Алтай! «Вечное синее небо» или откуда приходит жизнь!?

"Мир делится на два класса — одни веруют в невероятное, другие совершают невозможное." Оскар Уайлд ©
[rt_reading_time label="Время на прочтение:" postfix="минут(ы)" postfix_singular="минуты"]

Алтай! «Вечное синее небо» или откуда приходит жизнь!?

Иногда среди петроглифов наскальных писаниц Алтая встречаются интересные рисунки в виде неких зигзагообразных линий.

Что они символизируют?

Есть некие предположения, что эти линии не что иное, как путь, который проделывает семя младенца с неба на землю…

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Среди наскальных рисунков Белого перевала есть изображение «молящейся женщины» с поднятыми к небу руками…

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Это далёкая история, но если почитать алтайские сказки и легенды, то многие их герои или спустились с неба или поднимались на него…

А самое главное божество Алтайцев Ульгень живет на седьмом небе…

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

«… Заметную роль в мировоззрении тюрко-язычных народов Сибири и Центральной Азии играли представления связанные с небом, его силами и «обитателями». Алтайцы с древних времен поклонялись Небу, а также Земле и Воде. Близкие к этим представлениям отмечены и у хакасов, и тувинцев. Небо, воздух, земля вода, огонь почитались ими прежде как видимые и ощутимые явления самой природы.

В древнетюркской мифологии небо и бог, обозначались, одним словом tangri. Небо обожествлялось. Культ неба отмечен в последних столетиях до нашей эры у хунну, а в первые века нашей эры и у ряда тюркских и монгольских народов Центральной Азии. Тюрки считали высшим божеством «Вечное синее небо» — тэнгри. Они представляли его в виде обязательного и неизменного голубого свода. В нем видели прародителя жизни и всех земных благ, творца людей. Согласно тюркским представлениям, земля дает существам форму, а небо – жизнь.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Таким образом, алтайцы, как и их предки — древние тюрки связывали с небом многие представления и природные явления, которыми они придавали жизненно важное значение. По воззрениям алтайцев без вмешательства сил неба у людей не будет потомства, поскольку только небо может послать рождающимся детям жизненную силу. Охранять их будет также небожительница – Умай. На небе пребывают и многие предки алтайских шаманов – посредники между людьми и духами неба. Время от времени с неба спускается на землю оплодотворяющая сила, приносимая небесным жеребцом, необходимая не только животным, но и людям. На небо, к Ульгеню, шаман отправлял душу жертвуемой лошади. На небе же расположено и животворное «молочно-белое озеро».

Можно было бы ожидать, что и в народном искусстве имеется много изображений, так или иначе связанных с небом и его обитателями. Между тем таких изображений немного. Объясняется это, по-видимому, тем, что процесс олицетворения сил природы не получил своего исторического завершения и скорее всего носил запретительный и сакральный характер табу. Проблема заключалась и в том, что элемент персонификации играл и играет до настоящего времени у алтайцев слабую роль.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Чаще всего изготовлялись вещи, связанные с подземным миром, где обитали опасные для человека существа – Эрлик, его сыновья, а также тени тех умерших сородичей алтайцев, которые стали слугами «темных сил». Создание их конкретных антропоморфных образов считалось обязательным. С ними необходимо было общаться почтительно, кормить и добиваться нейтрализации их опасных для людей поступков. Между воображаемым населением верхнего и нижнего миров и народом земли Алтая существовали, по их представлениям, постоянные связи. Инициативу в этом отношении проявляли как люди, так и духи неба и земли, поскольку те и другие извлекали из этой связи взаимную пользу.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Несмотря на ряд трудностей, стоящих перед человеком в связи с попытками «попадания» на небо (чаще всего этим занимались шаманы), он все же искал пути для общения с высшими существами, управляющими природой, и другими духами, которые были для него полезны. Предполагалось в то же время, что и небожители были заинтересованы в получении от людей пищи или вещей, например, одежды. Даже могущественные высшие божества, такие как Ульгень, пытались заставить человека приносить им в жертву животных, и он должен был выполнять их требования. В земной пище нуждались и духи нижнего мира. В алтайской сказке говорится о том, как однажды дочь Эрлика Ерке-Кара лакомилась мясом. Оказалось, что в это время земной человек приносил Эрлику в жертву скот.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Но те, же темные и опасные существа нижнего мира, в их числе и Эрлик, иногда оказывали помощь людям. Об этом, в частности, говорят некоторые представления, записанные А.В. Анохиным у алтайцев. У них были условные изображения сынов Эрлика, посланных для охраны людей от нападавших на них злых, видимо, земных духов. По представлениям алтайцев, в мире существовали и действовали не только зоо- и антропоморфные существа, но и некие аморфные образования, например, жизненные силы или некая белая материя, якобы спускавшаяся из-за облаков и обладавшая производительной силой. Жизненная сила, очевидно, не исчезала у людей в связи со смертью. В противном случае трудно было бы объяснить возникновение представлений о том, что тени некоторых шаманов-предков, живут на небе, другие предки находятся в доме или пребывают в нижнем мире, при этом со всеми ими было возможно общение. В этих взглядах проступает идея бессмертия жизненных сил…»

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Фото автора.

Related posts

Leave a Comment

один × четыре =