зы, здесь их не быва­ет, летом же они часты. Гро­за зимой вызы­ва­ет изум­ле­ние, как чудо; так же и зем­ле­тря­се­ния (летом или зимой) в Ски­фии счи­та­ют­ся дико­ви­ной. Лоша­ди лег­ко пере­но­сят такие суро­вые зимы, тогда как мулы и ослы их вовсе не выдер­жи­ва­ют. В дру­гих стра­нах, напро­тив, у лоша­дей на моро­зе замер­за­ют суста­вы, ослам же и мулам сту­жа не вредит.

Итак, этот обычай Геродот приписывает исседонам, усуням, Сибирским скифам. Их погребальный обычай характерен для таштыкской и каасукской культур- модеоирование тела умершего глиной. Часто находили лишь костяк умершего в своеобразной глиняной статуе. Подобное моделирование характерно еще для катакомбной культуры. Но- что бы получить чистый костяк- труп надо выварить,либо,что бы он много времени пролежал в земле, либо был санирован другим способом. Но вывварка предпочтительнее. В Европе такой обряд называлcя Mos teutonicus.

«Царь-девица говорит:
«Коль себя не пожалеешь,
Ты опять помолодеешь.
Слушай: завтра на заре
На широком на дворе
Должен челядь ты заставить
Три котла больших поставить
И костры под них сложить.
Первый надобно налить
До краев водой студеной,
А второй — водой вареной,
А последний — молоком,
Вскипятя его ключом.
Вот, коль хочешь ты жениться
И красавцем учиниться, —
Ты без платья, налегке,
Искупайся в молоке;
Тут побудь в воде вареной,
А потом еще в студеной,
И скажу тебе, отец,
Будешь знатный молодец!

То есть, процедура Царь-Девицы тождественна процедуре Медеи. Да и сюжет дальше идентичен- сначала Царь-Девица, как и Медея варит козленочка-Ивана( Диониса), омолаживая и делая прекрасным, затем расправляется с Царем, сваривая и его. То есть оба мифы идентичны в сказании о Царь-Девице и Медее и омоложении. И Имена идентичны- Медея( Царица) и Царь-Девица.

Само название Сибири происходит от имени Северян-Сиверцев- Савиров, безусловно сарматского, русского племени.

Как видно, часть Савиров-Северян -Сибирцев осталась на своей родине, Сибири. И, чалдоны сохранили и свое второе имя — сарьмяты( сарматы). Ну, собственно, этноним САРМАТ дошел до нашего времени в Латинской транскрипции, где нет ни мягкого знака, ни шипящих и , вероятно, что настоящим именем громадного союза племен было именно САРЬМЯТЫ. Тем ценнее это свидетельство русских ученых. Что же до древностей САРЬМЯТ в Сибири, их превеликое множество.

Литература:

Сергей Соловьев БЕЛЫЕ БОГИ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВНЕШНОСТИ БОЖЕСТВ В ДРЕВНОСТИ https://www.academia.edu/50618755

Сергей Соловьев 2021, РАСПОСТРАНЕНИЕ ПЛЕМЕН САРДАНОВ-САРТОВ ОТ РЕКИ СЫР- ДАРЬЯ ДО ГАЛЛИИ, ВКЛЮЧАЯ МАЛУЮ АЗИЮ, БАЛКАНСКИЙ ПОЛУОСТРОВ И ПРИЧЕРНОМОРЬЕ. БЕЗУСЛОВНАЯ СВЯЗЬ ЭТОГО НАРОДА С ГАЛЬШТАТСКОЙ И ЛАТЕНСКОЙ КУЛЬТУРОЙ https://www.academia.edu/45576685/

Сергей Соловьев 2021, ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ЭТНОНИМА РУСЬ — РАС И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. ЭТНОНИМЫ РАТЬ И РУСК. РАСПОСТРАНЕНИЕ ЭТИХ ЭТНОНИМОВ СРЕДИ ПЛЕМЕН САРДОНОВ https://www.academia.edu/49545775/

https://zen.yandex.ru/media/historyrus/kritskaia-jrica-v-bashlyke-migraciia-andronovcev-skify-na-krite-v-16-vdo-ne-5f36016e87dcf25d91ab8069 https://zen.yandex.ru/media/historyrus/obychai-beleniia-lic-prishedshii-iz-skifskoi-epohi-legenda-o-belosnejke-i-gnomah-i-o-snegurochke-5f2d5527a27ff753df0d97e7 https://zen.yandex.ru/media/historyrus/bereshskii-kurgan-tagarskoi-kultury-glinianye-maski-i-glinianye-liudi-5f0d3808a04d3b2748ee9c59

Источник канал https://zen.yandex.ru/profile/editor/historyrus


Related posts

Leave a Comment

1 × три =