Алтайский тракторный завод!?
20.01.1944 год – вступил в строй Алтайский тракторный завод!
Фото. 1: Алтайский тракторный завод в 1941 году (г. Рубцовск).
В октябре 1941 года Высший Совет народного хозяйства СССР принял постановление о строительстве Алтайского тракторного заводав городе Рубцовск, Алтайского края. Необходимость в постройке нового тракторного завода в сибирской глубинке была вызвана началом второй мировой войны, когда шло активное вторжение немцев на восток. В спешном порядке была произведена эвакуация оборудования с ХТЗ (Харьковский тракторный завод), ОЗСМ (Одесский завод сельскохозяйственного машиностроения). и СТЗ (Сталинградский тракторный завод). В начале 1942 года в Рубцовск прибыл первый состав оборудования Харьковского тракторного завода. На этом оборудовании предстояло собирать знаменитые алтайские гусеничные тракторы.
Первый гусеничный трактор АСХТЗ-НАТИ был выпущен в трудный для Родины час – 24 августа 1942 года, когда сталинградцы героически защищали первенец советского тракторостроения на Волге.
Фото. 2: Гусеничный трактор АСХТЗ-НАТИ
Алтайский тракторный завод стал единственным в стране заводом, где можно было приобрести гусеничные трактора для нужд фронта и тыла. Уже в декабре 1943 года завод выпустил первую тысячу гусеничных тракторов.
В декабре 1944 года здесь был изготовлен первый опытный образец гусеничного сельскохозяйственного трактора ДТ-54, завоевавший впоследствии популярность у механизаторов нашей страны и за рубежом. Модель гусеничного трактора нового поколения была настолько успешной, что в 1949 году гусеничный трактор ДТ-54 начал производить Волгоградский тракторный завод. Этот гусеничный трактор послужил базовой основой для производства самого популярного и массового гусеничного трактора в СССР ДТ-75. Так же популярна была модель гусеничного трактораДТ-54 с бульдозерным оборудованием. Гусеничный бульдозер ДТ-54 был одним из первых бульдозеров в стране.
Фото. 3: Гусеничный трактор ДТ-54 (фото ДТ-54 производства Алтайского тракторного завода).
Технические характеристики трактора ДТ-54
Марка двигателя | Д-54 |
Тип двигателя | Бес компрессорный, четырёхтактный, дизельный |
Номинальная мощность при 1300/ л. с. | 54 |
Максимальный крутящий момент, кГм | 35 |
Масса двигателя (сухая, без радиатора), кг | 1100 |
Пуск двигателя | Пусковой двигатель ПД-10М |
Вес трактора (конструктивный), кг | 5400 |
Габаритные размеры, мм:. длина с прицепным устройством | |
ширин | 3660 |
высота | 1865 |
Дорожный просвет, мм | 260 |
База (расстояние между осями крайних опорных катков), мм |
2300 |
Колея (расстояние между серединами гусениц), мм | 1435 |
Удельное давление на почву, кгс/см2 | 0,41 |
Число передач:. вперед | 5 |
Число передач:. назад | 1 |
Диапазон скоростей, км/ч:. вперед | 3,59 – 7,90 |
Диапазон скоростей, км/ч:. назад | 2,43 |
Ёмкость топливного бака, л | 185 |
К концу сороковых годов Алтайский тракторный завод перегнал по количеству выпускаемых тракторов Харьковский тракторный завод. Это произошло благодаря поточной системе производства конвейерного типа, внедренной на заводе.
1 июля 1946 года Алтайскому тракторному заводу было присвоено имя М.И. Калинина.
В 1956 году принято решение об организации на Алтайском Тракторном Заводе производства гусеничных трелевочных тракторов для лесной промышленности. В начале 1957 года АТЗ выпустил переходную модель трелевочного трактора ТДТ-55 (Трактор дизельный трелевочный). Прототипом этого трелевочного трактора был ТДТ-40 разработанный в 1954 году на Минском тракторном заводе в содружестве с НАТИ. Впоследствии трелевочный трактор ТДТ-40 выпускался Онежским тракторным заводом. В сентябре 1957 года без остановки производства сельскохозяйственного трактора был собран первый трелевочный трактор на гусеничном ходу ТДТ-60 для лесозаготовительных работ, на радиаторе которого выделялись знакомые три буквы «АТЗ». От ТДТ-55 он отличался форсированным двигателем, развивающим мощность в 60 л.с. ТДТ-60 являлся более мощным трелевочным трактором по сравнению с его предшественниками ТДТ-40 и ТДТ-55.
Фото 4: Гусеничный трелевочный трактор ТДТ-60.
Технические характеристики трелевочного трактора ТДТ-60
Тяговый класс | 3 |
Назначение | Трелевочный трактор |
Марка двигателя | Д-60Т |
Тип двигателя | 4-цилиндровый рядный, четырехтактный, бес компрессорный, с воспламенением от сжатия |
Номинальная мощность при 1500 об/мин, л. с. | 60 |
Удельный расход топлива двигателя, г/э. л. с. ч. | 210 |
Пуск двигателя | Пусковой двигатель ПД-10-У1 |
Вес трактора (конструктивный), кг | 11000 |
Габаритные размеры, мм:. | |
ширин | 2370 |
длина | 5505 |
высота | 2700 |
Дорожный просвет, мм | 550 |
Число передач:. вперед | 5 |
Число передач:. назад | 1 |
Диапазон скоростей, км/ч:. вперед | 2,40 – 7,64 |
Диапазон скоростей, км/ч:. назад | 2,57 |
Ёмкость топливного бака, л | 110 |
Трелевочный трактор ТДТ-60 обладал хорошей проходимостью и высокими тяговыми характеристиками. На Международной выставке в Брюсселе гусеничный трелевочный трактор ТДТ-60 был удостоен высшей награды – диплома 1-ой степени и золотого приза Гран при.
На базе трелевочного трактора ТДТ-60 уже тогда устанавливалось различного рода технологическое навесное оборудование. Самосвал на гусеничном ходу – один из примеров таких разработок.Гусеничные самосвалы были очень востребованы при разработках карьеров, а так же на строительных площадках в условиях абсолютного бездорожья.
Фото 5: Гусеничный самосвал ТСТ-130.
С освоением производства трелевочных тракторов Алтайский Тракторный Завод превратился в одно из крупнейших предприятий на Востоке страны.
Конструкторы Алтайского тракторного завода продолжали работу над более мощным трелевочным трактором. На базе серийного гусеничного трактора ТДТ-60 они произвели гусеничный трелевочный трактор ТДТ-75, а также гусеничную транспортную машину ТСТ-80 для транспортировки грузов по бездорожью.
Фото 6: Трелевочный трактор ТДТ-75
Универсальное шасси трелевочного трактора ТДТ-75 позволяет устанавливать различное технологическое оборудование. На раме снизу смонтирована металлическая защита. Увеличенная величина силовой тяги обеспечивает более высокую проходимость. На платформе трелевочного трактора устанавливается лебедка с реверс редуктором. Лебедка с одним барабаном имеет 2 режима тяги от коробки передач (12т и 9т). Щит погрузочного устройства крепится на трех замках, расположенных на раме трелевочного трактора. Габаритные размеры трелевочного трактора ТДТ-75 значительно увеличены по сравнению с трактором ТДТ-55. Кабина трактора теперь имеет более плавные формы и упрочненную конструкцию. Трелевочный трактор может быть дооборудован бульдозерным отвалом. Трактор имел очень простую конструкцию и отличался высокой ремонтопригодностью.
Технические характеристики трелевочного трактора ТДТ-75
Тяговый класс | 3 |
Назначение | Трелевочный трактор |
Марка двигателя | Д-75Т-АТ |
Масса двигателя , кг | 1150 |
Тип двигателя | 4-цилиндровый рядный, четырехтактный, бес компрессорный, с воспламенением от сжатия |
Номинальная мощность при 1500 об/мин, л. с. | 75 |
Пуск двигателя | Пусковой двигатель ПД-10М |
Вес трактора (конструктивный), кг | 11000 |
Габаритные размеры, мм:. | |
Ширин | 2370 |
длина | 5505 |
высота | 2700 |
Дорожный просвет, мм | 550 |
Число передач:. Вперед | 5 |
Число передач:. Назад | 1 |
Диапазон скоростей, км/ч:. Вперед | 2,40 – 7,64 |
Диапазон скоростей, км/ч:. Назад | 2,57 |
Удельное потребление топлива гр на л. с. В час | 205 |
Ёмкость топливного бака, л | 110 |
Трелевочный трактор ТТ-4
Трелевочный трактор ТТ-4 4го тягового класса предназначен для чокерной трелевки хлыстов и стволов деревьев с кронами путем формирования, а также для крупнопакетной погрузки их на ж/д платформы и лесовозы. Нередко трактор ТТ-4 использовался как гусеничный бульдозер.
Подробнее в статье о гусеничном тракторе Т-4
Купить трелевочный трактор ТТ-4 было достаточно выгодно любому лесозаготовительному хозяйству. Кооперативы скупали ТТ-4 партиями, обновляя свои парки техники. Объем производства ТТ-4 на заводе Алтайский трактор стремительно рос.
Фото 9: Трелевочный трактор ТТ-4
Технические характеристики трелевочного трактора ТТ-4
Тяговый класс | 4 |
Назначение | Трелевочный трактор |
Марка двигателя | А-01 МЛ |
Мощность двигателя при 1600 об/мин кВт,/ л. с. | 81 / 110 |
Тип двигателя | Дизельный, 6-цилиндровый, рядный, четырехтактный |
Ход поршня, см | 14 |
Диаметр цилиндра, см | 13 |
Вес трактора (сухой), кг | 12800 |
Вес трактора (с полной заправкой), кг | 13100 |
Давление на грунт (удельное), кПа | 44,13 |
Ширина гусеницы, мм | 500 |
Число гусеничных звеньев, шт | 69 |
Шаг 1го звена, см | 15 |
Габаритные размеры, мм:. | |
ширин | 2500 |
длина | 6000 |
высота | 2750 |
Размер колеи, м | 2,0 |
Число опорных катков | 5+5 |
Дорожный просвет, мм | 500 |
Число передач:. Вперед | 8 |
Число передач:. Назад | 4 |
Диапазон скоростей, км/ч:. Вперед | 20 |
Диапазон скоростей, км/ч:. Назад | 2,57 |
Удельное потребление топлива гр на л. с. В час | 250 |
Ёмкость топливного бака, л | 135 |
Тип лебедки | Однобарабанная с реверс-редуктором |
Диаметр барабана лебедки, мм | 290 |
Длина троса лебедки, м | 50 |
Тяговое усилие лебедки на первой передаче, кН | 117,7 |
Тяговое усилие лебедки на второй передаче, кН | 88,2 |
Максимальная нагрузка на погрузочный щит, кг | 6000 |
Базовое шасси трактора ТТ-4 можно использовать для установки различного оборудования. Таким образом, трактор ТТ-4 может использоваться как гусеничный бульдозер, бурильно-крановая машина на гусеничном ходу, гусеничный кран, гусеничный самосвал, передвижной сварочный агрегат для сварки трубопроводов, гусеничный мульчер, лесопожарный трактор и др.
В это же время в ряде леспромхозов страны штурмовал тайгу созданный на Алтайском Тракторном Заводе лесной комбайн ВТМ-4, а с главного конвейера сборки завода сошел первый трактор Т-4А. Одна из самых удачных моделей – трактор Т-4А.
Фото 10: Гусеничный сельскохозяйственный трактор Т-4А
Этот трактор производился с 1970 по 1998 год. Выпуск нового трактора явился знаменательной вехой в жизни коллектива. Кроме мощного 130-сильного двигателя, трактор Т-4А отличался от своего предшественника Т-4 более надежными узлами и лучшими удобствами для работы механизаторов. В 1972 году сельскохозяйственный трактор Т-4А и трелевочный трактор ТТ-4 были представлены на Международной выставке в г. Познани (Польша). Не менее востребованным трактором был Т-4АП – гусеничный бульдозер на базе трактора Т-4А. Трактор Т-4АП предназначен для сторительных и дорожных работ.
В 1974 году предприятие было переименовано в производственное объединение «Алтайский тракторный завод». В 70х-80х годах Алтайский тракторный завод был одним из крупнейших промышленных предприятий на территории СССР. В 1984 году не только в крае, но и в стране заговорили о тракторе нового поколения – гусеничном сельскохозяйственном тракторе пятого тягового класса Т-250, который был создан на АТЗ, прошел успешные испытания с трактором «Челленджер-65» американской фирмы «Катерпиллер» и был рекомендован к производству.
Фото 11: Гусеничный сельскохозяйственный трактор Т-250
В начале 90-х годов по объективным экономическим причинам спрос на выпускаемые трактора сильно упал. Государственные тракторные заводы приватизировались и переходили в частные руки. Это были тяжелые времена для всей промышленности, резко упали объемы сбыта. Приобрести трелевочный или сельскохозяйственный трактор мог далеко не каждый. Тем не менее, была проделана огромная работа по расширению сферы применяемости гусеничных тракторов. Начато производство многих узлов и деталей на своих площадях (ранее они закупались на стороне).
В 1990 году инженерами Алтайского тракторного завода был модифицирован лесной трелевочный трактор ТТ-4. Новая модель получила название ТТ-4М (модернизированный). ТТ-4 претерпел ряд изменений, начиная от двигателя и заканчивая внешней компоновкой кабины оператора.
Особенностью ТТ-4М стало смещение кабины влево, улучшение ее комфортабельности. Кабина трактора приобрела форму трапеции и стала одноместной. Рядом с кабиной на ТТ-4М размещается более мощный 130 сильный дизельный двигатель А-01 МРСИ, имеющий меньший расход топлива . Лесной трактор ТТ-4М имел более высокие тяговые свойства, создавал меньшее давление на грунт и имел повышенную грузоподъёмность трелевочного оборудования. Вместе с тем увеличились габаритные размеры и вес трактора.
Трелевочный трактор ТТ-4М
Фото 12: Гусеничный лесной трактор ТТ-4М
Характеристики лесного трактора ТТ-4М:
Модель | ТТ-4М |
Тяговый класс | 4 |
Назначение | Трелевочный трактор |
Марка двигателя | А-01 МРСИ |
Мощность двигателя при 1600 об/мин кВт,/ л. с. | 95,5 / 130 |
Тип двигателя | Дизельный, 6-цилиндровый, рядный, четырехтактный |
Ход поршня, см | 14 |
Диаметр цилиндра, см | 13 |
Тип подвески | Полужесткая, с балансирно-рычажным механизмом |
Давление на грунт (удельное), кПа | 38 |
Ширина гусеницы, мм | 500 |
Число гусеничных звеньев, шт | 69 |
Шаг 1го звена, см | 15 |
База трактора , м | 2,88 |
Габаритные размеры, мм:. | |
ширина | 2700 |
длина | 6070 |
высота | 2957 |
Размер колеи, м | 2,0 |
Число опорных катков | 5+5 |
Дорожный просвет, мм | 537 |
Число передач:. Вперед | 8 |
Число передач:. Назад | 4 |
Диапазон скоростей, км/ч:. Вперед | 20 |
Диапазон скоростей, км/ч:. Назад | 2,57 |
Удельное потребление топлива гр на л. с. В час | 227 |
Ёмкость топливного бака, л | 135 |
Тип лебедки | Однобарабанная с реверс-редуктором |
Диаметр барабана лебедки, мм | 290 |
Длина троса лебедки, м | 50 |
Тяговое усилие лебедки на первой передаче, кН | 117,7 |
Тяговое усилие лебедки на второй передаче, кН | 88,2 |
Максимальная грузоподъемность, кН/ кг | 68,7 /7000 |
Вес трактора (эксплуатационный), кг | 14400 |
Другие модели лесного трактора ТТ-4М: ТТ-4М-01; ТТ-4М-02; ТТ-4М-03; ТТ-4М-04; ТТ-4М-05; ТТ-4М-06.
С 1992 года завод преобразован в открытое акционерное общество «Алтайский трактор».
Резко упали объемы сбыта, так как
В 1997 г. на конвейер поставлен новый сельскохозяйственный гусеничный трактор Т-402.
Гусеничный сельскохозяйственный трактор Т-402
Гусеничный сельскохозяйственный трактор Т-402.01 тягового класса 4 предназначен для работы в агрегате с навесными, полунавесными и прицепными сельскохозяйственными машинами, соответствующими тяговому классу трактора, а также с бульдозерным оборудованием типа ОБГН-4. Технические возможности гусеничного трактора Т-402.01, по сравнению с колесными тракторами, позволяют эффективно работать ранней весной на переувлажненных грунтах, а зимой на снегозадержании.
Фото 13: Гусеничный сельскохозяйственный трактор Т-402.01
На трактор установлена каркасная, шумо-изолированная кабина с центральным постом управления, улучшенной обзорности с установкой кондиционирования воздуха повышенной производительности. Модификация Т-402.01 оснащена более мощным двигателем типа Д-461 с турбонаддувом с повышенным коэффициентом запаса крутящего момента, усиленной трансмиссией повышенного ресурса с оптимальным скоростным рядом. Это позволяет повысить производительность основных энергоемких сельскохозяйственных работ на 40% по сравнению с базовой моделью при меньшем расходе горючего.
Гусеничный трактор Т-402.01 используется для следующих видов сельскохозяйственных работ:
– пахотных работ тяжелых и средних почв, а также плантажной вспашки;
– глубокого безотвального рыхления и дискования почв;
– предпосевной обработки почвы;
– культивации;
– лущение стерни;
– транспортных работ.
Технические характеристики Т-402.01
1 | Двигатель (номинальная мощность,л.с.) | Д-461-10 (150 л. с.) | |
2 | Подвеска | Жесткая, 12-катковая | |
3 | Тип гусеницы/ширина гусеницы, мм | Стальной палец / 410
* (возможна установка гусеницы 530 или 650 мм) |
|
4 | Среднее удельное давление на грунт, МПа, не более | 0,05 | |
5 | Грузоподъемность, кг | ||
Задней навески | 3000 | ||
Передней навески | 2500 | ||
6 | Число передач | ||
Переднего хода | 8 | ||
Заднего хода | 4 | ||
7 | Диапазон скоростей км/час | ||
Переднего хода | 2,67 – 11,94 | ||
Заднего хода | 4,07 – 7,82 | ||
8 | Масса трактора эксплуатационная, кг | 8760 | |
9 | Дорожный просвет, мм | 371 | |
10 | Габаритные размеры, мм | ||
11 | Длина (с навесным устройством и сцепкой автоматической в транспортном положении)
Ширина Высота |
4780 (5545)
1952 2840 |
|
12 | Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности, г/л с/ч | 175 |
Бульдозер Т-402.01
Фото 14: Гусеничный бульдозер Т-402.01
Бульдозер Т-402.01 сделан на базе трактора Т-402. Он применяется для землеройных строительных работ нулевого цикла, рекультивации, разработке россыпей, послойного копания, планировке и расчистки территории, а также других видов деятельности. Бульдозер может применяться в качестве эффективного тягача и толкоча.
Технические характеристики бульдозера Т-402.01
1 | Двигатель (номинальная мощность,л.с.) | Д-461 (168 л. с.) |
2 | Подвеска | Жесткая, 12-катковая |
3 | Тип гусеницы/ширина гусеницы, мм | Стальной палец / 410
* (возможна установка гусеницы 530 или 650 мм) |
4 | Грузоподъемность, кг | |
Задней навески | 3000 | |
Передней навески | 2500 | |
5 | Число передач | |
Переднего хода | 8 | |
Заднего хода | 4 | |
6 | Диапазон скоростей км/час | |
Переднего хода | 2,67 – 11,94 | |
Заднего хода | 4,07 – 7,82 | |
7 | Масса бульдозера эксплуатационная, кг | 9860 |
8 | Дорожный просвет, мм | 371 |
9 | Габаритные размеры, мм | |
10 | Длина (с навесным устройством и сцепкой автоматической в транспортном положении)
Ширина п Высота |
4780 (5545)
2060 2840 |
12 | Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности, г/л с/ч | 175 |
12 | Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности, г/л с/ч | 175 |
В 2009 году завод Алтайский трактор прошел процедуру банкротства. Это послужило началом возникновения множества мелких производственных предприятий, которые специализировались, как правило, на производстве модели модификаций трактора ТТ-4М. Сейчас купить трелевочный трактор можно на предприятиях Сибирь-Техника, Леспожмаш, Лесмаш, Алтайагромаш и др. Модификации трелевочного трактора ТТ-4М, производимые этими предприятиями, имеют названия: МСН-10, ТЛ-5АЛМ, ТСН-4, ТЛП-4М Т-147 и др. Отдельное внимание заслуживает Онежский тракторный завод, выпускающий трелевочные тракторы Онежец-320, Онежец-350, Онежец-310 и др.
Фото 15: Завод Алтайский трактор. Сборочный конвейер ТТ-4М.
В 2011 году завод Алтайский трактор претерпел колоссальные потрясения. В связи с накопившимся до критической точки кредитной задолженности РАТМ-Холдинга (в структуру которого входил АТЗ) было принято решение о банкротстве предприятия. После чего более двух лет происходил передел имущества м/у акционерами и руководящим составом. 3 года, обернувшиеся полной катастрофой и разрушением большей части производственных мощностей, снос сердца АТЗ – здания заводоуправления и продажей имущества являются поистине черной полосой в истории завода.
В 2014 году по инициативе группы бывших соучредителей совместно с управлением создают вновь образованную структуру юридических лиц “АЛТАЙСКОЕ ТРАКТОРОСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ” (АТО) – ООО “Алтай Трактор”, ООО “Завод Алтайский Трактор”, ООО “АлтайАгроСнаб”. С первого года был введен в производство новый энергонасыщенный трактор А-130 и возобновлено серийное производство тракторов Т-402-01 и ТТ-4М общим объемом 30 единиц в год.
В 2016 году АТО возобновило производство мощного энергонасыщенного трактора Т-404 с торсионной подвеской 5го тягового класса.
В настоящее время производство объединения сосредоточено на 3х производственных площадках в городе Рубцовск, одна из которых по-прежнему находится на легендарной улице Тракторной на территории бывшего АТЗ.
мысли на память:
"Летящий обгоняет идущего, идущий обгоняет ползущего, а ползущий обгоняет стоящего на месте. Бауржан Тойшибеков."