Алтай! Земля великанов!

"Все дети - художники. Проблема в том, чтобы остаться художником, когда ты вырос." Пабло Пикассо

Алтай! Земля великанов!

Уже довольно давно, осматривая экспозиции Горно-Алтайского музея, я наткнулась на старые черно-белые фотографии, изображающие очень необычные курганы. Надземная их часть представляла собой каменные плиты, установленные по окружности. Диаметр этого каменного круга был до 10 метров, да и высота торчащих из земли каменных плит тоже впечатляла. Эти конструкции мне напомнили огромные цветки подсолнуха…

Под фотографией была надпись: «Курган у села Каерлык. Афанасьевская культура. 4 тыс. до нашей эры»

Архивное фото
Архивное фото

Эти, не совсем обычные могильные сооружения минувших времен, представляют собой круглые ограды из вертикально стоящих плоских плит, высотой более одного метра и диаметром 15 – 20 метров, заполненные внутри камнями, а снаружи покрытые слоем земли. В науке такие ограды называются кромлехами и известны как курганы афанасьевской культуры.

Для меня афанасьевская культура ассоциируется с:

  • Курганами-кромлехами
  • С глиняными остродонными сосудами, украшенными елочным орнаментом, которые ставили в угли костра
  • С красной охрой, которой при захоронении соплеменников, посыпались могильные ямы с их содержимым
  • Особое эмбриональное положение умершего в могильной яме.

Теперь все по порядку.

Фото Ольга Шадрина.
Фото Ольга Шадрина.

В октябре 2009 года мы у села Каярлык (Каерлык, Каирлык), нашли курган подобный изображенному на фотографии. Но на этом не остановились. Поиски подобных курганов привели нас в окрестности села Ело, где в мае 2015 года у Межеликов, что стоят к востоку от села, мы осмотрели целое “кладбище”подобных курганных сооружений и очень впечатлились масштабам погребений в целом и различием в размерах конкретных курганов. Диаметры кромлехов были от пары до пятнадцати метров, а то и более, в диаметре. В процессе осмотра, мы обнаружили частично раскопанные кромлехи и поразились тому, насколько высокими оказались плиты, что вкапывались по окружности кургана. Эти плиты, как айсберги: на поверхности видна лишь малая – одна пятая часть каменной плиты. Если учесть нарост дерна, то ранее эти каменные ограждения действительно выглядели оградами.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Эти курганы-кромлехи прекрасно вписывались в орографические окрестности села Ело, где в широкой долине с почти плоским днищем располагаются небольшие пирамидальные горки, которые местное население называет Межеликами.

Итак, сначала о Ело. На 25 км Уймонского тракта, слева, располагается село Ело – административный центр Елинского сельского поселения, в которое входят сёла Кара-Кобы и Каярлык. Село расположено в межгорной котловине между Семинским и Теректинским хребтами, на правом берегу реки Урсул в устье реки Каярлык. Горы вокруг села частично покрыты лесами, основу которых составляют лиственница и берёза. В километре южнее от села в Каярлык впадает масса мелких речушек, поэтому местность южнее села заболочена. Число жителей на 1 января 2010 года 902 человека. Основано село в 1625 году. В 1988 году в окрестностях Ело впервые прошёл возрождённый национальный праздник алтайского народа Эл-Ойын; с 2006 года Ело стало постоянным местом его проведения. В Ело родился знаменитый алтайский поэт Э.М. Палкин (1934—1991). Село Ело прославил известный на Алтае сказитель Табар Анышкинович Чичияков, исполняющий героические сказания речитативом. Жители вспоминают, что при пении Чичиякова некоторые слушатели впадали в состояние транса.

Фото Ольга Шапдрина
Фото Ольга Шапдрина

Интересные находки были сделаны в районе села Ело. Оказалось, что 2-3 тысячи лет назад здесь проживали носители так называемой афанасьевской культуры.

  • Что же это за культура?
  • Когда возникла?
  • Кто ее оставил?

Афанасьевская культура – культура энеолита (медно-каменного века) Южной Сибири, распространенная в Минусинской котловине, на Алтае, в Западной Туве и Северо-Западной Монголии (Монгольском Алтае) в конце 4 – начале 2 тысячелетия до нашей эры.

Первые раскопки афанасьевских памятников были произведены В. В. Радловым в 1856 году у села Онгудай в Горном Алтае.

В пределах республики Алтай известно около 60 археологических объектов афанасьевской культуры. Это в основном могильники и поселения. Особенно их много в Онгудайском и Чемальском районах, то есть в среднем течении реки Катунь и на ее притоке реке Урсул, а также в Северо-Западном Алтае в Усть-Канском районе. Раскапывались афанасьевские памятники и на территории Горно-Алтайска.

Фото Ольга Шадрина. Окрестности Ело
Фото Ольга Шадрина. Окрестности Ело

В результате исследований в пещерах – Денисовой, Иульчак, Каминной, им. Окладникова, Малояломанской – обнаружены культурные слои, связанные с этим временем.

В Горном Алтае археологи выявили два объекта, которые носят культовый характер. Это комплексы у села Кара-Кобы и святилище Кучерла 1.

К числу афанасьевских памятников, вероятно, может быть отнесен и древний рудник у деревни Владимировка Усть-Канского района на Теректинском хребте, где были найдены предметы горного дела.

Все, что было создано афанасьевцами, сосредоточено в горной стране. На территории равнинного Алтая имеются лишь отдельные находки, связанные с обитанием их племен.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Как же выглядели афанасьевцы?

На Алтае, судя по погребениям, афанасьевцы отличались большим ростом и мощным телосложением. Средний рост мужчин составлял 180 см. По тем временам это были настоящие великаны! Предположительно они были европеоидного облика.

Люди афанасьевской эпохи занимались скотоводством. При раскопках погребений и поселений находят кости лошадей, мелкого и крупного рогатого скота. Большое место в их хозяйстве занимала охота, о чем свидетельствуют кости диких животных: кабана, марала, косули и пр. Вероятно, они знали и земледелие или вели активное собирательство растительной пищи. Об этом говорят находки большого количества зернотерок на поселениях.

Орудия труда афанасьевцы изготавливали в основном из камня, но в то, же время была известна обработка меди, серебра, золота. В погребениях и на стоянках довольно часто можно встретить медные ножи, шилья, бляшки и незамысловатые украшения. Лучше всего было развито керамическое производство.

Из экспозиции музея. фото Ольга Шадрина
Из экспозиции музея. фото Ольга Шадрина

Сосуды изготавливали из глины с примесью песка или шамота без применения гончарного круга ленточным кольцевым способом. Делалось это так: из глины с добавками скатывался жгут, который укладывался по кругу и прикреплялся к донышку, затем стенки затирались специальным лощилом из дерева или кости. После этого на сосуды наносился орнамент, и они обжигались в костре или, скорее всего, в горячих углях. Сосуды украшались орнаментом – чаще елочным, который располагался горизонтально по всей окружности сосуда. Такой орнамент являлся отличительной чертой афанасьевской культуры.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

В настоящее время в археологической науке существуют две гипотезы происхождения афанасьевской культуры, согласно одной, афанасьевцы – потомки неолитических племен с Иранского нагорья, то есть индоарии. Примерно в 5 тысячелетии до н. э. они продвинулись на север, в Среднюю Азию, и основали кельтеминарскую культуры ранних земледельцев. Затем они продвинулись еще севернее, в евразийские степи и обосновались в районе Южного Урала. Отсюда волна переселения раздвоилась. Одни стали передвигаться на запад и основали древнеямную культуру, другие, ушедшие на восток, стали «афанасьевцами». Поэтому археологи иногда отмечают сходство ямной и афанасьевской культурю. Если это так, то афанасьевцы – потомки индоариев Ирана.

По другой гипотезе, афанасьевская культура является автохтонной, то есть возникла и развивалась она на основе местных неолитических племен. Археологи усматривают корни афанасьевской культуры в неолите Тывы.

Как бы то ни было, время и будущие исследования покажут справедливость одной из гипотез.

Но, так или иначе, на территории Алтая более 6 тысячелетий назад сформировалась и существовала на протяжении двух тысяч лет яркая и самобытная культура, оставившая потомкам память о себе в виде курганов – кромлехов.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

А еще есть легенда в этих краях, и она как не странно о богатырях.

На правом берегу р. Каярлык, у села Ело, возвышаются несколько холмов – межеликов. Алтайцы считают их нехорошим местом. По легенде в этих местах жил богатырь с женой. Преследовал их страшный рок: все их дети обязательно тонули. Решил тогда богатырь переставить свой аил на вершину Межелика, думая, что туда вода не поднимется. Родился у них сын. Как-то раз решила женщина сделать араку. Принес богатырь корыто с водой, чтобы остудить напиток. Только приступили к работе – вдруг слышат крик. Прибежали они к мальчику, но было поздно: упал он в корыто и захлебнулся. Горе охватило богатыря. Пошел он, куда глаза глядят, и по пути вырывал деревья с корнями. Поэтому и сейчас, один склон холма совершенно голый.

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина, Фото автора



"На лишние деньги можно купить только лишнее. А из того, что необходимо душе, ничто за деньги не покупается.   Генри Торо"

Related posts