Алтай! «Вечное синее небо» или откуда приходит жизнь!?

"Как только сами поверите, так и реальность поверит. И вот тогда случится чудо." Вадим Зеланд

Алтай! «Вечное синее небо» или откуда приходит жизнь!?

Иногда среди петроглифов наскальных писаниц Алтая встречаются интересные рисунки в виде неких зигзагообразных линий.

Что они символизируют?

Есть некие предположения, что эти линии не что иное, как путь, который проделывает семя младенца с неба на землю…

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Среди наскальных рисунков Белого перевала есть изображение “молящейся женщины” с поднятыми к небу руками…

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Это далёкая история, но если почитать алтайские сказки и легенды, то многие их герои или спустились с неба или поднимались на него…

А самое главное божество Алтайцев Ульгень живет на седьмом небе…

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

“… Заметную роль в мировоззрении тюрко-язычных народов Сибири и Центральной Азии играли представления связанные с небом, его силами и «обитателями». Алтайцы с древних времен поклонялись Небу, а также Земле и Воде. Близкие к этим представлениям отмечены и у хакасов, и тувинцев. Небо, воздух, земля вода, огонь почитались ими прежде как видимые и ощутимые явления самой природы.

В древнетюркской мифологии небо и бог, обозначались, одним словом tangri. Небо обожествлялось. Культ неба отмечен в последних столетиях до нашей эры у хунну, а в первые века нашей эры и у ряда тюркских и монгольских народов Центральной Азии. Тюрки считали высшим божеством «Вечное синее небо» – тэнгри. Они представляли его в виде обязательного и неизменного голубого свода. В нем видели прародителя жизни и всех земных благ, творца людей. Согласно тюркским представлениям, земля дает существам форму, а небо – жизнь.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Таким образом, алтайцы, как и их предки – древние тюрки связывали с небом многие представления и природные явления, которыми они придавали жизненно важное значение. По воззрениям алтайцев без вмешательства сил неба у людей не будет потомства, поскольку только небо может послать рождающимся детям жизненную силу. Охранять их будет также небожительница – Умай. На небе пребывают и многие предки алтайских шаманов – посредники между людьми и духами неба. Время от времени с неба спускается на землю оплодотворяющая сила, приносимая небесным жеребцом, необходимая не только животным, но и людям. На небо, к Ульгеню, шаман отправлял душу жертвуемой лошади. На небе же расположено и животворное «молочно-белое озеро».

Можно было бы ожидать, что и в народном искусстве имеется много изображений, так или иначе связанных с небом и его обитателями. Между тем таких изображений немного. Объясняется это, по-видимому, тем, что процесс олицетворения сил природы не получил своего исторического завершения и скорее всего носил запретительный и сакральный характер табу. Проблема заключалась и в том, что элемент персонификации играл и играет до настоящего времени у алтайцев слабую роль.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Чаще всего изготовлялись вещи, связанные с подземным миром, где обитали опасные для человека существа – Эрлик, его сыновья, а также тени тех умерших сородичей алтайцев, которые стали слугами «темных сил». Создание их конкретных антропоморфных образов считалось обязательным. С ними необходимо было общаться почтительно, кормить и добиваться нейтрализации их опасных для людей поступков. Между воображаемым населением верхнего и нижнего миров и народом земли Алтая существовали, по их представлениям, постоянные связи. Инициативу в этом отношении проявляли как люди, так и духи неба и земли, поскольку те и другие извлекали из этой связи взаимную пользу.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Несмотря на ряд трудностей, стоящих перед человеком в связи с попытками «попадания» на небо (чаще всего этим занимались шаманы), он все же искал пути для общения с высшими существами, управляющими природой, и другими духами, которые были для него полезны. Предполагалось в то же время, что и небожители были заинтересованы в получении от людей пищи или вещей, например, одежды. Даже могущественные высшие божества, такие как Ульгень, пытались заставить человека приносить им в жертву животных, и он должен был выполнять их требования. В земной пище нуждались и духи нижнего мира. В алтайской сказке говорится о том, как однажды дочь Эрлика Ерке-Кара лакомилась мясом. Оказалось, что в это время земной человек приносил Эрлику в жертву скот.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Но те, же темные и опасные существа нижнего мира, в их числе и Эрлик, иногда оказывали помощь людям. Об этом, в частности, говорят некоторые представления, записанные А.В. Анохиным у алтайцев. У них были условные изображения сынов Эрлика, посланных для охраны людей от нападавших на них злых, видимо, земных духов. По представлениям алтайцев, в мире существовали и действовали не только зоо- и антропоморфные существа, но и некие аморфные образования, например, жизненные силы или некая белая материя, якобы спускавшаяся из-за облаков и обладавшая производительной силой. Жизненная сила, очевидно, не исчезала у людей в связи со смертью. В противном случае трудно было бы объяснить возникновение представлений о том, что тени некоторых шаманов-предков, живут на небе, другие предки находятся в доме или пребывают в нижнем мире, при этом со всеми ими было возможно общение. В этих взглядах проступает идея бессмертия жизненных сил…”

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Фото автора.

По непроверенной информации, на одном из старых давно заброшенном серебряном руднике, близ алтайского города Змеиногорска, был известен таинственный ход. Человек, случайно или осознано попавший в него, мог увидеть на глухой стене красочные картины иного мира. А если он был чист душой и помыслами, то стена раскрывалась, и человек мог попасть в волшебное Беловодье. Многие отправлялись на поиски этого тоннеля, да не все возвращались назад…

релевантная информация:

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages

мысли на память:

""Неудачу воспринимайте как благоволенье сил небесных. Как только до конца ее поймете, удачей обернется неудача. Удача, что вы поняли неверно, вмиг неудачей станет." (Книга Мирдада)"

Related posts