Возвращаясь в 1926 году с Алтая, Рерих посетил город Новосибирск (так с февраля 1926 г. официально именовался Новониколаевск), где пробыл ровно неделю, с 27 августа по 3 сентября. Первый абзац главы “Алтай” известной и не раз переизданной книги Н. Рериха “Алтай-Гималаи” заканчивается следующей фразой: “Великая Обь – родина жены и змея”. Смысл ее темен, но помнящий содержание “Откровения Иоанна”, увидит здесь реминисценцию апокалиптического сюжета о жене, бежавшей от змея в пустыню. Змей пустил следом воду, но земля расселась и поглотила ее. Исследователь старообрядческих течений вспомнит, что этот сюжет настойчиво повторяется в списках “Путешественников”, повествующих о пути в Беловодье. Еще два места в главе “Алтай” привлекут наше внимание. Упоминание о предсказанной неведомо кем последней битве людей, должной случиться на берегах Катуни и Бии (истоки Оби). И вскользь помянутое загадочное исчезновение картины автора “Зов змея”, написанной незадолго до трансазиатского путешествия. Покидая Новосибирск, Николай Рерих обещал вернуться. Но только в 60-х годах его сын Юрий, передал завещанные городу 60 картин. А незадолго до смерти Н.К.Рерих написал картину “Град обреченный”, изображающую городские стены, обвитые чудовищным Змеем. Есть города, заложенные случайно, по стечению обстоятельств. Есть выросшие в силу необходимости.