Алтай. Что у русских – «черти», то у алтайцев «кëрмëсы»
В изданиях, что имеются в моей библиотеке, я искала информацию об отношении алтайцев к водопадам, как объектам и явлениям природы. И наткнулась на интереснейшую информацию иного плана, книгу эту, подаренную мне моим знакомым, потом не выпускала из рук весь день, перечитывая помеченные когда-то давно ссылки.
Предлагаю вам вспомнить детство, и погрузиться в мир «страшных историй».
Основным божеством «нижнего мира» в разговорной речи алтайцев в прошлом был Эрлик, – хан подземного мира, царства мертвых. По материалам А. В. Анохина по представлению алтайцев-шаманистов духов подземных обыкновенно называют кëрмëс, духов неба – кудай. Духов земли – jер-су (буквально земля – вода), или Алтай.
В настоящее время Эрлик южными алтайцами почти не упоминается, поэтому выражение «божества нижнего мира» в алтайском пантеоне отсутствует.
Если говорить о духах, то пол материалами А. В. Анохина, шаманисты «разделяют» на две категории:
1. тëс, то есть духи первоначальные, искони существовавшие
2. Jаjан-неме (буквально: созданное ничто), то есть духи позднейшие.
Сообразно этому духи распадаются на: ару тëс; кара тëс; ару немее; кара немее.
Последние две категории, то есть духи позднейшие, называются и общим именем кëрмëс»
В прошлом мир кëрмëсов у алтайцев составлял основную часть мифологических образов и являлся важным элементом религиозного сознания. Нечистая сила наделялась индивидуальными именами и набором типичных характеристик, например:
- алдачи – дух смерти;
- аман узун (юзут) – отделившаяся от тела плохая душа в момент смерти человека с плохой репутацией;
- делбис – колдуньи, дочери шаманских тëсей;
- jемкер – духи несчастных случаев и другие фантастические существа, которые встречаются в материалах исследователей по этнографии и фольклору.
Мир невидимых в воображении алтайцев был настолько богат, что одни и те же духи и их злодеяния часто имели свои локальные названия. В. Радлов отмечал, что враждебные силы у алтайцев в нижнем мире состояли «из безобразных гномов, дев-лебедей, айана и кормëсов».
Значение слова «айана» современным алтайцам неизвестно.
Как все «невидимые» у русских называются «чертями», так у алтай-кижи общим их обозначением стало слово «кëрмесы».
У современных алтайцев сохранились поверья о «нечистой силе» – кара немелер, злых духах – кëрмëсов, которые могут оказывать негативное влияние, вызывать болезнь, смерть, ущерб, сказываться на судьбе и здоровье, деятельности человека, влиять на сохранность имущества (скот, дом, машины и т.д.).
По воззрениям алтайцев кара неме и кëрмëс одно и тоже. Но природа их различна.
Первая группа – это издревле существовавшие алдачи и jаман узут (юзут). Они приходят с кладбищ, являясь посыльными «того света» и уводят души людей, которыми осталось жить недолго.
Другая группа – это души умерших камов (шаманов), тармачылар (колдунов и ведьм), каралу улус (грешных людей), не вступивших в брак, похороненных ненадлежащим образом, умерших при массовых трагических обстоятельствах (авариях, убийствах, эпидемиях и т.д.) Их кëрмëсы считаются наиболее вредоносными и опасными. Своими действиями они могу привести к смерти.
Есть кëрмëсы не очень опасные, но неприятные, иногда наводящие страх на людей и животных. Их происхождение связывают с неушедшими на тот свет душами простых людей. Считается, что эти души умерших раньше своего срока и у них осталось много дел незавершенных при жизни: кто-то оставил много скота, другой не приготовил приданое своим детям или не раздал имущество и т.д. Некоторые из них будто бы могут выступать в роли ангелов хранителей.
Например, у алтайцев по обычаю принято, что после первого угощения хозяина очага – от ээзи, чëчëй (пиала с аракой или другим алкогольным напитком) передается по ходу солнца всем присутствующим. Приняв чëчëй правой рукой, левую руку подставляют под нее, затем, держа ее левой рукой, пальцем правой руки окропляют попарно вокруг себя. Если это делает женщина, то окропляющим пальцем дотрагивается до обеих кос. Все это объясняется тем, что во время церемоний всегда присутствуют «невидимые», часть которых может оказаться за спиной человека, и кропление по сторонам является угощением и знаком внимания к этим кëрмëсам. По поверьям, в критический для человека момент они могут оказаться рядом и помочь.
Кроме вышеназванных нечистых сил, на человека могут влиять эду и тарма.
«Эду», буквально значит «сделанное что-то». Это может быть злодеяние камов, сделанное как при жизни, так и существующие после их смерти.
«Тарма» означает порчу, насланную тармачыларами, то есть колдунами. По рассказам информаторов такая нечистая сила поражает свою цель изнутри. Иногда эду или тарма, не найдя своего места, может повлиять на любого, кто окажется на их пути.
В результате влияния «эду» и «тарма» у человека появляется слабость, потеря аппетита, болезнь, убыток в хозяйстве и т.д. А постоянные кошмары во сне, удушье и бессонница приводят человека к беспокойству и растерянности.
В настоящее время наблюдается отсутствие развитой народной демонологии у алтайцев, что объясняется влиянием бурханизма, в основе идеологии которого лежало положение об отказе от всего шаманского «кара jан», в том числе и от веры во всесилие низших духов кëрмëсов и Эрлика.
По материалам «Народная религия алтайцев: вчера, сегодня», Клешев В. А.
Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Фото автора и архивные фото.
мысли на память:
"Какая разница, кто сильнее, кто умнее, кто красивее, кто богаче? Ведь, в конечном итоге, имеет значение только то, счастливый ли ты человек или нет. Ошо"