Алтай. Зримый образ Родины (продолжение)!

"В моем словаре нет слова «невозможно»." Наполеон Бонапарт

Алтай. Зримый образ Родины (продолжение)!

Село Джазатор располагается между правым и левым берегами рек Джазатор и Беляши. Река Джазатор является правым притоком реки Аргут, а Беляши входит в состав реки Аргут, что в переводе означает «маленькая седловина в горах». Джазатор с райцентром связывает автодорога, протяженностью 140 км. Территория, занимаемая поселением, составляет 666400 га. Численность населения 1625 человек (по данным на 2013 г.) разных национальностей: алтайцев, казахов, русских. Дворов – 443.

В 45 км от Джазатора располагается село Архыт, статус села был дан в 2001 году. Здесь находится 31 двор, проживает 84 человека, функционируют: начальная малокомплектная школа, Дом культуры, бесперебойное питание и дизель-генератор обеспечивают электроснабжением, действует цифровое телевидение, таксофон. Население занимается животноводством.

На реке Тюнь в 2007 году построена Малая ГЭС с мощностью 630 кВт. В Джазаторе функционируют: Джазаторская средняя общеобразовательная школа им. М.И. Берсимбаева на 180 мест; участковая больница на 10 коек, Детский сад «Айгулек», лесничество, пограничная застава, пожарная охрана, историко-экологический музей, Дом Культуры, библиотека. Мобильная связь МТС, таксофон. Население занимается животноводством, мараловодством, лесопереработкой, предпринимательской деятельностью».

8 мая 2005 года историко-экологическому музею при Джазаторской сельской администрации было присвоено имя Бекетая Куттубаевича Куттубаева.

«Куттубаев Бекетай Куттубаевич – житель села Джазатор, ветеран войны и труда. Он был призван в армию в апреле 1941 года. Воевал на Украинском фронте в 475 – артиллерийском полку 195 – й стрелковой дивизии. 21 сентября 1941 года при большом окружении фашистской армии наших войск был взят в плен. Освободившись из плена, Бекетай Куттубаевич воевал в 66 минометном полку. Демобилизовался в мае 1946 года. Награжден орденом Отечественной войны 2 степени, медалью «За победу над фашистской Германией».

С 1946 по 1956 годы Бекетай Куттубаевич работал бухгалтером и счетоводом в колхозах: им. Кирова, Молотова, а с 1956 года – им. Ленина. Общий трудовой стаж – 41 год. Не счесть заслуг этого энергичного, трудолюбивого, честного человека. В его трудовой биографии были одни взлеты. Бекетай Куттубаевич был постоянным членом правления колхоза. Трижды был участником ВСХН, награжден 2 медалями: Участника ВСХН и «Малой серебряной медалью». За долголетний и кропотливый труд имеет: знаки «Победителя соц. соревнования за 1974, 1975, 1978, 1981 годы»; нагрудный знак «Ударник 10-ой пятилетки», медаль «За освоения целинных земель», медаль «За добросовестный труд» в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, медаль «Ветеран труда», нагрудный знак «отличник народного контроля» и многочисленные Почетные грамоты райкома, обкома КПСС, райсполкома.

Контроль, учет, делопроизводство в колхозном Джазаторе в те времена было поставлено образцово. Благодаря четкому руководству председателя колхоза, кавалера ордена Ленина – Берсимбаева Мухаметкажи Искендировича, опытного экономиста Меирмакова Касена, главного бухгалтера Куттубаева Бекетая Куттубаевича и других специалистов колхоза, каждый год перевыполнялся план по сдаче государству сельхозпродукции. В свою очередь, Бекетай Куттубаевич боролся за экономию, режим бережливости во всем, изыскивал источники удешевления производства продукции. Бекетай Куттубаевич был так же шефом – наставником молодежи. Постоянное самосовершенствование, высокая требовательность к себе и окружающим, активное воздействие на весь ход производства возвышали его авторитет среди сельчан. И в 60 лет Бекетай Куттубаевич был полон оптимизма, жил интересными задумками. Никто не видел его подавленным, огорченным. Он всегда был подтянут, деловит, аккуратен. Что ему было не по душе, так это пустой разговор, бесцельное времяпрепровождение, казенное, безучастное отношение к делу. В 1981 году Бекетай Куттубаевич ушел на пенсию. Но и на отдыхе он не знал покоя. Как ветеран войны, Бекетай Куттубаевич был частым гостем в школе. Рассказывал о своей военной биографии, о том, каким тяжелейшим испытанием была война для всего нашего народа. Своими яркими речами ветеран воспитывал у детей серьезное отношение к учебе, жизни, к истории. Бекетай Куттубаевич был прекрасным семьянином. Вместе с супругой, они вырастили и воспитали двоих детей. Умер 2 мая 1990 года. Светлая память о человеке большой души осталась навсегда в сердцах его односельчан и всех, кто близко его знал» (К. Куттубаева).

Много интересного Дидар Куанышкановна рассказывала об истории местной казахской диаспоры.

«История казахской диаспоры в Южном Алтае, ограниченной пределами современного Кош-Агачского района насчитывает немногим более ста лет. Последней третью 19 века датируются направления миграции казахских родов из Прииртышья и Монголии в высокогорные районы крайнего юга Алтая. Переселение было вызвано ограничением пастбищных угодий, как в Монгольских степях, так и в пределах Российского государства, где активно проводилась колонизация окраинных областей. С согласия теленгитских старшин казахи осваивали земли 1 и 2 Чуйских волостей. Их кочевые дороги проходили по долинам рек: Тархаты, Ак-Алахе, Джазатору в Чуйскую степь. Первые стоянки казахов в приграничной зоне Алтая зафиксированы в 80-х гг. 19 века. Согласно рапорту родового старосты Т. Юлукова, в пределах 2 Чуйской волости насчитывалось 128 кибиток российских казахов, возглавляемых Н. Тохтамысовым и А. Укаевым.

Материалы переписи 1926 года определяли численность казахов Чуйской степи в 100 аулов. Помимо них в районе р. Джазатор кочевали 43 казахские хозяйства. Все последующие десятилетия сохранялась устойчивая тенденция к увеличению группы казахов Южного Алтая. Большая часть казахов принадлежит к родовым подразделениям племенных объединений найманов и кереев. Особое место среди них занимают группы казахов саркалдаков.

В селе Джазатор живут потомки Катанских казахов. Летом 1993 года была записана генеалогия легендарного Тохтамыса. Хранителем памяти Тохтамыса стал его правнук Кабас Имантаевич Нурсалканов. Для относительно немногочисленной группы казахов, существующей в плотном иноэтническом окружении, историческое самосознание является одним из факторов консолидации. Жители Джазатора вспоминают, как еще совсем недавно в дома приглашали глубоких стариков, помнящих «прежние времена» и часами слушали их рассказы. В немногочисленных историях времен формирования диаспоры возникали фигуры прошлого: поэт Танырык, жестокий разбойник Титкембай, мудрый хан Тохтамыс, который в рассказах своего правнука приобретал черты эпического героя. Он обладал мудростью, сильным характером и богатырской силой. Его, якобы, знал весь Алтай. И сам Аргымбай стал побратимом Тохтамыса, подарив ему белую лошадь под седлом и с плетью.

В окрестностях Джазатора и прилегающих к нему районах высокогорных пастбищ известны тропы Титкембая, урочище Батыра, место зимника хана Тохтамыса. Их стоянки и кладбища располагались рядом с археологическими комплексами. Кочевые тропы проходили вдоль скал и камней, отмеченных петроглифами. Рядом с древними рисунками появлялись тамги казахских родов и посетительные надписи.

Природные ландшафты, пополняясь реалиями культуры, именами и символами, создавали зримый образ родины. Образ, являющийся доминантой этнического сознания казахов Южного Алтая».

Почти три часа мы беседовали с Дидар Куанышкановной. Все экспонаты, представленные на столах, можно потрогать руками. Это и кожаные сосуды для приготовления кумыса и айрана; и горн для кузнечных дел; и седла, причем даже отделанное серебром, и китайские монеты с дырочками – их носили бедняки на шее; бронзовые и каменные ножи; и мотыга; и огромный самодельный нож для срезки веток с кустарников в период зимней бескормицы и много другое.

Было очень душевно, интересно и познавательно.

Оказывается, что Укок (У-Кок) в переводе означает «ядовитое синее растение». Беляши с алтайского и казахского языков – Бел-Асу – «переваливать с горки на горку», «спускаться – подниматься». Джазатор – «летняя стоянка». Основное занятие местного населения – скотоводство. Выращивают коз, баранов, коров и лошадей. В районе села много зимников или, правильнее сказать, летников, так как зимой скот пасут на плато Укок. Недаром название села переводится как летняя стоянка. Местность, откуда мы наблюдали слияние Джазатора и Ак-Алахи, называется Молдир кулаган в дословном переводе – «девушка упала», а урочище – Торгун.

У Джазаторского музея большое будущее, так как здесь заботливо собрано много материалов о прошлом и настоящем, а это – залог для его дальнейшего развития.

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина, фото автора



"Не имеет значения, что думают другие – поскольку они в любом случае что-нибудь подумают. Так что расслабься... Пауло Коэльо."

Related posts