Алтайский тракторный завод!?

"Если вы намеренно собираетесь быть меньшим, чем вы можете быть, я предупреждаю вас, что вы будете несчастным всю оставшуюся жизнь." Абрахам Маслоу

Алтайский тракторный завод!?

20.01.1944 год – вступил в строй Алтайский тракторный завод!

Алтайский тракторный завод

Фото. 1: Алтайский тракторный завод в 1941 году (г. Рубцовск). 

В октябре 1941 года Высший Совет народного хозяйства СССР принял постановление о строительстве Алтайского тракторного заводав городе Рубцовск, Алтайского края. Необходимость в постройке нового тракторного завода в сибирской глубинке была вызвана началом второй мировой войны, когда шло активное вторжение немцев на восток. В спешном порядке была произведена эвакуация оборудования с  ХТЗ (Харьковский тракторный завод), ОЗСМ (Одесский завод сельскохозяйственного машиностроения). и СТЗ (Сталинградский тракторный завод). В начале 1942 года в Рубцовск прибыл первый состав оборудования Харьковского тракторного завода. На этом оборудовании предстояло собирать знаменитые алтайские гусеничные тракторы.

Первый гусеничный трактор АСХТЗ-НАТИ был выпущен в трудный для Родины час – 24 августа 1942 года, когда сталинградцы героически защищали первенец советского тракторостроения на Волге.

Алтайский тракторный завод

Фото. 2: Гусеничный трактор АСХТЗ-НАТИ 

Алтайский тракторный завод стал единственным в стране заводом, где можно было приобрести гусеничные трактора для нужд фронта и тыла. Уже в декабре 1943 года завод выпустил первую тысячу гусеничных тракторов.

В декабре 1944 года здесь был изготовлен первый опытный образец гусеничного сельскохозяйственного трактора ДТ-54, завоевавший впоследствии популярность у механизаторов нашей страны и за рубежом. Модель гусеничного трактора нового поколения была настолько успешной, что в 1949 году гусеничный трактор ДТ-54 начал производить Волгоградский тракторный завод. Этот гусеничный трактор послужил базовой основой для производства самого популярного и массового гусеничного трактора в СССР ДТ-75. Так же популярна была модель гусеничного трактораДТ-54 с бульдозерным оборудованием. Гусеничный бульдозер ДТ-54 был одним из первых бульдозеров в стране.

Алтайский тракторный завод

Фото. 3: Гусеничный трактор ДТ-54 (фото ДТ-54 производства Алтайского тракторного завода).

Технические характеристики трактора ДТ-54

Марка двигателяД-54
Тип двигателяБес компрессорный, четырёхтактный, дизельный
Номинальная мощность при 1300/ л. с.54
Максимальный крутящий момент, кГм35
Масса двигателя (сухая, без радиатора), кг1100
Пуск двигателяПусковой двигатель ПД-10М
Вес трактора (конструктивный), кг5400
Габаритные размеры, мм:. длина с прицепным устройством
ширин3660
высота1865
Дорожный просвет, мм260
База (расстояние между осями
крайних опорных катков), мм
2300
Колея (расстояние между серединами гусениц), мм1435
Удельное давление на почву, кгс/см20,41
Число передач:. вперед5
Число передач:. назад1
Диапазон скоростей, км/ч:. вперед3,59 – 7,90
Диапазон скоростей, км/ч:. назад2,43
Ёмкость топливного бака, л185

К концу сороковых годов Алтайский тракторный завод перегнал по количеству выпускаемых тракторов Харьковский тракторный завод. Это произошло благодаря поточной системе производства конвейерного типа, внедренной на заводе.

1 июля 1946 года Алтайскому тракторному заводу было присвоено имя М.И. Калинина.

В 1956 году принято решение об организации на Алтайском Тракторном Заводе производства гусеничных трелевочных тракторов для лесной промышленности. В начале 1957 года АТЗ выпустил переходную модель трелевочного трактора ТДТ-55 (Трактор дизельный трелевочный). Прототипом этого трелевочного трактора был ТДТ-40 разработанный в 1954 году на Минском тракторном заводе в содружестве с НАТИ. Впоследствии трелевочный трактор ТДТ-40 выпускался Онежским тракторным заводом. В сентябре 1957 года без остановки производства сельскохозяйственного трактора был собран первый трелевочный трактор на гусеничном ходу ТДТ-60 для лесозаготовительных работ, на радиаторе которого выделялись знакомые три буквы «АТЗ». От ТДТ-55 он отличался форсированным двигателем, развивающим мощность в 60 л.с. ТДТ-60 являлся более мощным трелевочным трактором по сравнению с его предшественниками ТДТ-40 и ТДТ-55.

Алтайский тракторный завод

Фото 4: Гусеничный  трелевочный трактор ТДТ-60.

Технические характеристики трелевочного трактора ТДТ-60

Тяговый класс3
НазначениеТрелевочный трактор
Марка двигателяД-60Т
Тип двигателя4-цилиндровый рядный, четырехтактный, бес компрессорный, с воспламенением от сжатия
Номинальная мощность при 1500 об/мин,  л. с.60
Удельный расход топлива двигателя, г/э. л. с. ч.210
Пуск двигателяПусковой двигатель ПД-10-У1
Вес трактора (конструктивный), кг11000
Габаритные размеры, мм:.
ширин2370
длина5505
высота2700
Дорожный просвет, мм550
Число передач:. вперед5
Число передач:. назад1
Диапазон скоростей, км/ч:. вперед2,40 – 7,64
Диапазон скоростей, км/ч:. назад2,57
Ёмкость топливного бака, л110

Трелевочный трактор ТДТ-60 обладал хорошей проходимостью и высокими тяговыми характеристиками. На Международной выставке в Брюсселе гусеничный трелевочный трактор ТДТ-60 был удостоен высшей награды – диплома 1-ой степени и золотого приза Гран при.

На базе трелевочного трактора ТДТ-60 уже тогда устанавливалось различного рода технологическое навесное оборудование. Самосвал на гусеничном ходу – один из примеров таких разработок.Гусеничные самосвалы были очень востребованы при разработках карьеров, а так же на строительных площадках в условиях абсолютного бездорожья.

Фото 5: Гусеничный самосвал ТСТ-130.

С освоением производства трелевочных тракторов Алтайский Тракторный Завод превратился в одно из крупнейших предприятий на Востоке страны.

Конструкторы Алтайского тракторного завода продолжали работу над более мощным трелевочным трактором. На базе серийного гусеничного трактора ТДТ-60 они произвели гусеничный трелевочный трактор ТДТ-75, а также гусеничную транспортную машину ТСТ-80 для транспортировки грузов по бездорожью.

Фото 6: Трелевочный трактор ТДТ-75

Универсальное шасси трелевочного трактора ТДТ-75 позволяет устанавливать различное технологическое оборудование. На раме снизу смонтирована металлическая защита. Увеличенная величина силовой тяги обеспечивает более высокую проходимость. На  платформе трелевочного трактора устанавливается лебедка с реверс редуктором. Лебедка с одним барабаном имеет 2 режима тяги от коробки передач (12т и 9т). Щит погрузочного устройства крепится на трех замках, расположенных на раме трелевочного трактора.  Габаритные размеры трелевочного трактора ТДТ-75 значительно увеличены по сравнению с трактором ТДТ-55. Кабина трактора теперь имеет более плавные формы и упрочненную конструкцию. Трелевочный трактор может быть дооборудован бульдозерным отвалом. Трактор имел очень простую конструкцию и отличался высокой ремонтопригодностью.

Технические характеристики трелевочного трактора ТДТ-75

Тяговый класс3
НазначениеТрелевочный трактор
Марка двигателяД-75Т-АТ
Масса двигателя , кг1150
Тип двигателя4-цилиндровый рядный, четырехтактный, бес компрессорный, с воспламенением от сжатия
Номинальная мощность при 1500 об/мин,  л. с.75
Пуск двигателяПусковой двигатель ПД-10М
Вес трактора (конструктивный), кг11000
Габаритные размеры, мм:.
Ширин2370
длина5505
высота2700
Дорожный просвет, мм550
Число передач:. Вперед5
Число передач:. Назад1
Диапазон скоростей, км/ч:. Вперед2,40 – 7,64
Диапазон скоростей, км/ч:. Назад2,57
Удельное потребление  топлива гр на л. с. В час205
Ёмкость топливного бака, л110

Трелевочный трактор ТТ-4 

Трелевочный трактор ТТ-4 4го тягового класса предназначен для чокерной трелевки хлыстов и стволов деревьев с кронами путем формирования, а также для крупнопакетной погрузки их на ж/д платформы и лесовозы. Нередко трактор ТТ-4 использовался как гусеничный бульдозер.

Подробнее в статье о гусеничном тракторе Т-4

Купить трелевочный трактор ТТ-4 было достаточно выгодно любому лесозаготовительному хозяйству. Кооперативы скупали ТТ-4 партиями, обновляя свои парки техники. Объем производства ТТ-4 на заводе Алтайский трактор стремительно рос.

Фото 9: Трелевочный трактор ТТ-4

Технические характеристики трелевочного трактора ТТ-4

Тяговый класс4
НазначениеТрелевочный трактор
Марка двигателяА-01 МЛ
Мощность двигателя при 1600 об/мин  кВт,/ л. с.81 / 110
Тип двигателяДизельный, 6-цилиндровый, рядный, четырехтактный
Ход поршня, см14
Диаметр цилиндра, см13
Вес трактора (сухой), кг12800
Вес трактора (с полной заправкой), кг13100
Давление на грунт  (удельное), кПа44,13
Ширина гусеницы, мм500
Число гусеничных звеньев, шт69
Шаг 1го звена, см15
Габаритные размеры, мм:.
ширин2500
длина6000
высота2750
Размер колеи, м2,0
Число опорных катков5+5
Дорожный просвет, мм500
Число передач:. Вперед8
Число передач:. Назад4
Диапазон скоростей, км/ч:. Вперед20
Диапазон скоростей, км/ч:. Назад2,57
Удельное потребление  топлива гр на л. с. В час250
Ёмкость топливного бака, л135
Тип лебедкиОднобарабанная с реверс-редуктором
Диаметр барабана лебедки, мм290
Длина троса лебедки, м50
Тяговое усилие лебедки на первой передаче, кН117,7
Тяговое усилие лебедки на второй передаче, кН88,2
Максимальная нагрузка на погрузочный щит, кг6000

Базовое шасси трактора ТТ-4 можно использовать для установки различного оборудования. Таким образом, трактор ТТ-4 может использоваться как гусеничный бульдозербурильно-крановая машина на гусеничном ходу,  гусеничный крангусеничный самосвалпередвижной сварочный агрегат для сварки трубопроводов, гусеничный мульчер, лесопожарный трактор и др.

В это же время в ряде леспромхозов страны штурмовал тайгу созданный на Алтайском Тракторном Заводе лесной комбайн ВТМ-4, а с главного конвейера сборки завода сошел первый трактор Т-4А. Одна из самых удачных моделей – трактор Т-4А.

Фото 10: Гусеничный сельскохозяйственный трактор Т-4А

Этот трактор производился с 1970 по 1998 год. Выпуск нового трактора явился знаменательной вехой в жизни коллектива. Кроме мощного 130-сильного двигателя, трактор Т-4А отличался от своего предшественника Т-4 более надежными узлами и лучшими удобствами для работы механизаторов. В 1972 году сельскохозяйственный трактор Т-4А и трелевочный трактор ТТ-4 были представлены на Международной выставке в г. Познани (Польша). Не менее востребованным трактором был Т-4АП – гусеничный бульдозер на базе трактора Т-4А. Трактор Т-4АП предназначен для сторительных и дорожных работ.

В 1974 году предприятие было переименовано в производственное объединение «Алтайский тракторный завод». В 70х-80х годах Алтайский тракторный завод был одним из крупнейших промышленных предприятий на территории СССР. В 1984 году не только в крае, но и в стране заговорили о тракторе нового поколения – гусеничном сельскохозяйственном тракторе пятого тягового класса Т-250, который был создан на АТЗ, прошел успешные испытания с трактором «Челленджер-65» американской фирмы «Катерпиллер» и был рекомендован к производству.

Фото 11: Гусеничный сельскохозяйственный трактор Т-250

В начале 90-х годов по объективным экономическим причинам спрос на выпускаемые трактора сильно упал. Государственные тракторные заводы приватизировались и переходили в частные руки. Это были тяжелые времена для всей промышленности, резко упали объемы сбыта. Приобрести трелевочный или сельскохозяйственный трактор мог далеко не каждый. Тем не менее, была проделана огромная работа по расширению сферы применяемости гусеничных тракторов. Начато производство многих узлов и деталей на своих площадях (ранее они закупались на стороне).

В 1990 году инженерами Алтайского тракторного завода был модифицирован лесной трелевочный трактор ТТ-4. Новая модель получила название ТТ-4М (модернизированный). ТТ-4 претерпел ряд изменений, начиная от двигателя и заканчивая внешней компоновкой кабины оператора.

Особенностью ТТ-4М стало смещение кабины влево, улучшение ее комфортабельности. Кабина трактора приобрела форму трапеции и стала одноместной. Рядом с кабиной на ТТ-4М размещается более мощный 130 сильный дизельный двигатель А-01 МРСИ, имеющий  меньший расход топлива . Лесной трактор ТТ-4М имел более высокие тяговые свойства, создавал меньшее давление на грунт  и имел повышенную грузоподъёмность трелевочного оборудования. Вместе с тем увеличились габаритные размеры и вес трактора.

Трелевочный трактор ТТ-4М

Фото 12: Гусеничный лесной трактор ТТ-4М

Характеристики лесного трактора ТТ-4М:

МодельТТ-4М
Тяговый класс4
НазначениеТрелевочный трактор
Марка двигателяА-01 МРСИ
Мощность двигателя при 1600 об/мин  кВт,/ л. с.95,5 / 130
Тип двигателяДизельный, 6-цилиндровый, рядный, четырехтактный
Ход поршня, см14
Диаметр цилиндра, см13
Тип подвескиПолужесткая, с балансирно-рычажным механизмом
Давление на грунт  (удельное), кПа38
Ширина гусеницы, мм500
Число гусеничных звеньев, шт69
Шаг 1го звена, см15
База трактора , м2,88
Габаритные размеры, мм:.
ширина2700
длина6070
высота2957
Размер колеи, м2,0
Число опорных катков5+5
Дорожный просвет, мм537
Число передач:. Вперед8
Число передач:. Назад4
Диапазон скоростей, км/ч:. Вперед20
Диапазон скоростей, км/ч:. Назад2,57
Удельное потребление  топлива гр на л. с. В час227
Ёмкость топливного бака, л135
Тип лебедкиОднобарабанная с реверс-редуктором
Диаметр барабана лебедки, мм290
Длина троса лебедки, м50
Тяговое усилие лебедки на первой передаче, кН117,7
Тяговое усилие лебедки на второй передаче, кН88,2
Максимальная грузоподъемность, кН/ кг68,7 /7000
Вес трактора (эксплуатационный), кг14400

Другие модели лесного трактора ТТ-4М: ТТ-4М-01; ТТ-4М-02; ТТ-4М-03; ТТ-4М-04; ТТ-4М-05; ТТ-4М-06.

С 1992 года завод преобразован в открытое акционерное общество «Алтайский трактор».

Резко упали объемы сбыта, так как

В 1997 г. на конвейер поставлен новый сельскохозяйственный гусеничный трактор Т-402.

Гусеничный сельскохозяйственный трактор Т-402

Гусеничный сельскохозяйственный трактор Т-402.01 тягового класса 4 предназначен для работы в агрегате с навесными, полунавесными и прицепными сельскохозяйственными машинами, соответствующими тяговому классу трактора, а также с бульдозерным оборудованием типа ОБГН-4. Технические возможности гусеничного трактора Т-402.01, по сравнению с колесными тракторами, позволяют эффективно работать ранней весной на переувлажненных грунтах, а зимой на снегозадержании.

Фото 13: Гусеничный сельскохозяйственный трактор Т-402.01

На трактор установлена каркасная, шумо-изолированная кабина с центральным постом управления, улучшенной обзорности с установкой кондиционирования воздуха повышенной производительности. Модификация Т-402.01 оснащена более мощным двигателем типа Д-461 с турбонаддувом с повышенным коэффициентом запаса крутящего момента, усиленной трансмиссией повышенного ресурса с оптимальным скоростным рядом. Это позволяет повысить производительность основных энергоемких сельскохозяйственных работ на 40% по сравнению с базовой моделью при меньшем расходе горючего.

Гусеничный трактор Т-402.01 используется для следующих видов сельскохозяйственных работ:

– пахотных работ тяжелых и средних почв, а также плантажной вспашки;

– глубокого безотвального рыхления и дискования почв;

– предпосевной обработки почвы;

– культивации;

– лущение стерни;

– транспортных работ.

Технические характеристики Т-402.01

1Двигатель (номинальная мощность,л.с.)Д-461-10  (150 л. с.)
2Подвеска        Жесткая, 12-катковая
3Тип гусеницы/ширина гусеницы, ммСтальной палец / 410

* (возможна установка гусеницы 530 или 650 мм)

4Среднее удельное давление на грунт, МПа, не более0,05
5Грузоподъемность, кг
                   Задней навески3000
                   Передней  навески2500
6Число передач
                  Переднего хода8
                  Заднего хода4
7Диапазон скоростей км/час
                  Переднего хода2,67 – 11,94
                  Заднего хода4,07 – 7,82
8Масса трактора эксплуатационная, кг8760
9Дорожный просвет, мм371
10Габаритные размеры, мм
11Длина  (с навесным устройством и сцепкой автоматической в транспортном положении)

Ширина

Высота

4780 (5545)

1952

2840

12Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности, г/л с/ч175

Бульдозер Т-402.01

Алтайский тракторный завод

Фото 14: Гусеничный бульдозер Т-402.01

Бульдозер Т-402.01 сделан на базе трактора Т-402. Он применяется для землеройных строительных работ нулевого цикла, рекультивации, разработке россыпей, послойного копания, планировке и расчистки территории, а также других видов деятельности. Бульдозер может применяться в качестве эффективного тягача и толкоча.

Технические характеристики бульдозера Т-402.01

1Двигатель (номинальная мощность,л.с.)Д-461 (168 л. с.)
2Подвеска        Жесткая, 12-катковая
3Тип гусеницы/ширина гусеницы, ммСтальной палец / 410

* (возможна установка гусеницы 530 или 650 мм)

4Грузоподъемность, кг
                   Задней навески3000
                   Передней  навески2500
5Число передач
                  Переднего хода8
                  Заднего хода4
6Диапазон скоростей км/час
                  Переднего хода2,67 – 11,94
                  Заднего хода4,07 – 7,82
7Масса бульдозера эксплуатационная, кг9860
8Дорожный просвет, мм371
9Габаритные размеры, мм
10Длина  (с навесным устройством и сцепкой автоматической в транспортном положении)

Ширина п

Высота

4780 (5545)

2060

2840

12Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности, г/л с/ч175
12Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности, г/л с/ч175

В 2009 году завод Алтайский трактор прошел процедуру банкротства. Это послужило началом возникновения множества мелких производственных предприятий, которые специализировались, как правило, на производстве модели модификаций трактора ТТ-4М. Сейчас купить трелевочный трактор можно на предприятиях  Сибирь-Техника, Леспожмаш, Лесмаш, Алтайагромаш и др. Модификации трелевочного трактора ТТ-4М, производимые этими предприятиями, имеют названия: МСН-10, ТЛ-5АЛМ, ТСН-4, ТЛП-4М Т-147 и др. Отдельное внимание заслуживает Онежский тракторный завод, выпускающий трелевочные тракторы Онежец-320, Онежец-350, Онежец-310 и др.

Алтайский тракторный завод

Фото 15: Завод Алтайский трактор. Сборочный конвейер ТТ-4М. 

В 2011 году завод Алтайский трактор претерпел колоссальные потрясения. В связи с накопившимся до критической точки кредитной задолженности РАТМ-Холдинга (в структуру которого входил АТЗ) было принято решение о банкротстве предприятия. После чего более двух лет происходил передел имущества м/у акционерами и руководящим составом. 3 года, обернувшиеся полной катастрофой и разрушением большей части производственных мощностей, снос сердца АТЗ – здания заводоуправления и продажей имущества являются поистине черной полосой в истории завода.

В 2014 году по инициативе группы бывших соучредителей совместно с управлением создают вновь образованную структуру юридических лиц “АЛТАЙСКОЕ ТРАКТОРОСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ” (АТО) – ООО “Алтай Трактор”, ООО “Завод Алтайский Трактор”, ООО “АлтайАгроСнаб”. С первого года был введен в производство новый энергонасыщенный трактор А-130 и возобновлено серийное производство тракторов Т-402-01 и ТТ-4М общим объемом 30 единиц в год.

В 2016 году АТО возобновило производство мощного энергонасыщенного трактора Т-404 с торсионной подвеской 5го тягового класса.

В настоящее время производство объединения сосредоточено на 3х производственных площадках в городе Рубцовск, одна из которых по-прежнему находится на легендарной улице Тракторной на территории бывшего АТЗ.

 

 

Источник



"Не относитесь к жизни сильно серьёзно, всё равно вам из неё живым не выбраться... Оскар Уайльд"

Related posts