Алтай. Всадники Уркоша!

"Индивидуум имеет в себе способность понять факторы своей жизни, которые приносят ему несчастье и боль, и реорганизовать себя таким образом, чтобы преодолеть эти факторы." Карл Роджерс

Алтай. Всадники Уркоша!

Мимо лога Уркош проезжал каждый, кто путешествовал по Чуйскому тракту. Лог Уркош располагается на высокой дилювиальной террасе левого берега Катуни, в междуречье Большого Ильгуменя и Большого Яломана, в трех километрах – по карте и в трех с половиной – по дороге от последнего к северу; в 300 метрах к западу от полотна Чуйского тракта.

Алтай. Всадники Уркоша

Свернув с Чуйского тракта на 690 км вправо, вы поднимитесь на террасу, проедете лог, где будет располагаться скотоводческая стоянка, следующий за ним и будет лог Уркош. Лог ограничивают скалистые горы, засыпанные песком по самую треть высоты. По скалам лога сохранились большие и не очень скопления наскальных рисунков давно ушедших эпох. Самое крупное из них – «Святилище Яломан – 3», которое мы осматривали не один раз, располагается на «краю лога».

Сегодня 10 октября 2020 года нас интересовали рисунки, сохранившиеся на скалах, образующих северную границу лога Уркош, западнее святилища Яломан-3.

Нам известно, что в логу Уркош в непосредственной близости от скал, что являются северной границей лога, на песчаном субстрате расположены курганы, подчас, именно у них и выбиты рисунки. Можно сказать иначе: курганы вполне могут быть ориентиром при поиске петроглифов в Уркошском логу.

Алтай. Всадники Уркоша

За два дня до нашей поездки по всему Алтаю выпал снег – это уже второй раз за начало октября. По прогнозу предполагалось, что предстоящие выходные на которые мы планировали поездку, будут вполне благоприятными по погодным условиям. Так оно и случилось: до полудня даже светило солнце и было относительно тепло. Своеобразным теплом отдавало от желтизны октябрьского наряда лиственниц. Кроны их были не то, чтобы желтыми, они были золотыми, даже оранжевыми. Это та конечная стадия лиственничной хвои, которая заканчивается ее опадом.

Созерцая эту золотисто-огненную красоту лиственничных лесов, что начинают господствовать в растительном покрове территории, начиная с Шебалинского района и далее по центральным и южным районам республики, казалось, что еще пару дней и осенний бал завершится.

Алтай. Всадники Уркоша

В логу Уркош, по сведениям археологов (Тишкин А. А.) находятся несколько древних святилищ. Их особенностями являются как наличие петроглифов, так и расположение таковых в зоне максимальной освещенности солнцем в течение дня. Святилища Уркоша отличаются и друг от друга, то есть имеют своеобразие. Одни связаны с выделяющимися скальными выходами; другие с россыпями крупных валунов, а третьи – с погребально-поминальными памятниками. Петроглифы – важный источник для реконструкции многих сторон жизнедеятельности населения Алтая. Они отражают хозяйственную деятельность, мировоззренческие представления, материальную культуру, внешний облик и поведение людей, объекты и способы охоты, наблюдения за животным миром и явлениями природы, а так же ре6ализацию ритуальных действий.

По мнению Александра Сазоновича Суразакова, начиная с эпохи бронзы, место, которое сегодня называют Святилищем Яломан – 3, имело значение священного центра для родоплеменных групп достаточно обширной территории. Это привело к сакрализации всего урочища, где позднее появились многочисленные «малые святилища», которые устраивали небольшие семейно-родственные коллективы.

А. С. Суразаков попытался наметить хронологию и семантику имеющихся петроглифов, где главной сюжетной линией, переданной через общую мировоззренческую схему, являлся охотничий промысел, конкретную удачу в котором можно было

«… испросить у духа – хозяина местности (человеческая фигура, стоящая на спине у оленя – его ездового животного)». Обозначена связь святилища с верхним миром.

Алтай. Всадники Уркоша

В логу Уркош, где находится святилище Большой Яломан – 3, зафиксировано довольно существенное количество других археологических памятников. Среди них есть отдельные курганы и их компактные группы разного времени.

Археологи на основании исследований отмечают в логу Уркош целый ряд малых святилищ, маркирующихся, с одной стороны, небольшими скоплениями петроглифов, а с другой – немногочисленными погребальными комплексами. Практически напротив каждого зафиксированного памятника, расположенного по одному из бортов лога Уркош, имеются микросвятилища. Ученые выделяют целый Уркошский микрорайон.

«Среди «малых святилищ» Уркошского археологического микрорайона можно выделить две группы объектов. Первая представлена изображениями, нанесенными на скальные плоскости и расположенными к западу от памятников пазырыкской культуры. Возможно, что некоторые наскальные рисунки являлись частью погребально-поминальных комплексов скифо-сакского времени, а их нанесение было связано с ритуальными действиями, осуществляемыми во время или после сооружения памятников. Не стоит исключать и вариант нанесения петроглифов значительно позже, что отражает возможность использования уже отмеченного сакрального места.

Вторая группа «малых святилищ» включает изображения, находящиеся преимущественно на южных плоскостях крупных камней. Эти местонахождения, по всей видимости, не относятся непосредственно к каким-либо другим памятникам и имеют самостоятельное значение.

Датировка объектов определяется в широких рамках – от эпохи бронзы до этнографической современности…» (А.А. Тишкин)

В этот раз мы решили осмотреть первую группу объектов. Машину оставили у скалистого южного борта лога и пешком стали подниматься вверх по пологому склону. Где-то с половины его длины, лог разделяла эрозионная рытвина, которая постепенно углубляясь к борту террасы, представляла собой вполне приличное углубление до 10 метров высоты. По всей видимости, здесь был водоток. Возможно, что в период снеготаяния или обильных осадков, он существовал в недалеком прошлом. У истока рытвины мы разделились: Слава ушел обследовать большие камни у скал южного скалистого борта лога, а мы с Ярославом перешли рытвину и направились к выступающим скалам северного борта.

Алтай. Всадники Уркоша

Поднимаясь, я уже с расстояния увидела первый петроглиф козерога (козла). Выше было еще одно зооморфное изображение худшей сохранности. Рисунок этот, можно сказать, был вполне обычен и типичен для писаниц Алтая. В полутора метрах от скалы с рисунками располагался курган. Вид, открывшийся от скал на курган и далее на окрестности, видимые отсюда – с высоты лога, был по восприятию новым и необычным, в отличие от вида этого же пространства с Чуйского тракта. Над широкими плоскими террасами воздымались пирамидами горы. И террасы и, соответственно, горы, казавшиеся нам с дороги огромными, отсюда с высоты представлялись нам совсем в другом масштабе – в более мелком. Все обозреваемое безлесное пространство выглядело в едином – бежево-песочном цвете. В послеполуденном рассеянном освещении рельеф поверхности виделся в четком, даже граненом образе. После осмотра петроглифов мы вновь разделились: Ярослав решил обследовать скалы справа, а меня потянуло влево, где я нашла еще пару петроглифов, которые созданы совсем в другой технике и стиле. Вот он – «всадник на олене»! И он на скалах лога не единственный, впереди нас ждал еще один.

Алтай. Всадники Уркоша

Через пару метров на скалах вновь были начертаны рисунки, но расшифровать их мне не удалось из-за их плохой сохранности.

Слава тем временем оббежал все крупные валуны, но ничего на них не обнаружив, выдвинулся к скалам нашей стороны. В ходе своего осмотра я наткнулась на еще одно скопление петроглифов, где на совершенно плоской скале были изображены бараны и козлы.

Ярослав уселся на большой камень и разглядывал окрестности, держа нас с отцом в поле зрения. Сегодня у нас троих был позывной: «Нашел?». Ярослав периодически кричал, то мне, то отцу: «Нашла?», «Нашел?». Вот от Славы последовал долгожданный ответ: «Нашел!». И мы последовали к нему, точнее, к скале, где он стоял. Да, там были рисунки, но самый главный шедевр сегодняшнего путешествия нас ожидал впереди.

Алтай. Всадники Уркоша

Скала, где были удивительные и по технике исполнения, и по сюжету, и по размеру петроглифы, располагалась в метрах двадцати от места стояния Славы. Это было самым большим скоплением рисунков из тех, что удалось нам сегодня найти. На плоской скале, покрытой «загаром», начертаны профили животных. Стиль рисования можно даже было назвать изысканным. Несколько рисунков укладывались в сюжетные линии. Например, сцена охоты барса на оленя. Эти рисунки имеют очень хорошую сохранность, поэтому они видны издалека, представляя собой как бы «рисованный ковер».

При дальнейшем осмотре мы нашли еще курганы и рисунки. Самым интересным было еще одно изображение всадника на коне или олене. Но меня заинтересовали не они, а необычные скалы. Красноватые высокие скалы возвышались от песчаной поверхности лога метров на 10-15. Они были вертикальные, ровные, и представляли собой оранжевые школьные доски, где когда-то красовались в большом обилии наскальные рисунки. Но время большинство из них стерло, смыло, сдуло. Здесь, вполне вероятно, находилось древнее святилище, где все было удобно: и рисовать, и любоваться просторами, и думать о вечном. Среди этих скал осень еще не сорвала с кустарников красные и желто-оранжевые листочки, поэтому место это краснело на фоне бежевых просторов скал северного борта лога Уркош. Ярослав набрал разноцветных листьев для аппликации по технологии, которую надо было сделать дома за выходные.

Еще на самой большой скале этого места непонятно как рос куст можжевельника, спуская вниз свои корни. Мы провели здесь много времени. Лично я вглядывалась вдаль – на противоположный берег Катуни, где располагается урочище Сальджар, на скалах которого сосредоточено множество петроглифов, а на одной из горизонтальных скальных поверхностей есть отпечаток стопы Сартакпая.

У каждого из нас в этот раз были именно свои открытия. У нас со Славой – петроглифы, которых мы еще не видели. А открытие Ярослава в этой поездке было еще впереди.

Пока мы со Славой в поисках еще одного «малого святилища» осматривали скалы, что расположены восточнее Большого Яломанского святилища, Ярослав забрался на трехметровую глыбу, что когда-то откололась с соседнего склона, и разглядывал гранитные скальные блоки. За этим занятие он углядел «статую» орла.

– Мама, мама, иди сюда срочно! – кричал он.

Мне пришлось отказаться от своего намерения и пришлось выдвинуться к нему на позывной.

Алтай. Всадники Уркоша

Вы будете улыбаться, но статуя птицы действительно была. Она складывалась из нагромождений гранитных глыб. У этого птичьего образа просматривалась и голова, и клюв, и опущенные вниз крылья и тело и лапы. Только мне эта птичья фигура напомнила больше голубя, но это и не важно, ведь главное – самореализоваться в общем коллективном деле.

Алтай. Всадники Уркоша

Обследование крупных камней урочища мы отложили на следующий раз.

Уже дома Ярослав создал свое творение из осенних листьев таволги трехлопастной и барбариса сибирского. Вот, что у него получилось.

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина, фото автора



"Cпокойствие — сильнее эмоций. Молчание — громче крика. Равнодушие — страшнее войны. Мартин Лютер"

Related posts