АТАЙСКИЙ КРАЙ! Все исторические сведения…

АТАЙСКИЙ КРАЙ! Все исторические сведения…

1. Палеолит (1.5 млн. – 12 тыс. лет назад)

Ранний палеолит (1.5 млн. – 40 тыс. лет назад). Свидетельства о первых поселениях людей в долинах Алтая были получены после открытия Улалинской стоянки (район г. Горно-Алтайска). Во время раскопок стоянки были найдены примитивные каменные орудия – чопперы (грубые рубящие орудия), скребла. Они сделаны с помощью огневой техники (путем нагревания и резкого охлаждения камней) и обработаны только с одной стороны. Такая техника обработки характерна для первичной галечной культуры архантропов (питекантроп, синантроп) раннего палеолита. Возраст археологических находок Улалинской стоянки по разным оценкам от 300 тыс.  до 1,5 млн. лет.

Ранний палеолит:

1 — галечное орудие;

2 — рубило;

3 — рубило;

4 — колун;

5 — скребло;

6 — остриё;

7 — часть деревянного копья.

К периоду мустьерской эпохи раннего палеолита (период существования неандертальца) относятся материалы раскопок стоянок древнего человека в карстовых пещерах Загонная, Страшная, Усть-Канская на Чарыше; Сибирячиха, Денисовая, Каменная, Разбойничья на Ануе; в Черемшанских пещерах на Чумыше. Обнаружены стоянки и на открытой местности: Тюмечин I и II на реке Урсул. В них археологами были раскопаны интересные памятники с хорошо прослеживаемой последовательностью культурных слоев. В Денисовой пещере представлены материалы различных периодов, от среднего палеолита до средневековья. Интересны зубы, фрагменты ключицы и лучевой кости древнего человека, возраст которых (42 тыс. лет) удалось установить с помощью радиоуглеродного метода.
Мустьерская эпоха:

1 — леваллуазское ядрище;

2 — листовидное остриё;

3 — остриё;

4 — дисковидное ядрище;

5, 6 — остроконечники;

7 — двуконечное остриё;

8 — зубчатое орудие;

9 — скребок;

10 — рубило;

11 — нож с обушком;

12 — орудие с выемкой;

13 — проколка;

14 — скребло;

15 — двойное скребло;

16, 17 — скрёбла продольные.

Каменные орудия неандертальцев намного совершеннее галечных. Кроме скребел и рубящих орудий появляются остроконечники (использовались как наконечники копий, ножи), скобели, скребки. Кроме обивки при изготовлении орудий стала применяться ретушь — отделение мелких частичек от края заготовки путем скалывания.

Предполагается, что древние люди вели кочевой образ жизни. Они жили на стоянках, расположенных в удобных со стратегической точки зрения местах. Пещеры закрытого типа, скорее всего, использовали в качестве приюта во время кочевий, для хранения и заготовок мясных туш, для создания новых или ремонта старых орудий.

Поздний палеолит (40 тыс. – 12 тыс. лет назад) – совпадает с эпохой оледенения. Предалтайская равнина представляла собой холодную пыльную и сухую степь. Основные стоянки первобытных людей этого периода найдены в предгорьях и горах Алтая. Обнаружены и описаны четыре культуры с различными приемами обработки камня.

Чуйская группа стоянок (Торгун, Бигдон, Барбургазы, Юстыд и др. по реке Чуя) родственна позднепалеолитическим памятникам Монголии. Орудия характеризуются грубой обработкой камня, крупными отщепами. Пластин мало, зато много двусторонних скребел, рубящих изделий.

Охотники куюмской культуры — стоянки Усть-Куюм, Усть-Сема, Тыткескень 3, Каратурук, Майма — селились по берегам средней Катуни в местах впадения небольших речек. Их стойбища состояли из нескольких жилищ – чумов, обложенных крупными камнями. В культурных слоях стоянок найдены скребла, скребки, ножевидные пластины, проколки и резцы. Отличительной чертой куюмской культуры является широкое использование галечных орудий – чопперов, «стругов», скребловидных орудий.

В нижнекатуньской культуре — стоянки Сростки, Урожайная, Усть-Иша 3, Красная Гора — галечные изделия практически отсутствуют. Зато найдены кремневые топоры, ножи и острия, обработанные с двух сторон (бифасы).

Ушлепская культура охотников черневой тайги была распространена в Салаире и Горной Шории — стоянки Ушлеп 1-7, Чулда, Кислогол, Кедровка. На этих стоянках также нет галечных орудий, зато много скребел, скребков и бифасов, крупных пластин, в том числе вкладышей метательного оружия гарпунного типа.

2. Мезолит (12 – 9 тыс. лет назад).

В начале этой эпохи первобытные племена вынуждены были осваивать новый, менее продуктивный способ охоты – индивидуальную добычу животных, т.к. с постепенным отступлением ледника на север ушли стада овцебыков, оленей, а крупные холоднолюбивые животные – мамонты, бизоны – вымерли. Основными орудиями становятся не копья, а луки со стрелами, различные ловушки и самострелы. Все эти изменения хорошо отражаются в материалах верхних культурных слоев стоянок Усть-Семы, Манжерока 2, Усть-Карбана на Катуни; Юстыд 1 на Чуе; Павловка, Гульбище на юго-западе Алтайского края.

Около 10 тыс. лет назад переход к новым типам орудий закончился. Повсеместно распространилась культура мезолита. Основой орудийного набора стала мелкая ножевидная пластинка – вкладыш. Эта пластинка вставлялась в паз костяного наконечника копья или рукоятку ножа. Получалось острое режущее лезвие. На всех стоянках этого периода появляются каменные наконечники стрел.

Мезолит:

1 — кремнёвое остриё:

2 — копалка из рога оленя;

3 — скребок;

4 — топор;

5 — костяной наконечник с каменными вставками;

6 — крючок из кости;

7 — геометрические микролиты;

8 — костяной гарпун.

Следует отметить и еще одну особенность. На стоянках стали обнаруживаться предметы, изготовленные из неместных пород камня (кварцитовидный сливной песчаник, яшма, халцедон – месторождения на Урале и Восточном Казахстане).

В быту мезолитические охотники пользовались такими же переносными жилищами типа чумов, как и в палеолите. Однако на стоянке Усть-Сема раскопан жилой комплекс иного рода – с очагами, отгороженными стенками из галек и гравия. Видимо, это были первые попытки создать более долговременные жилища.

3. Неолит (7 – 6 тыс. лет назад).

Эта эпоха характеризуется переходом к новым формам хозяйствования и новой технике обработки камня (шлифование, полировка, пиление, сверление). Преобладающим становится рыболовство.

На Алтае открыто около 50 памятников эпохи неолита (могильник Усть-Иша, Тыткескень 2 и др). Большая их часть представлена кратковременными стоянками вдоль ленточных боров или по берегам озер. Ленточные боры не могли давать постоянно нужное количество дичи, а в озерах в зимний период времени могли происходить заморы. Это вынуждало людей постоянно менять места обитания.

Поселенческие материалы свидетельствуют о преемственности культурных традиций мезолита и неолита. По-прежнему основой орудийного набора служит мелкая ножевидная пластина. Однако появляются шлифованные каменные топоры и тесла, ножи из пластин с подшлифовкой, составные рыболовные крючки, костяные рукоятки ножей. В массовом количестве встречаются наконечники стрел и дротиков.

Совершенно новым явлением в неолите стала керамика. Неолитические сосуды в лесостепной зоне края имеют круглую и остродонную форму, орнаментированы.

Судя по антропологическому типу погребенных из могильника Усть-Иша, в неолите преобладало монголоидное население.

4. Энеолит (5 – 3 тыс. лет назад).

Период энеолита характеризуется переходом к производящим типам хозяйства на Алтае и появлением первых медных изделий.

Большемысская культура. Основное количество памятников этой культуры расположено на предалтайской равнине и в предгорьях Алтая (могильник Большой Мыс, поселенья Костенкова Избушка, Ляпустин Мыс, Коровья Пристань (на озере Иткуль), Комарово 1 (на реке Иткуль), Малоугренево, Енисейское, Чебашиха и Бехтемир (на реке Бия), Долгая Грива, Одинцовка, Фоминское, Быстрый Исток, Песчаное, Волчиха, Цыганкова Сопка, Чудацкая Гора (на Оби), и др.

Каменная индустрия свидетельствует о преемственности большемысской культуры от неолита Алтая. Пластины, скребки, ножи, составные рыболовные крючки сопоставимы с неолитическими. Появляются новые изделия: шлифованные ножи с прямым и вогнутым лезвием, костяные мотыги, долота, наконечники стрел, гарпуны, лощила. Из меди изготовлены лезвия составных ножей и шилья.

Массовым материалом становится керамика. Преобладают тонкостенные сосуды с пристроенным или «реповидным» днищем. Позднее появляется более толстостенная круглодонная посуда, а затем и плоскодонная. Сосуды имели характерный орнамент – зубчатая и гладкая качалка, гребенка. По венчику и шейке сосуда иногда наносились ряды сетки, треугольники, зигзаг.

Погребальный обряд большемыссцев достаточно однороден. Все умершие лежат на спине в вытянутом положении. Голова наклонена к правому или левому плечу, руки на поясе. В могилах имеется большое количество украшений из кости, зубов животных, раковин, камня, немного орудий труда. Сосуды в погребениях не встречены.

Население представляло собой смешанный антропологический тип, сложившийся в процессе длительного контакта монголоидов и европеоидов.

Афанасьевской культура (конец IV тыс. до н.э. – первая четверть II тыс. до н.э.). Название культура получила от Афанасьевской горы (близ реки Батеньи в Красноярском крае), где в 1920 г. был исследован первый могильник этой эпохи. На Алтае племена афанасьевцев расселялись от Телецкого озера (по реке Бии) и среднего течения Катуни на юге до линии Барнаул (по Оби) на севере.

Формирование афанасьевской культуры связано с переселением на Алтай (возможно из юго-западных районов Евразийских степей) племен протоевропеоидов, занимавшихся отгонным скотоводством. Этническую принадлежность афанасьевцев определить пока не удалось, можно говорить лишь об их расовой принадлежности. Антропологи утверждают, что эти люди были очень высокими (средний рост 1,8 м). Согласно реконструкциям черепа по методу академика Герасимова, это были элитные европеоиды. Установлено, что на базе афанасьевской культуры позднее появилась скифо-сибирская культурно-историческая общность. Афанасьевцы вели комплексное хозяйство, отдавая предпочтение пастбищному скотоводству. Селились в основном в широких открытых речных долинах.

Афанасьевские памятники представлены могильниками и поселениями Балыктуюль, Ело, Кара-Тенеш, Теньга, Большой Толгоек, Арагол, Курота и др.

Керамика представлена остродонными и круглодонными сосудами, орнаментированными гребенчатым штампом. В раскопах встречаются медные однолезвийные ножи, четырехгранные шилья, бусины, серьги, оковки деревянных сосудов, каменные песты, зернотерки, наконечники стрел, жезлы, рукоятки для ножей.

Погребальные памятники представляют собой могильники, отмеченные на поверхности кругами из каменных плит; их сменили курганы также с каменными кругами. На равнинах — оградки из вертикально поставленных плит, в которых располагались овальные или прямоугольные могильные ямы с перекрытием. В ямах находились одиночные или парные погребения без признаков имущественного неравенства. Умерших укладывали на бок или на спину, как правило, с подогнутыми ногами, головой на северо-восток или юго-запад. Часто костяки погребенных были окрашены охрой. Из предметов инвентаря в могильниках были обнаружены керамические сосуды, курильницы-вазы, орудия труда и украшения.

В ряде случаев на памятниках в Горном Алтае афанасьевские культурные слои перекрывают большемысские. Однако многое говорит о том, что эти культуры существовали одновременно. Не исключено, что именно от афанасьевцев коренное население Алтая узнало скотоводство. Хозяйство большемысцев и афанасьевцев имело определенное сходство. Большую роль играла охота. Преобладающей отраслью в скотоводческом хозяйстве было коневодство. Разводили они коз и овец. Подсобную роль играло рыболовство. Различие состояло в том, что афанасьевцы занимались вертикальным выпасом скота: зимой пасли скот в долинах рек, а летом перегоняли стада на высокогорные луга.

В.И. Молодин выделил также каракольскую археологическую культуру конца III – начала II тыс. до н.э., получившую название по могильнику Каракол. Для этого периода характерны полихромные рисунки фантастических существ на плитах ящиков. В погребениях Каракола были найдены интересные цветные изображения животных и птиц, а также персонажей в масках, людей в звериных одеждах с бычьими рогами, божеств с маской-солнцем на голове (в настоящее время плиты с рисунками из погребения в селе Каракол хранятся в музее Новосибирского института археологии и этнографии). К каракольской культуре относятся памятники Центрального Алтая Озерное, Беш-Озек.

5. Ранний бронзовый век (XIX  XVI вв до н.э.)

Елунинская культура. Известно более 50 поселений и могильников елунинской культуры: грунтовые могильники Елунино, Староалейка 11, Цыганкова Сопка и др. на Оби. Известны также елунинские находки в Горном Алтае.

Наиболее массовый материал с поселений – керамика. Но в эту эпоху она представлена и в погребениях. Елунинские сосуды – плоскодонные, орнаментированы комбинациями печатной и отступающей гребенкой, качалкой.

Каменный инвентарь елунинской культуры более разнообразен, чем афанасьевский. На поселениях найдены каменные шлифованные топоры, тесла, скребки и скребла, разделочные ножи, пилки, песты, булавы, точильные бруски, наконечники стрел и дротиков.

Елунинцы освоили бронзолитейное производство. Металлические орудия представлены разнообразными одно- и двухлезвийными ножами, наконечниками копий и стрел, кельтами (топорами).

 Различные типы кельтов.

Все известные могильники елунинцев – грунтовые. Умерших хоронили на левом боку в скорченном положении. В головах ставили сосуд, реже в могилу складывался инвентарь, части туш домашних животных. Бросается в глаза большое количество найденных могил людей, убитых и покалеченных холодным оружием, стрелами, с разрубленными головами и отрубленными конечностями.

Антропологические данные говорят о том, что мужчины относятся к европеоидному, а женщины к смешанному европеоидному с монголоидной примесью типу. Разница в росте между мужчинами и женщинами составляла 30-35 см, что можно объяснить только расовыми различиями. По-видимому, в эпоху ранней бронзы на Алтай приходили племена, в которых преобладали мужчины (война всегда убивает самых беззащитных – женщин и детей). Они были вынуждены вступать в брачные отношения с местным метисным населением.

Хозяйство продолжало оставаться скотоводческим. На зиму елунинцы запасали сено (о чем свидетельствуют находки серпов). Для охраны стад елунинцы держали собак. Появилось сетевое рыболовство.

6. Развитый бронзовый век (XV  XIII вв до н.э.)

Андроновская культура — археологическая культура эпохи бронзы. Выделена в 20-х гг. XX в. С. А. Теплоуховым. Названа по деревне Андроново близ Ачинска. Андроновская культура рассматривается как условное название для общности культур, частично родственных, распространённых на территории Казахстана, Западной Сибири, Южного Приуралья. На Алтае найдено более 100 андроновских памятников —Кытманово, Елунино, Быково, Манжиха, Большой Лог, Ляпустин Мыс, Переезд и др., расположенные в пониженных местах, сырых поймах рек.

Основные типы предметов, встречающихся в памятниках андроновской культуры

Памятники культур андроновской общности представлены различного типа поселениями (с остатками полуземляночных и наземных жилищ) и могильниками (с трупоположениями, реже — с трупосожжениями), часто отмеченными круглыми низкими насыпями и иногда оградками из камней. В погребениях находят: кремнёвые наконечники стрел, бронзовые орудия и оружие, медные бусы, золотые и медные серьги с раструбом. Керамика, как правило, плоскодонна — орнаментированные горшки, банки и прямоугольные «блюда».

Антропологический тип андроновцев европеоидный. Хозяйство андроновцев было скотоводческим с преобладанием коров (молочное направление). Но в более поздних поселениях хозяйство опять становится мясного направления, что говорит об ассимиляции андроновцев к местному населению.

7. Поздний бронзовый век (XIII  IX вв до н.э.)

Корчажкинская культура. Памятники (около 40) локализуются в Барнаульско-Бийском Приобье узкой полосой по Оби, в устьях ее притоков, на проточных озерах (Корчажка V, Фирсово XVII, Речкуново IV, могильник Осинки).

Формирование культуры произошло в результате взаимодействия и слияния местных елунинских и пришлых андроновских племен. Хозяйство корчажкинцев было многокомпонентным: скотоводство, охота, рыболовство. На летних сезонных кратковременных поселениях преобладают кости диких пушных животных; зимние, капитальные поселения с долговременными жилищами-полуземлянками с длинными коридорами свидетельствуют о разведении лошадей, коров, овец.

Ирменская культура. Известные поселения (около 20) и могильники (около 10) располагаются на береговых террасах и грядах дюн или песчаных гривах (поселения Быково, Фирсово, ЗаковряшиноКазенная заимка; могильники – Змеевка, Камышенка, Плотинная).

Формирование культуры происходило под влиянием бегазыдандыбаевской культуры юго-западной Кулунды и Казахстана.

Основной археологический материал – керамика (крупные сосуды горшковидной формы, кувшины, чашки), бронзовые ножи, кельты, булавки, шилья. Встречаются украшения и зеркала из золота, серебра (серьги, браслеты, диадемы, гривны, кольца, бусы, пуговицы, бляшки). Из кости сделаны наконечники стрел, проколки. Камень использовался для изготовления зернотерок, пестов, грузил для сетей, различных бус и подвесок.

Известны курганные и грунтовые могильники. Погребения бывают трех типов: трупосожжение, вторичные захоронения и скорченные на правом боку с головой на юг. Встречаются парные и групповые могилы.

Поселения бывают летние и зимние. Отличительной чертой зимних поселений являются зольники мощностью до 1,5 м, располагающиеся по окраинам поселений в естественных ложбинах и оврагах. Сюда ссыпали золу, кости животных, битую посуду и другой мусор. Жилища представляют собой сооружения прямоугольной формы, углубленные в землю на 0.5 м, площадью от 20 до 80 м2. В центре располагался очаг, по периметру – столбы. Летние поселения располагались вблизи пойменных лугов. Ведущую роль играло скотоводство.

8. Ранний железный век (VIII  – I вв. до н.э.)

Большереченская культура (VII – VI вв. до н.э).. Известны свыше десятка поселений, городищ, несколько могильников большеоеченской культуры: Бобровка, Мыльниково, Староалейка IV, городище Пикет, Королев Лог, Усть-Иша, Елунинское культовое место и др.

Среди находок из бронзы появляются предметы скифского облика. Попадают редкие железные предметы.

Большереченцы жили оседло в долговременных постройках, состоящих из нескольких десятков землянок, расположенных правильными рядами, площадью до 200 м2. Землянки углублялись на 70-80 см в грунт, укреплялись бревнами. Хозяйство было комплексным с ведущей отраслью – скотоводством. Появилось мотыжное земледелие. Рыболовство и охота играли подсобную роль. В предгорной зоне большереченцы укрепляли свои поселки рвами и частоколами. Это была вынужденная защита от набегов кочевников с Горного Алтая.

Майэмирская культура Горного Алтая (VII в. до н.э.). Наиболее ранняя из ряда скифских культур Сибири. Известно много курганных могильников. Курганы представляют собой небольшие плоские кольцевые насыпи. Умершие укладывались в неглубокие ямы, стенки которых укреплялись каменными плитами, образующими ящик. Положение умерших скорченное на правом или на левом боку, головой на запад. В могилу иногда укладывали взнузданную лошадь, украшения, бронзовое боевое оружие.

Пазырыкская культура (V – III вв. до н.э.). К ней относятся курганы в урочище Пазырык, Баш-Адаре, Туэкте (Онгудайский район), Улындрык (Кош-агачский район) и др. Ценность этих курганов в том, что под насыпями, расположенными на большой высоте, образовались линзы вечной мерзлоты. В них хорошо сохранились изделия из кожи, дерева, войлока, тканей. В больших курганах сохранились мумии людей, трупы коней. Под насыпью, как правило, находится мощный настил из бревен (до 300 стволов), под ним могильная яма глубиной от 1 до 3 метров и площадью от 12 до 69 м2. В погребальную камеру помещали лиственничную колоду с телом умершего, а за ее пределами хоронили лошадей (от 5 до 22). Потолок сруба покрывался полотнищем из проваренной бересты, а выше в несколько слоев укладывались бревна и крупные камни.

Основным занятием населения в скифскую эпоху было скотоводство. Характерным для этого времени стал переход от комплексного хозяйствования к более прогрессивному кочевому и полукочевому. Летом люди пасли свои стада в предгорьях и на альпийских лугах, зимой – уводили стада в долины. Первостепенное значение имело разведение коней двух пород: стройных среднеазиатских скакунов и низкорослых выносливых лошадей монгольской породы. Разводили также овец, коров, яков, коз, домашнюю птицу.

Для хранения продуктов и воды служили узкогорлые глиняные кувшины, деревянные и кожаные сосуды различной формы.

Важным промыслом была охота, о чем свидетельствуют найденные в курганах реалистичные изображения оленей, лосей, горных козлов, баранов, волка, барса, а также остатки одежды из меха соболя, белки, горностая, выдры.

Жилища представляли собой конусообразные шатры и юрты. В качестве зимних жилищ использовались рубленные деревянные дома. Мебель в таких жилищах ограничивалась деревянными сиденьями и низкими столиками.

Одежда мужчин состояла из рубахи из кендырного полотна, кожаных штанов, войлочного кафтана, кожаного пояса. Обувь состояла из мягких войлочных чулок и мягких кожаных сапог с высокими голенищами. Голову покрывал треух или войлочная шапка, отделанная кожей.

Одежда женщин была более нарядной. Известна шубка, сшитая из беличьего меха, украшенная резными кожаными узорами. Шуба дополнялась нагрудником, отороченным мехом выдры, расшитым кожаным головным убором и сапожками из кожи и меха. Голенища сапог украшались аппликацией и бисером. Нарядную одежду знатных людей дополняли посеребренные и позолоченные бляхи.
Свидетельством высокого уровня культуры населения в скифское время являются произведения искусства, выполненные из дерева, кости, кожи, войлока в зверином стиле, для которого характерно изображение борьбы животных. Эти изображения украшали конскую сбрую, одежду, бытовые вещи.

Жизнь людей была тесно связана с войной. О военных столкновениях свидетельствуют многочисленные предметы вооружения: железные мечи, луки со стрелами, боевые щиты. Причинами военных столкновений была борьба за лучшие пастбища, скот, составлявших главное богатство пастушеских племен.

Курганы скифской эпохи демонстрируют процесс существенного имущественного и социального расслоения людей. Погребения вождей и богатых людей существенно отличаются от погребений людей бедных.

Археологические находки в курганах китайских и византийских монет, бронзовых зеркал, китайского шелка, тканей и ковров из Ирана, ювелирных украшений из Средней Азии, индии и Египта говорят о широких торговых связях скифов Горного Алтая с другими народами.

Во внешнем облике ранних кочевников Алтая преобладали европеоидные черты.

Быстрянская культура граничила с одной стороны с пазырыкским объединением, а с другой – соприкасалась с лесостепными культурами Верхнего Приобья. Ее памятники (курганные могильники и поселения) исследованы в низовьях Бии и Катуни (ТесытаБыстрянское, Березовка, Майма, Боровое, Аэродромный могильник); на реке Чумыш (Точка 1 и 2, Улус, Куюк, Победа); в районе озера Иткуль. Контактный характер быстрянской культуры отражается как в погребальном обряде, так и в предметах быта, искусства и оружия. Погребения отличаются большим разнообразием. Встречаются грунтовые могильники, курганы с каменными и земляными насыпями. В некоторых захоронениях умерших сопровождал оседланный конь.

Староалейская культура (VI – II вв. до н.э.) граничила с быстрянской в Верхнем Приобье. Она сложилась на основе большереченской культуры. С VII века до н.э. на территорию племен Барнаульско-Бийского Приобья стали проникать кочевники-саки из Казахстана. Саки способствовали развитию новых форм скотоводства у местных племен, познакомили их с железом. Контакты не всегда были мирными (встречаются погребения людей большереченской культуры, убитых сакскими двулопастными втульчатыми стрелами). В результате контактов к концу VI века до н.э. возникла новая культура с сакскими и местными традициями.

Археологические находки свидетельствуют о постепенном вхождении в обиход изделий из железа. В могильниках VI – V вв. до н.э. среди бронзовых предметов (зеркал, ножей, наконечников стрел и др.) встречаются железные булавки, бусы, серьги. В могильниках IV – II вв. до н.э. появляются железные ножи.

Каменская культура занимала степное левобережье Оби и существовала параллельно со староалейской культурой. Она изучена по курганным могильникам Камень I и IIРагозиха, Елунинский, Масляха I, Михайловский IV, Кирилловка III и по поселениям Быково 3, Киприно, Островное 3, Чудатская Гора. Среди бытовых предметов найдены каменные алтари, бронзовые и железные гривны, подвески, бусы и серьги из бронзы, золота, стекла и камня, железные и бронзовые чеканы, кинжалы, ножны, костяные наконечники стрел.

Хозяйство каменцев было кочевым, поэтому они не конкурировали со староалейцами, а по-видимому, находились с ними в постоянной торговой и семейно-брачной связи. Это объясняет постепенное смешение этих культур в III – II вв. до н.э., когда в Каменских могильниках появляется староалейская керамика (Усть-Ишповка I), а староалейцы начинают хоронить умерших по обрядам каменцев (Ближние Елбаны VII, XII). Следует отметить, что каменские племена являются пришлыми на Алтае. Скорее всего это переселенцы из Казахстана и Средней Азии.

С III – II вв. до н.э. начинается проникновение на территорию лесостепного Алтая северной кулайской культуры (Новообинцевский клад, Чудатская Гора). Благодаря мощному для той эпохи вооружению (усиленные луки гуннского типа, железные копья, железные пластинчатые панцири и шлемы) и гибкому скотоводческо-земледельческому хозяйству, кулайцы в короткий срок вытеснили или поглотили местное каменско-староалейское население. К I тысячелетию н.э. в Верхнем Приобье возникли сотни крупных поселений и укрепленных рвами и валами городищ новой культуры (Гоньбинский КордонУтопша, комплекс Бийских городищ).

В предгорьях благодаря смешению быстрянских и кулайских племен возникла майминская культура (городища Сайлап и Курлап на Бии; ЧеремшанкаМост-ИшаМайма 1 на Катуни; Ушлеп 5 в Горной Шории). Она существовала до V в.н.э., когда в северных предгорьях распространились племена одинцовской культуры.

9. Начало I-го тысячелетия н.э.

С конца III — начала II вв. до н.э. и до I – II вв. н.э. Горный Алтай попадает в сферу политического господства хуннов, кочевого народа, сложившегося в Центральной Азии в начале 1-го тыс. до н. э. из монголоидных аборигенов и европеоидных выходцев из Северного Китая.

Влияние материальной культуры хуннов прослеживается по некоторым особенностям погребального обряда и вещам хуннского облика, которые находят в курганах Горного Алтая. Погребения хуннской эпохи исследованы у сел Иня и Белый Бом Онгудайского района, у сел Бошту, Улита, Балыктуюль, а также в среднем течении реки Катунь.

Ряд памятников Центрального Алтая (Булан-Кобы VI, Белый бом II, Бошту, Улита) объединен в так называемую булан-кобинскую архиологическую культуру (I в. до н.э. – IV вв. н.э.). Как считают ученые, она сложилась из местного населения, подверженного влиянию хуннской культуры.

От предшествующего населения скифской эпохи культуру булан-кобинцев отличает погребальный обряд, характеризующийся устройством надмогильных кольцевых выкладок из горизонтально уложенных друг на друга плоских камней. Внутри них сооружались каменные ящики из вертикально поставленных плит. В них умершие лежат на спине, головой на восток – на восход солнца.

Центральное погребение отличается от других, расположенных вокруг него, тем, что в нем дополнительно, сразу поверх перекрытия каменного сооружения, укладывался конь.

Из вещей в могилах найдены железные и костяные наконечники стрел, железные ножи и кинжалы в деревянных ножнах, роговые накладки лука хуннского типа, усиливающие его упругость, пряжки, детали седел, деревянные миски, кожаные сосуды. Из украшений раскопаны серьги, кольца, подвески (по-видимому, амулеты), бусы.

В антропологическом отношении булан-кобинцы наиболее близки населению скифского времени Горного Алтая, хотя прослеживается монголоидная примесь. Возможно, булан-кобинцы являются этническими предками племен теле. Они приняли участие в формировании культуры предтюркского времени Восточного и Северного Алтая.

Уникальным памятником является «княжеское» захоронение у села Тугозвоново Шипуновского района, исследованного А.П.Уманским. В могиле был захоронен мужчина в возрасте 30 лет. Череп его при жизни был искусственно деформирован, отчего голова была сильно вытянута ото лба к затылку, что по мнению ряда антропологов было присуще хуннам. В погребении обнаружены: оружие (железный палаш с деревянными ножнами, частично окованными листовым серебром и украшенные золотом, остатки лука и колчана со стрелами), орудия труда, предметы снаряжения, детали одежды и обуви (золотые обувные и поясные пряжки, серебряные и золотые поясные бляхи, оковки с шарнирными подвесками), украшения (золотая гривна, золотая подвеска с сердоликовой вставкой и золотой перстень со вставками из альмандина и цветного стекла).

В лесостепной зоне Верхнего Приобья в это же время на основе кулайской культуры формируется одинцовская культура. Поселения одинцовцев исследованы в достаточном количестве. Они представлены укрепленными и неукрепленными поселками. Первые имели земляной вал с частокольными конструкциями и ров, располагавшийся иногда с внутренней стороны вала. Нам городищах раскопаны овальные или прямоугольные жилища типа полуземлянок с очагом в центре. Известны были Одинцовскому населению и срубные наземные жилища.

Скотоводческий характер одинцовской культуры отражает большое количество костей домашних животных, оставшихся на месте захоронений. Находки костяных наконечников стрел и предметов рыболовства свидетельствуют о развитом охотничьем и рыболовном промысле. Несомненно. существовало и земледелие.

10. Тюркский период истории Алтая.

Дальнейшая история населения Горного Алтая и лесостепного Верхнего Приобья связана с древними тюрками.

В 460 году одно из хуннских племён, так называемое ашина, попало под власть жужан (союза кочевых племён, обитавших в степях Западной Маньчжурии, Монголии и Туркестана) и было переселено из Восточного Туркестана на территорию Монгольского Алтая. Из местного населения и ашина сложился союз племён, принявший название «тюрк». Ядром этого племенного союза были алтайские тюрки, подчинившие себе алтайские племена теле. В 545 тюрки разгромили уйгурские племена, а в 551 — жужан.

В постоянной борьбе с жужанами проходила консолидация тюркского этноса, что привело к созданию к 552 году мощного государства – I Тюркского каганата. Вождь Бумын (умер в 552 году) провозгласил себя каганом.

К 555 все народы Центральной Азии, включая киданей в Западной Маньчжурии и енисейских кыргыз, оказались под властью тюрок. Ставка кагана была перенесена в верховья р. Орхон. В 60-х гг. VI в. тюрки разгромили эфталитов, государство в Средней Азии. В 3-й четверти VI в. в зависимость от Тюркского каганата попали северокитайские государства Чжоу и Ци. В это же время тюрки в союзе с Византией начал войны с Ираном за контроль над Великим шелковым путем. В 571 году, после похода тюрок в Иран, граница была установлена по Амударье, а в 588—589 годах к Тюркскому каганату присоединены некоторые области на западном берегу Амударьи. В 576 году тюрки взяли Боспор (Керчь), а в 581 году осадили Херсонес.

К середине VI в. у тюрок, наряду с остатками военной демократии, начинают складываться раннефеодальные отношения. Рост богатств и влияния тюркской аристократии, её стремление к автономному управлению захваченными территориями вызвали острый политический кризис и междоусобицы (582—603 годы), усугубленные активным вмешательством китайской империи Суй (581—618 годы). Тюркский каганат распался на враждебные друг другу восточную (центрально-азиатскую) и западную (среднеазиатскую) части.

  Восточный Тюркский каганат восстановил своё влияние в Центральной Азии при каганах Шиби (609—619 годы), который в войнах с Суйской империей отстоял независимость государства, и Хели (620—630 годы), предпринявшем 67 походов в Китай. Недовольство масс увеличением податей и восстания ряда подвластных племён привели Восточный Тюркский каганат к поражению в войне (630 год) и полувековой зависимости от Китая. Антикитайское восстание 681 года вновь возродило тюркское государство. При Капаган-кагане (691—716 годы) Восточный Тюркский каганат на короткий срок расширил свои границы от Маньчжурии до Сырдарьи; тюркские отряды дошли до Самарканда, где, однако, потерпели поражение в сражениях с арабами (712—713 годы). Бильге-кагану (716—734 годы) и его брату Кюльтегину (умер в 731 году) пришлось отстаивать независимость Тюркского каганата в жестоких войнах с империей Тан и её союзниками. Начавшаяся после смерти Бильге-кагана междоусобица и распад Восточного Тюркского каганата на удельные владения привели к гибели государства, на месте которого возник Уйгурский каганат (745—840 годы).

 Тюркский каганат сыграл важную роль в консолидации тюрко-язычного населения Евразии и способствовал дальнейшему развитию этнических групп, составивших впоследствии основу современных тюрко-язычных народов.

Культура алтайских племен, входивших в состав Тюркского каганата, изучена по археологическим памятникам, по тюркским надписям, по китайским и арабским письменным источникам. Древнетюркские памятники Горного Алтая VII – X вв. выделены в курайскую культуру. Курганы древних тюрок изучены в Горном Алтае у сел Катанда, Туэкта, Яконур, Курай, Узунтал, в урочищах Шибе и Кудыргэ. Их памятники известны в большом количестве и в других местах Горного Алтая.

При погребении человека хоронили с конем. Конь находился в полном снаряжении (с удилами, стременами, уздечкой, седлом). Снаряжение коня украшено различными бронзовыми, серебряными, золотыми бляшками. В захоронениях находят палаши, луки, колчаны со стрелами, защитные пластинчатые доспехи, украшения, бытовые предметы.

Основой хозяйства древних тюрок было скотоводство (основу стада составляли лошади и овцы). Земледелие играло подсобную роль.

Религия тюрок была языческой. Они обожествляли силы природы, предков. Общим почитанием пользовался бог неба – Тенгри, мать прародительница – Умай. Служение богам было делом шаманов.

В лесостепном Алтае во второй половине I тысячелетия н.э. развивается сросткинская культура (конец VII – XII вв.). Она появилась в результате прихода древних тюрок из Горного Алтая, которые ассимилировали население одинцовской культуры. В погребениях сросткинской культуры (у сел Сростки, Иня, Чаузово, Новотроицкое, Малопанюшово, Красный Яр, Осинки, Гоньба, Грязново и др.) находят снаряжение коней, украшения (кольца, серьги, браслеты, перстни, бусы и подвески), железные ножи, точильные бруски, долотца, тесла-топорики для обработки дерева, оружие. Иногда встречаются китайские, арабские и тюргешские монеты.

Экономика сросткинцев базировалась на сочетании кочевого скотоводства с охотой и земледелием.

На разных этапах своего развития население сросткинской культуры входило в состав государства древних тюрок. С 745 года Южная Сибирь и Алтай входили в состав Уйгурского ханства. С 840 года – в состав Кыргызского каганата или Древнехакасского государства — раннефеодального государственного образования енисейских кыргызов.

Часть Алейско-Рубцовской зоны края и Кулундинской степи в конце I тысячелетия н.э. была включена в состав государства восточно-казахстанских кимаков, тюркского племени, основное ядро которого жило в VII — X вв. в Западной Сибири, по среднему течению р. Иртыш. Их кочевья простирались до низовьев Сырдарьи. Основное занятие — кочевое скотоводство, а также охота. Во главе кимаков стоял каган (ямал-пейгу), у которого были сборщики податей, обязанности их были наследственными. Западная ветвь кимаков стала известна под названием кыпчаков (куманов, половцев).

Проникновение кыпчакских племен на Верхнюю Обь привело к ассимиляции сросткинского населения. В XI – XII вв. идет падение сросткинской культуры, уменьшается число ее памятников. Зато повсеместно появляются кыпчакские захоронения в виде курганных сооружений из сырцового кирпича, в которых человека хоронили со шкурой коня.

В XI – XII веках население Горного Алтая попало под власть киданей (китаев) — племен монгольской группы, в древности кочевавших на территории современной Внутренней Монголии. Известны с 4 в. В 907 году вождь племени Ила-Абуги объявил себя императором киданей и, подчинив ряд соседних племён, расширил империю на запад, север и восток. В 947 году государство было названо Великим Ляо. В 983 году — Великим государством киданей. В 1066 году — снова Великим Ляо. Государство Ляо, раскинувшееся от Японского моря до Восточного Туркестана, было наиболее могущественной державой Восточной Азии. С 1005 Китай, проиграв войну с киданями, платил им ежегодную дань. С конца XI в. начался упадок государства Ляо, а в 1125 оно было уничтожено чжурчжэнями (предками маньчжуров). Это привело к значительному сдвигу монгольских племен на запад. В 1130 году кидани в союзе с уйгурскими племенами двинулись через Монгольский Алтай в Среднюю Азию, где образовали новое государство кара-киданей. Северо-восточной окраиной этого государства оказался Горный Алтай. Источники свидетельствуют об обложении местного населения тяжелыми поборами в пользу кара-киданьских правителей.

Позднее киданей на запад стали двигаться их северные соседи – найманы. В середине XII в. найманы разгромили кыргызов и вытеснили их на север. На Алтае, по мере ослабления влияния кара-киданей, усливается власть найманов. Население Горного Алтая вынуждено было платить им дань. Господство найманов на Алтае закончилось после разгрома их Чингисханом. Значительная часть найманов бежала на запад и позднее приняла участие в формировании казахов, узбеков, киргизов и нагайцев. Незначительное число найманов осталось на Алтае. Они вошли в состав южных алтайцев.

Некоторые исследователи считают, что влияние найманов ограничивалось только Монгольским Алтаем, полагая, что на территории Горного Алтая продолжало существовать возглавляемое кыргызской знатью княжество Алтай, которое в результате экспансии киданей и найманов обособилось от Древнехакасского государства.

Киданьско-найманская экспансия была лишь первым этапом натиска монгольских племен на Южную Сибирь.

В XII в. шел интенсивный процесс консолидации монголоязычных и соседних с ними племен в единое государство. В 1206 году во главе его встал Хабула Темучин (Чингисхан). Прогрессивная деятельность Чингисхана по объединению племен переросла в захватнические войны. Он бросил все силы молодого государства на ограбление соседних стран и народов.

В 1204 – 1205 гг. Чингисхан, завершив объединение монгольских племен и ликвидацию найманского объединения, поставил наместником в Западной Монголии Хорчи-нойона, поручив ему управлять «Западной страной до Золотых гор», т.е. до Алтая.

В 1207 году монголы под командованием старшего сына Чингисхана Джучи вторглось в Горный Алтай. В монгольской летописи сообщается о завоевании народов тэлэнг и тегулэс (теленгитов и телесов). Южная Сибирь, в том числе и Алтай, вошла в состав улуса Джучи.

После смерти Джучи в 1226 году Саяно-Алтайское нагорье отошло к улусу великого хана во владенье младшего сына Чингисхана Тулая. После смерти Тулая в 1233 году эти земли унаследовала его старшая жена Соркук-Тани-беги, мать ханов Мунке, Хубилая, Хулагу и Ариг-Буки. На Алтае находились кочевья младшего из братьев, Ариг-Буки. После его поражения в борьбе за великоханскую власть, все Саяно-Алтайское нагорье стало принадлежать образованной из великоханского улуса империи Юань, во главе которой в 1260 году встал Хубилай.

Северная и лесостепная части Алтая вошла в состав Золотой Орды, огромного государства, сложившегося в результате монгольских завоеваний под предводительством старшего сына Джучи Бату-хана. Территория этого государства простиралась от низовий Дуная до предгорий Алтайских гор.

АТАЙСКИЙ КРАЙ. Исторические сведения

Экспансия монголов тяжело отразилась на населении Алтая. Вторжение монгольских орд сопровождалось грабежом, массовым угоном в плен и уничтожением людей, включением отдельных кочевых племен в армию завоевателей. Археологические исследования показывают, что от того времени на Алтае остались разрушенные городища со следами пожаров. Погребальные памятники с бедным инвентарем отражают резкое обнищание населения, упадок культуры.

Беды населения не закончились годами завоевания. Для громоздких государств Чингизидов были характерны усобицы между ханами. Междоусобные войны приводили в движение массы кочевников, несли разорение населению, заставляли многих людей покидать привычные места жительства. Южные алтайские племена спасались от разорения и войн в лесостепных и лесных районах Приобья, тесня в свою очередь жившее там население.

В XIII – XIY веках во время существования огромных монгольских государств Алтай находился в стороне от важнейших политических центров. Столица Золотой Орды была на Нижней Волге, столица великоханского улуса – в Каракоруме в Монголии. Хубилай перенес ее еще дальше, в Китай. В конце XIV в. Алтай был вовлечен в новые бурные события по перемещению народов.

С ослаблением власти в Золотой Орде начинают формироваться самостоятельные ханства в ближайших с Алтаем казахских степях. Казахские племена совершают в это время грабительские набеги на Алтай.

Изменилась обстановка и восточнее Алтая. Падение империи Юань в 1368 году привело к значительному увеличению кочевого населения на территории Монголии. Это, в свою очередь, привело к ожесточению борьбы за власть между монгольскими ханами. Активную роль в этой борьбе играли племена западных монголов-ойратов.

В XIII веке, во времена Чингисхана, западно-монгольские племена ойратов входили в состав левого крыла войск Монгольской империи – зуун гар. Отсюда второе название ойратов – джунгары (в русских источниках ойраты назывались черными калмыками).

В первой половине XV в. ойратская знать объединила под своей властью большую часть Монголии. В XVI в. основные кочевья ойратов располагались к юго-западу от Алтайских гор

В конце XVI века глава Чоросского княжества Хара Хула начал объединение ойратов в единое государство. Завершил этот процесс (1635 г.) Батур-хунтайджи, первый правитель единой Джунгарии.

Правители Джунгарии старались подчинить своему влиянию население Казахстана, Туркестана, Верхнего Приобья, Барабинской степи, Горного Алтая, верховий Енисея (Тува, Хакассия), совершали сюда военные экспедиции с целью сбора дани.

В поисках новых пастбищ кочевые массы племен, подчиненных ойратам, стали проникать в степное Обь-Иртышское междуречье. В врхнеобских степях ойраты столкнулись с телеутами, а затем и с русскими.

В 1635 году разрозненные ойратские племена объединились в единое государство – Джунгарское ханство. Алтай становится объектом постоянного внимания правителей Джунгарии. С его населения ойраты насильственно собирали дань.

Ко времени образования Джунгарского ханства определились основные группы населения Алтая. Довольно четко выделились две группы алтайцев: северные и южные.

Северные и южные группы алтайцев заметно отличаются друг от друга по антропологическим признакам. Северные алтайцы (устаревшее общее название «черневые татары») принадлежат к уральской контактной расе. Основой их жизни были охота, рыболовство, ручное мотыжное земледелие, собирательство. Жили в постоянных поселениях. Носили одежду из холста.

Южные алтайцы (устаревшее «ойроты») принадлежат к монголоидному центрально-азиатскому типу. Занимались кочевым полукочевым скотоводством. Подсобные занятия: охота и земледелие (использовалась несложная система оросительных каналов). Основной тип жилища – переносная войлочная юрта и конусообразный аил. Традиционный вид одежды – овчинная шуба. Важную роль у всех племен играли выплавка железа и кузнечный промысел.

Расселялись алтайцы в XVII в. на большой территории. По Оби и ее притокам: Чарышу, Алею, Касмале, Барнаулке, Мерети, Берди и Ине кочевали телеуты, которых русские называли белыми калмыками. По северному побережью Телецкого озера и левым притокам Бии жили тубалары, по реке Лебедь – куу-кижи (челканцы), от устья реки Лебедь вниз по Бии – кумандинцы.К северо-востоку от них по рекам Кондоме, Мрас-Су, верховьям Томи жили шорцы и абинцы. Восточную часть нынешнего Алтайского края населяли тогульцы, азкуштымцы и другие группы.

Южные алтайцы расселялись по Горному Алтаю. У Телецкого озера и по реке Чулышман жили телесы, в долине реки Чуя – теленгиты, в междуречье Бии и Катуни – тау-телеуты (горные телеуты).

Для населения Северного Алтая было характерно комплексное хозяйство, ведущая роль в котором принадлежала охоте. Большое значение имело собирательство. Было известно мотыжное земледелие. Скотоводство являлось подсобным занятием. Определенную роль играло рыболовство.

Жители степи и лесостепи – телеуты, занимались скотоводством, разводили мелкий и крупнорогатый скот, лошадей, верблюдов Несмотря на подвижный образ жизни, практиковали земледелие.

Для Западного и Южного Алтая разведение скота было абсолютно преобладающим занятием. Доминировал полукочевой тип скотоводства. В высокогорной степи у теленгитов было настоящее кочевое хозяйство. Скотоводческие племена опережали по развитию северных алтайцев. Их общественный строй некоторые исследователи оценивают как раннефеодальный.

11. Российская история Алтая.

С 1581 года (1581-1585 — поход Ермака) началось интенсивное освоение Сибири русскими людьми.

В 1613 году отряд казаков посетил район Кулундинских озер в поисках соли.

В 1625 г. отряд русских казаков впервые проник в Верхнее Приобье.

В 1626 г. – второе посещение казаками района Кулундинских озер. В России появилось первое русское географическое описание части территории Алтайского края.

В 1632 г. отряд «служилых людей» поднялся по Оби от Томска до устья Барнаулки. «Томский сын боярский» П.Собанский с казаками посещал Горный Алтай в 1633, 1642 и 1646 годах.

В 1673 г. – большая военно-промысловая экспедиция исследует Верхнее Приобье.

В 1696 г. возникло первое русское поселение на территории Алтайского края (деревня Кармацкая).

Массовое заселение русскими Верхнего Приобья и предгорий Алтая началось во второй половине XYII века. Здесь они столкнулись с джунгарами.

Русско-джунгшарские отношения были сложными. С одной стороны налаживалась торговля. На рынок джунгары поставляли продукцию животноводства, лошадей. Русские люди торговали хлебом, металлическими изделиями. С другой стороны опустошительные набеги джунгар на первые русские поселения и принятых в русское подданство казахов, сибирских татар вызывали необходимость оборонительных действий со стороны русских властей: сооружение крепостей, содержание в них казацких гарнизонов. Политические интересы России и Джунгарии постоянно пересекались. Недовольство правителей Джунгарии вызывало расширение влияния России на племена алтайцев, появление многочисленных русских поселений южнее Томска.

Освоение Алтая пошло быстрее после начала строительства Колывано-Кузнецкой оборонительной линии (часть Сибирской военно-оборонительной линии), призванной обеспечить защиту рубежей России от Усть-Каменогорска до Кузнецка. В нее входили Белоярская (1717 г.), Бикатунская (1709), а позднее Бийская (1718 г.), Ануйская, Катунская, Усть-Каменогорская, Кузнецкая крепости. Между крепостями возводились редуты, маяки, форпосты, защиты. Земледельческое население вдоль линии формировалось из добровольно переселившихся крестьян, ссыльнопоселенцев (главным образом крестьян, сосланных помещиками), переведенных из Польши русских крестьян-старообрядцев, отставных военнослужащих и «малолетов» (освобожденных от службы младших сыновей из казачьих семей) и их потомков.

Долгая Северная война со Швецией поставила перед Россией проблему получения собственных металлов, в том числе и меди, требуемой для изготовления пушек, литья колоколов, чеканки монеты (до войны Россия ввозила из Швеции до 16 000 пудов меди ежегодно). Правительству Петра I пришлось обратиться к собственным природным ресурсам. С этой целью снаряжались поисковые партии, поощрялась частная инициатива.

Алтай издавна был известен как район добычи металлов, о чем свидетельствовали сказания о «чудских копях», так в XYIII веке назывались сохранившиеся в Южной Сибири следы работы древних рудокопов (словом «чудь» было распространено для обозначения финно-угорских племен, позднее им стали называть все неизвестные народы древности). Происхождение «чудских копей» относится ко 2-ой половине 3 тысячелетия до нашей эры, когда в Южной Сибири закладывались очаги металлургии – сначала у афанасьевцев эпохи энеолита (медно-каменный век), затем у племен андроновской, карасукской, окуневской культур (бронзовый век). Древние рудокопы находили месторождения золота, серебра, меди, олова, железа, добывали богатые руды верхних слоев, а породу и бедные руды выбрасывали в отвалы.

По этим следам и шли русские рудоискатели. «Чудские копи» позволили им обнаружить Змеиногорское, Риддерское, Зыряновское месторождения полиметаллических руд. Открытия по следам деятельности древних рудокопов продолжались вплоть до середины XIX века, когда подмастерье Диков нашел кварцевую жилу у реки Белой.

Первооткрывателями рудных месторождений на Алтае по праву считают отца и сына Костылевых. В период строительства Иртышской оборонительной линии С.И.Костылев предпринял в эти места экспедицию с целью поиска руд и вещей из курганов. В 1718 году с группой рудоискателей обнаружил медные руды в верховьях Алея. Около 1720 года по поручению В.Н.Татищева (управляющего казенными заводами на Урале и в Сибири) совершил походы в предгорья Алтая с рудоплавильным мастером Ф.Инютиным. В 1721 году с Н.Петровым и представителем Уральской горной конторы И.Привциным обнаружил медные и серебряные руды. В 1725 году вместе с сыном Костылевым Яковом Степановичем открыл медные руды в Змеевой горе, где впоследствии был основан богатейший в России Змеиногорский рудник.

Об их открытиях стало известно уральскому заводчику А.Н.Демидову. Получив разрешение и монопольное право на разведку, добычу и переработку руды, Демидов послал с Урала на Алтай своих приказчиков и мастеровых. В 1726 году Колыванское месторождение меди обследовал отряд под руководством демидовского «подъячего Дмитрия Семенова сына, по прозванию Козьи Ножки». Была построена небольшая печь, в которой плавильный мастер Степан Изотов извлек из руды немного металла.

Весной 1727 года Демидов послал на Алтай приказчика Илью Степановича Харитонова с помощником. Наняв 30 рабочих, они за лето выстроили у подножья Колыванской горы небольшое бревенчатое укрепление. В апреле 1727 года по предписанию Берг-коллегии из Екатеринбурга на Алтай были отправлены горный офицер Н.Г.Клеопин для строительства медеплавильного завода и иностранный рудный мастер Георгий для грамотной разработки рудного месторождения. В октябре они прибыли в крепость, в которой был построен первый «завод» — деревянное здание, внутри которого находилась печь для выплавки меди. К началу зимы из руд Колыванского месторождения уже получили первый металл. Весной 1728 года в 5 км от Колыванского укрепления на более полноводной реке Белой Клеопин заложил Новую Воскресенскую крепость и завод (позже получил название Колывано-Воскресенский), который был пущен в сентябре 1729 года. В 1739 – 1744 годах был построен второй демидовский медеплавильный завод — Барнаульский, а в 1744 году третий – Шульбинский. Берг-коллегия разрешила селить при заводах беглых, «гулящих» людей, раскольников, которые становились «вечноотданными». С 1740 года к заводам стали приписывать государственных крестьян. Всего предприятия Демидова насчитывали на Алтае 5606 душ мужского пола (1744).

Владения Демидова занимали значительную часть Томского и Кузнецкого уездов. Вся полнота власти на этой территории принадлежала заводской администрации. Она имела в своем распоряжении и воинские силы. За «демидовский» период (1729 -1746 годы) на заводах округа выплавлено 25 000 пудов меди.

Добыча меди выгоды не приносила, так как велики были затраты на транспортировку, организацию производства. Поэтому Демидов нелегально выплавлял на Алтайских заводах серебро. Об этом стало известно императрице Елизавете. 1 мая 1747 года алтайские предприятия Демидова вместе со всеми земельными владениями были переданы в ведение Кабинета.

Во второй половине XYIII века идет расширение металлургического производства: строятся Павловский завод (1762 – 1768), Сузунский завод (1764 – 1766), Алейский завод (1774), Змеевский завод (1804 – 1806). В горном деле были сделаны выдающиеся изобретения: И.И.Ползунов создал первый в мире пароатмосферный двигатель, К.Д.Фролов на Змеиногорском руднике создал систему установок для обогащения руды. В ней он осуществил идею последовательного привода нескольких водяных колес от одного потока, применил водяное колесо для откачивания рудничных вод с глубоких шахтных горизонтов. Современников поражали гигантские размеры (диаметр до 18 метров) водяных колес, построенных по проектам К.Д.Фролова. Его сын П.К.Фролов в 1809 году построил по собственному проекту одну из первых в России чугунно-рельсовую дорогу между Змеиногорским рудником и Змеевским сереброплавильным заводом.

Для работы на заводах увеличивается число приписных крестьян. К середине XYIII века население Алтайского округа, в состав которого входили нынешние Алтайский край, Новосибирская и Кемеровская области, части Томской и Восточно-Казахстанской областей составляло более 130 000 душ обоего пола.

В 1755 году алтайские племена были вовлечены в войну между Джунгарией и цинским правительством Китая, многие алтайцы в это время были истреблены маньчжурскими завоевателями. Спасаясь от гибели, население Алтая обратилось к правительству России с просьбой принять в свое подданство. 2 мая 1756 года издан указ, в котором сибирской администрации предлагалось удовлетворить просьбу алтайцев. Окончательное юридическое оформление перехода южных алтайцев в русское подданство завершено в 1766 году (северные алтайцы вошли в состав России раньше, до того как Джунгария была разгромлена маньчжурами). Покровительство России избавило алтайские племена от грабительских набегов воинствующих соседей. Территория Алтая включалась в ведомство Кабинета. Джунгария же в 1758 году потерпела поражение, большая часть ойратов была истреблена, уцелевшие спаслись за русской границей (почти всех из них отправили к родственным нижневолжским калмыкам).

В конце XYIII века в Горном Алтае возникли первые русские поселения – Верхний и Нижний Уймон. Их образовали беглые мастеровые, раскольники.

В первой половине XIX века Алтай занимал первое место в России по производству серебра, второе — по меди и третье — золота. К середине века население Алтая возросло до 400 000 человек. После отмены крепостного права (1861) возросло число переселенцев в Сибирь, в т.ч. и на Алтай из западных губерний России. Резко увеличилось число крестьянских хозяйств. Сельское хозяйство интенсивно развивается. Площадь пашни в 1881 году достигла 858 000 десятин. Основными сельскохозяйственными культурами стали зерновые: пшеница, рожь, овес. Развивается и животноводство. К началу XX века Алтай становится крупнейшим поставщиком на мировой рынок сливочного масла. Горная же промышленность пришла в упадок.

В 1874 году был полностью открыт для переселенцев и Горный Алтай. В 1916 году на территории нынешней республики Алтай имелось 434 селения с населением 88 575 человек (алтайцев – 46 729). К этому времени все алтайцы были причислены к оседлым жителям.

Новая волна переселенцев из европейской части России на Алтай связана со Столыпинской реформой. Крестьяне из Белоруссии, с Украины, Поволжья приезжали с надеждой получить земельные наделы. По первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года в Барнаульском, Бийском и Змеиногорском округах Томской губернии проживали 1 164 000 человек.

Новый прирост населения приходится на конец гражданской войны и период освоения целинных и залежных земель в 50-е годы XX столетия. Долгое время после этого население края оставалось стабильным с небольшим приростом.

В настоящее время, несмотря на приток мигрантов из республик бывшего СССР, количество жителей на Алтае уменьшается (основными причинами являются высокая смертность и низкая рождаемость).

Related posts