Аргумент сна Декарта. Вы точно сейчас не спите?

"Успех — это способность идти от поражения к поражению, не теряя оптимизма." Уинстон Черчилль

Аргумент сна Декарта. Вы точно сейчас не спите?

Сейчас Вы сидите напротив компьютера. Или держите в руках смартфон. И читаете этот текст. Вам кажется, что все это происходит на самом деле. Но можете ли Вы быть в этом уверены на сто процентов? Можете ли Вы каким-либо образом доказать, что все это происходит не во сне? Большинство из людей скажут, что все ощущения говорят о том, что мы не спим. Но можем ли мы безоговорочно доверять нашим чувствам? Могут ли они обмануть нас?

Один из величайших философов всех времен, Рене Декарт, однажды высказал одну интересную мысль. Он заявил что информация, которую мы получаем от своих органов чувств, не обязательно должна быть правдой. Эта идея получила называние аргумент сна Декарта. И в нем говорится о том, не существует явных признаков, позволяющих отличить сон от бодрствования.

Рене Декарт (1596-1650) родился в городе Турень, Франция. Он являлся в свое время весьма очень влиятельным философом, математиком и ученым. Иногда его даже называют отцом современной западной философии. И нет никаких сомнений в том, что он был великим научным мыслителем.

Многие из его идей заставляют людей посмотреть по другому на собственное существование. И даже усомниться в самой природе нашей реальности.

Аргумент сна Декарта

Гипотезу Декарта о невозможности отличить сон от реальности поддерживают многие ученые.

«Все, что я принимал до сих пор как истинное знание, пришло ко мне через мои чувства. Но иногда я обнаруживаю, что чувства обманывают меня. И поэтому я считаю, что неразумно полностью доверять тому, кто обманул тебя хотя бы один раз», – сказал однажды Декарт.

Философ пишет пишет в своей знаменитой работе «Размышления о первой философии» следующее:

«…я один из тех людей, что спят по ночам. И я постоянно испытываю во сне те же самые ощущения, которые испытывают сумасшедшие люди, когда бодрствуют. Иногда со мной во сне происходят совершенно невероятные события. И в подобные моменты я просто убежден, что действительно сижу у камина голым и подкидываю в него огненно-рыжую сушеную рыбу без глаз. А дым от камина, который вдруг стал движущимся вокруг меня костром в лесу, пахнет маринованными опятами вперемешку с кошачьим пометом. Но на самом-то деле в этот момент я лежу в своей постели! Вот сейчас я смотрю на лежащий передо мной листок бумаги. И просто уверен, что я не сплю. Я качаю головой, и понимаю, что все в порядке – она не спит. Я трогаю свою руку, и делаю это сознательно. И знаю, зачем я это делаю.
Кажется, что все это не происходило бы с такой отчетливостью, если бы я спал. Но на самом деле все не так! Я помню множество других случаев, когда меня обманывали точно такие же мысли во время сна! Размышляя об этом более глубоко, я прихожу к выводу, что не существует никаких явных признаков, используя которые бодрствование можно отличить от сна. В результате подобного вывода я начинаю чувствовать себя ошеломленным. И это чувство только усиливается, как только я подумаю о том, что в данный момент я на самом деле, возможно, сплю».

По словам Декарта выходит так, что люди, которые спят и видят сны, никогда не осознают, что они спят. Ну разве только если не видят осознанное сновидение. Это некое гибридное состояние между сном и бодрствованием. Во время осознанных сновидений Вы можете иногда контролировать свои сны. И даже выполнять какие-то осмысленные действия. Но в этот момент человек вполне понимает, что он спит.

Вопрос о сновидениях занимал умы многих философов. Таких, например, как Платон и Аристотель. Они задавались иногда очень интересными вопросами. Например: может быть на самом деле мы постоянно спим, а не находимся в реальности и бодрствуем? Может быть, вся наша жизнь – это лишь сон?

Как мы получаем знания?

Современные ученые определили, что люди могут иметь в общей сложности от 9 до 21 чувств ! Представление о том, что у людей есть только пять чувств, является всего лишь мифом. Аристотелю (384 г. до н.э. – 322 г. до н.э.), древнегреческому философу и ученому, приписывают традиционную классификацию пяти органов чувств: зрение, обоняние, вкус, осязание и слух. Аристотель, как оказалось, был неправ. Однако миф о пяти чувствах живет и в наши дни.

Итак, если у нас так много разных чувств, возможно ли, что все они обманывают нас? Некоторые ученые предположили, что аргумент сна Декарта, возможно, был более убедителен для людей прошлого. Когда считалось, что чувств всего пять. Существует и еще одна интересная теория. Она гласит, что мы видим проблески реальности только потому, что живем в некоей концептуальной тюрьме.

Есть и еще один широко обсуждаемый философский вопрос – как именно мы получаем знания? Некоторые философы утверждают, что знания приобретаются с помощью наших чувств. Но Декарт, который не доверял информации, получаемой с помощью чувств, полагал, что знания приобретаются благодаря работе чистого разума.

Декарт противоречил сам себе?

Одним из самых известных заявлений Декарта является фраза:

Cogito ergo sum – «Я мыслю, следовательно я существую».

Согласно этому выражению Декарта, акт мышления является доказательством индивидуального человеческого существования. У всякой мысли должен быть источник. И поэтому должно быть «я», которое существует, чтобы мыслить.

И в тоже время согласно идеям Декарта, мы не можем отличить бодрствование от сна. Но если наши мысли определяют наше существование, то это явное противоречие. Потому что согласно этому убеждению человек либо думает, что он бодрствует, и поэтому бодрствует просто потому, что считает себя бодрствующим, или наоборот – спит. Потому что он верит, что спит.

Некоторые философы пытались опровергнуть аргумент сна Декарта. Они заявляли, что человек не может испытывать боль во сне. Тем не менее научные исследования показывают, что боль может возникнуть и во сне. Эрнест Соса, американский философ, однажды сказал, что «во сне мы на самом деле не верим что спим. Мы только притворяемся». Те, кто не согласен с утверждением Соса, говорят что мы не можем определить, являются ли наши убеждения о бодрствовании истинными убеждениями, а не воображением, как во сне. Мы все еще не можем определить, проснулись ли мы. Или все еще спим.

По прошествии стольких лет становится ясно, что аргумент сна Декарта все еще открыт для толкования и дебатов.

И вот этот вопрос так пока и остается без ответа. Откуда мы знаем, что в данный момент не спим?

 

Источник



"

Неужели таков наш ничтожный удел: Быть рабами своих вожделеющих тел? Ведь ещё ни один из живущих на свете. Вожделений своих утолить не сумел.
Омар Хайям
"

Related posts