Большой Салбыкский курган. Хакасия.

"Бесконечны лишь Вселенная и глупость человеческая, при этом относительно бесконечности первой из них у меня имеются сомнения." А. Эйнштейн

Большой Салбыкский курган. Хакасия.

Большой   Салбыкский   курган. Салбык.   Республика Хакасия.

Большой Салбыкский курган – остатки крупнейшего кургана бассейна Среднего Енисея — памятник Тагарской культуры, расположенный в урочище Салбык  на территории Республики Хакасия. Был раскопан в 1954-56 гг. экспедицией института истории материальной культуры и Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, под руководством С.  В.  Киселёва. Высота насыпи до раскопок — 11,5 м, окружность 496 м.

1 салбых Хакасия

Салбык.   Республика Хакасия

.2 Таким был Большой Салбык до раскопок

Таким был Большой Салбык до раскопок

.3-А это руинированные остатки величайщего кургана Южной Сибири

это руинированные остатки величайщего кургана Южной Сибири

.4 Salbykh, Салбых, Салбыхский курган

Salbykh, Салбых, Салбыхский курган

6 салб кург.

Салбыкский курган

.5 Салбыкский курган
.

7 Ворота в Долину тагарских цар

Ворота в Долину тагарских царей

8 Вор долины Царей Хакассия

Ворота долины Царей

9 салб курган табличка

Салбык.

10 Родовой знак на Салбыкском курган

Родовой знак на Салбыкском кургане

.13 менгиров (солбыкский курган)

примерная схема расположения менгиров (Салбыкский курган)

Большой Салбыкский курган — руинированные остатки крупнейшего кургана бассейна Среднего Енисея – памятник Тагарской культуры, расположенный в урочище Салбык (от хакасского –салбах -низина) в 60 км. к северу от Абакана на территории Республики Хакасия. Был раскопан в 1954-56 гг. экспедицией института истории материальной культуры и Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, под руководством С. В. Киселёва.

Высота насыпи до раскопок — 11,5 м,окружность — 496 м. Земляная насыпь первоначально достигала, по подсчетам С. В. Киселёва, высоты 25-30 м. К моменту раскопок насыпь сильно оплыла, однако сохранила геометрическую правильность формы, благодаря тому, что главное ядро и облицовка кургана были сложены из дерновых брикетов с прослойкой из тонкоотмученного глинистого материала.

В западной части насыпи имелась яма диаметром до 19 м и глубиной до 5 м — следы грабительских раскопок XVIII в. В Салбыкской степи в радиусе около 5 км разбросано 56 курганов, 5 из которых лишь немногим меньше Большого, а высота остальных главным образом 4-6 м.

Характерной для Салбыкской группы особенностью является пирамидальная форма насыпи, что особенно хорошо заметно в утренние и вечерние часы. Впервые описание Большого Салбыкского кургана было составлено в 1739 году российским учёным и путешественником Герардом Фридрихом Миллером во время «Первой академической экспедиции» 1733—1743 гг. музей

Тагарская культура — археологическая культура эпохи бронзы и железа (IX—III в. до н. э.), названа по топониму – острову Тагарскому на р. Енисей.( На смену тагарской культуре пришла таштыкская культура.) .Памятники  распространены на территории Хакасско- Минусинской котловины (Республика Хакасия и южные районы Красноярского края) и в северо-восточной части Кемеровской области, то есть в пределах степной и лесостепной зоны в бассейне Среднего Енисея и его притоков — рек Абакана, Тубы, Сыды, Ербы и других и в бассейне реки Чулым и ее притока Урюпа. Наиболее северные тагарские памятники находятся на р. Чулым южнее г. Ачинска, западной границей служат предгорья Кузнецкого Алатау и Абаканского хребта, южной — границы Джойского хребта иЗападного Саяна. Наиболее восточные памятники известны на правобережье Енисея у сел Верхний Суэтук и Кочергино на р. Туба, у сел Уджей и Конь на р. Амыл и у д. Брагино. Особый район распространения памятников тагарской культуры — небольшой участок лесостепи по Енисею близ города Красноярска. В степях Южной Сибири VI—IV вв. до н. э. тагарцы также строили внушительные памятники — погребения своим вождям. В урочище Салбык находится около десятка гигантских курганов. Когда-то это были четырехгранные земляные пирамиды, окруженные каменной оградой.Преобладающим у тагарцев являлся европеоидный тип, по всей видимости, восходящий к Андроновской культуре, Однако черепа с монголоидными признаками обнаруживаются в курганах датируемых началом тагарской культуры, и количество таких черепов постепенно возрастает к моменту прихода хуннов. Академик В. П. Алексеев отмечал, что это население сближается по своим физическим характеристикам с носителями таштыкской культуры..

Таштыкская культура — археологическая культура Южной Сибири железного века (II век до н. э. -V век н. э.), будучи во многом преемницей тагарской культуры, принципиально отличается от нее широким распространением железа. Хозяйство по-прежнему оставалось земледельческо-скотоводческим. Новшеством было появление примитивной сохи, которая, впрочем, не вытеснила мотыгу. О социальном развитии таштыкцев свидетельствуют погребения. Они разделяются на скромные грунтовые могилы и огромные склепы, похожие на поздние захоронения тагарской знати. Енисейская аристократия сохраняет прежние, «скифские» обычаи бальзамирования, боевой татуировки. Появляется и новое: в склепы кладут куриные яйца, с покойников снимают гипсовые маски, встречаются захоронения кукол. В склепах найдены деревянные части китайских церемониальных зонтиков, которые у хуннов служили знаками власти.Представители культуры имели смешанный антропологический тип, о чём свидетельствуют погребальные маски в Эрмитаже, Минусинском и Хакасском музеях. «Среди них встречаются как европеоиды, далекие потомки местного населения эпохи раннего железа, так и монголоиды, освоившие территорию Среднего Енисея в последние века» В склепах знати у погребенных в большей степени выражена монголоидность, нежели в рядовых захоронениях, где долго преобладали европеоидные черты покоренного тагарского населения.В советской археологии после работ С. В. Киселёва и Л. Р. Кызласова возобладала теория динлино-гяньгуньского этногенеза, согласно которой таштыкская культура отразила формирование на Енисее единого этноса «древних хакасов» (Енисейские Кыргызы) путём ассимиляции угроязычных динлинов пришлыми тюркоязычными гяньгунями. В более поздних работах (Ю. С. Худяков) эта концепция ставится под сомнение и делается вывод о том, что памятники таштыкской культуры в Минусинской котловине «не имеют отношения к этнокультурогенезу древних кыргызов».По мнению антропологов, антропологический тип таштыкцев соответствует современной уральской расе, и является исходным для ряда современных этнических групп Саяно-Алтая, в том числе и для части хакасов. Завершение формирования современного антропологического состава хакасов падает на начало второго тысячелетия нашей эры, т.е. на период расцвета культуры Кыргызского каганата.

*«Жители вообще рослы, с рыжими волосами, с румяным лицом и голубыми глазами. Черные волосы считались нехорошим признаком» — так в источниках описывались Енисейские Киргизы.

http://www.kyrgyz.ru/?page=67

.Кыргызский_каганат

***

.3 салбых-старое фото

салбык-старое фото

.12 Салбыкский кур.

салбык – современное фото

x_87df4b7f

Салбык

 

 

Источник



"- Если ты опять собираешься сказать, что делал это для семьи... - Я делал для себя. Мне нравилось. И получалось. И я жил... Полной жизнью! Во все тяжкие"

Related posts