Алтай! В поисках Шебалинских оленей!

"Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду." Христофор Колумб

Еще в феврале 2017 года, когда мы посещали Шебалинский краеведческий музей и беседовали с его руководителем – Яжанкиной Серафимой Ивановной, мое внимание привлекли петроглифы, что располагаются в окрестностях этого районного центра, буквально в километре к западу от центра села. Серафима Ивановна рассказала нам, что петроглифы находятся в логу Толгоек, в долине одноименного ручья.

Осмотр Шебалинских наскальных рисунков мы отложили до лета. 15 мая 2017 года мы вновь отправились в Шебалинский район с целью поиска наскальных рисунков. Сначала мы заехали в музей, где Павел Николаевич Яжанкин подробно нам объяснил, как их найти, даже нарисовал схему маршрута. От музея, что находится по улице Советской, мы, предварительно развернувшись, поехали, свернув в первый левый проулок, и спустились к реке Сема. Переехав ее по мостику, мы взяли вправо, где около двухсот метров она–дорога шла левым берегом Семы. Где-то в середине пути (от моста до левого поворота), слева у отвесных скал «бил» родник, у которого по настоянию Павла Николаевича мы остановились, умылись, испили воды и двинулись дальше. Совсем скоро дорога делала крутой левый поворот и уходила в долину ручья Толгоек. Набирая высоту, мы ехали вверх по ручью. У слияния двух ручьев мы остановились и, припарковав машину, уже пешком выдвинулись на поиски петроглифов, осматривая все встречающиеся отвесные скалы, что располагались слева от безымянного ручья (если ориентироваться по направлению течения). В ходе прогулки рисунки мы не обнаружили, зато, взобравшись на вершину горы, насладились прекрасной панорамой открывшихся Шебалинских окрестностей.

Как на ладони перед нами раскинулось довольно большое село, заполняющее все пространство Семинской долины. Со смотровой площадки хорошо были видны кварталы села, административные и социальные здания, жилые дома и огороды, полотно Чуйского тракта, «прорезающее» село в восточной окраине. Над селом к юго-востоку воздымались плоские вершины древнего пенеплена, поднимающиеся выше границы леса (1800 и более метров ). На обращенных к северо-западу склонах этих покатых гор виднелись обширные пятна снега. Стояла прекрасная майская погода. Картина, открывшаяся нам с высоты, была великолепной. В ней сочетались два цвета: неровности земной поверхности – горы и долины, покрытые свежей зеленью, были светло-зеленые, а небосвод – голубой. Скальные выходы, располагающиеся по склону, где мы облюбовали смотровую площадку, были сплошь затянуты то белесыми «сетями», то достаточно плотными «тканями», созданными гусеницами шелкопряда.

Мы долго фотографировали панораму села, включая в нее и укутанные плетеным покрывалом скалы, и лиственницу, имеющую «ведьмину метлу» (кам-тыт), делая и общие и крупные планы.

После осмотра мы спустились к месту начала нашей радиальной прогулки. Снова достали карту, рукописную схему, отксерокопированные страницы археологического сборника («Свод объектов культурного наследия республики Алтай»/ Ойношев В.П. и др., Горно-Алтайск, 2013, 288 с.), вспомнили рекомендации Павла Николаевича, все еще раз обсудили и приняли решение двигаться далее – вверх по ручью Толгоек. Вскоре дорога, пересекая ручей, «взбиралась» на небольшой склон, заканчивающийся ровной луговой поляной, на которой, по всей видимости, пасли крупнорогатый скот. Здесь мы огляделись и решили пройтись к скалам, располагающимся на противоположном нам – правом берегу ручья Толгоек, примерно, в ста метрах от нашей остановки и в метрах 5 от русла ручья. Скала, точнее скалка, к которой мы направились, была весьма приметной, даже издали. Чутье нас не подвело. Вот они – петроглифы!

Рисунков было не очень много. Центральное место занимало довольно крупное силуэтное изображение оленя, длиной, примерно, 40 см. Внизу слева от крупного оленя изображен еще один, меньший по размеру олень с ветвистыми рогами, а над ними – оленями вверху красовались изображения козерогов. Вообще, долина реки Сема бедна петроглифами, поэтому ценность этого местонахождения для шебалинцев большая. Мы тщательно зафиксировали фотоаппаратом рисунки. Более наглядно они смотрелись после равномерного увлажнения скалы. Еще некоторое время мы разглядывали окрестности этого Толгоекского лога. Следов массового посещения этого исторического объекта мы не обнаружили, хотя тропинка, ведущая к петроглифам, была отчетливой. По технике и стилю изображенные рисунки можно отнести к эпохе железа, то есть к 1 тысячелетию до нашей эры.

Петроглифы Толгоека были открыты в 2001 году директором Шебалинского районного музея С.И. Яжанкиной по сообщению местных жителей. В 2002 году они были обследованы В.И. Соеновым, Т.А. Вдовиной, С.В. Трифановой. Рисунки представлены схематичными зооморфными изображениями, выполненными в технике выбивки, которые предположительно датируются учеными первой половиной 1 тыс. до н. э. (Соенов В.И., 2002 г.)

В ближайших окрестностях от петроглифов учеными исследованы два кургана (Вдовина Т.А., 2002 год). Один из них расположен в 600 метрах к западу от петроглифов, и в 50 м к северу от ручья Толгоек, на склоне горы. Курган представляет собой округлую в плане насыпь диаметром 7 метров, сложенную преимущественно из среднего и крупного рваного камня местного происхождения. Т. А. Вдовина описывает, что в могильной яме находился костяк человека, ориентированный головой на запад. Костяк лежал на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги согнуты в коленях и прислонены к южной стенке. Из предметов инвентаря найдены фрагменты керамики, зернотерки, бронзовое четырехгранное шило, а также кости, угольки, пятна красной подсыпки. Погребение отнесено к афанасьевской культуре эпохи бронзы.

Вообще, в Шебалинском районе петроглифы отмечены в основном в окрестности сел: Беш-Озек (Кудаты-Боом, Кудаты-Олдьон, Кызылгатту, Кыстарлу, Узун-Кобы и др.) и Барагаш (Барагаш, Куйлу). Причем, петроглифы Кудаты – Боома находятся в восточной окраине села Беш-Озек, при выезде из села в сторону Шебалино, на правом берегу реки Нижняя Кудаты. А наскальные рисунки Кудаты – Олдьон – на его северо-восточной окраине, на правом берегу реки Песчаная.

Удовлетворенные результатами поиска мы двинулись в обратный путь, предварительно заехав в музей для отчетности об успешном завершении поиска.

Чемал нас встретил сильной (не совсем майской) жарой. По данным метеорологической станции, температура достигала + 35 ° С в тени. Забирая из садика сына, я всю дорогу до дома ему рассказывала о нашем путешествии, делая акценты на интересных эпизодах путешествия с точки зрения 6-летнего ребенка. Я рассказывала Ярославу о небольшом ручье, что веками поет свою веселую песенку, спускаясь с гор в долину. О пышных кустах калужницы болотной, усыпанных желтыми цветами, что росли прямо у воды ручья Толгоек. О гусеницах шелкопряда, что «напряли» в окрестностях села Шебалино белесые «сети», превратив местность в вотчину Лешего и Бабы Яги. О наскальных рисунках оленей, что оставили с давних времен жители этих мест…

Сын меня выслушал и спросил: «Мама, а когда мы вместе поедем в экспедицию?» «Скоро» – ответила я, имея в виду поиски петроглифа каменного века – винторогой антилопы, которая изображена красной минеральной краской на стене пещеры, что располагается в окрестности села Верх-Мута Усть-Канского района республики Алтай.

Но это уже другая история.

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина, фото автора

"Когда ты родился, ты плакал, а мир улыбался. Так проживи жизнь так, чтобы умирая, ты улыбался, а мир плакал… Тупак Шакур"