Алтай. Узнезинский “богатырь”!

"Индивидуум имеет в себе способность понять факторы своей жизни, которые приносят ему несчастье и боль, и реорганизовать себя таким образом, чтобы преодолеть эти факторы." Карл Роджерс

Алтай. Узнезинский “богатырь”!

Два каменных останца в средней скалистой части горы Селигур, что ограничивает село Узнезя (Чемальский район) с северо-востока, мне показали еще в конце девяностых. Комментарий к показу был немногословен: «Эти скалы называют: «брат и сестра». Информация отложилась в памяти, а всплыла вновь в 2013 году, когда я вновь заинтересовалась этими причудливыми камнями.

Гора Селигур (Силигур) – чрезвычайно примечательная вершина хребта Иолго, «подходящая» к долине реки Катунь своим юго-западным крутым склоном. Располагается она между устьем реки Узнезя и Катунь. Гора имеет необычную форму, схожую с высокой усеченной пирамидой, плоская ровная вершина которой поднимается на высоту 752 м. Вершина Селигура представляет небольшую ровную площадку, с которой открывается вид на зеленое «таежное море» северного Алтая. С нее в восточной стороне хорошо виден Адыган – одна из красивейших и священных вершин нашего Алтая. Южнее располагается Кылайская грива, образующая восточный троговый склон у Каракольских озер. Прямо под ногами извиваясь, протекает Катунь, по своей широкой долине. На юго-западе массивно поднимается гора Иты-Кая.

На скальном уступе западного, обращенного к Катуни, склона этой горы, каждый проезжающий может увидеть «сидящих друг напротив друга каменных брата и сестру», причем, левый скальный останец очень похож на девочку, так как верхняя его часть по форме напоминает повязанную косынку, а правый – на мальчика. Сидят «брат с сестрой» так уже с давних времен, поэтому, как говорят местные сказы, уже окаменели. Эти каменные изваяния, располагающиеся в средней части склона горы Селигур, хорошо видны от ворот базы отдыха «Усадьба Ника». Узнезинцы называют эти скальные образования «Богатырями».

Как то название «богатыри» не совсем вязалось, на мой взгляд, с силуэтами этих двух каменных «останцов». Но народное сознание, ведь не может ошибаться, решила я и запланировала тщательное обследование этой местности с причудливыми скалами.

Ясным солнечным утром 21 апреля мы со Славой выехали из Чемала в сторону Узнези. По пути подхватили нашего знакомого – уроженца как раз того села, куда мы и направлялись. В дороге мы с ним разговорились о тропах, ведущих на вершину Селигура. Попутчик нам подсказал самый надежный вариант подъема, за что ему – большое спасибо. После переезда моста через речку Узнезинку, мы свернули во второй – правый, по ходу нашего движения, проулок. На удобной площадке северо-восточной окраины села мы оставили машину и двинулись в гору по широкой рытвине, которая образовалась в предыдущие этой весне дождливые сезоны. Подъем был крутым, поэтому мы двигались медленно. Слава шел впереди, метрах в десяти, прокладывая более удобный маршрут. Селевая рытвина произвела на нас сильное впечатление. Для ее создания искусственным путем надо было работать одному экскаватору дня три. Медленно, но верно мы двигались вверх. Нам надо было добраться до первой смотровой площадки, которую мы приметили еще внизу, когда прокладывали виртуальный маршрут. Эта площадка располагалась на довольно приличном скальном выступе, что был слева от нас. Так как причудливые скалы, которые мы намеревались осмотреть, видно с нашей «тропы» не было, мы планировали на первой смотровой площадке определиться с дальнейшим направлением движения. По мере подъема, по склону стали встречаться раннецветущие растения, предпочитающие щебнистый субстрат: пузырница физалисовая (Physochlaina physaloides), тюльпан одноцветковый (Tulipa uniflora). Где-то, примерно, в средней части крутого юго-западного склона горы Селигур, мы свернули влево, где последние метры к смотровой площадке карабкались почти по каменистой, слегка задернованной, осыпи.

Со скалистого уступа первой смотровой площадки открылся вид и на долину Катуни, и на Чемальский тракт, и на гору Иты-Кая, что располагается в левобережье Катуни, и на села: Аскат, Узнезя, Анос. Дальние подробности пейзажа, что располагались вверх по Катуни, были «смазаны» сизо-голубой дымкой. При осмотре с высоты площадь, занимаемая селом Узнезя, была почти треугольной формы. С алтайского языка название села и речки, что делит поселение на две части, означает «долина речного духа», «дух речной протоки». По легенде, когда-то алтайские камы (шаманы) проводили в живописной долине этой реки свои обряды, прося духов о благоденствии. По мнению старожилов, село находится в живописном месте, и «охраняется» с одной стороны величественной горой, именуемой Сÿрÿ Кыр, с другой стороны – яростной и мощной Катунью.

Село Узнезя образовано в 1881 году переселенцами из Алтайской волости. По архивным данным в 1886 году в селе насчитывалось 2 дома русских, 4 дома инородцев, 5 домов с летниками и 3 юрты без дома. В справке за 1911 год указано, что в селе в то время имелась церковь, миссионерская школа, родовое управление, 2 кожевенных завода, мукомольный завод, водяная мельница, лавка, кузница. Церковь функционировала до гражданской войны. После ее разгрома в ней открыли бондарную мастерскую, где мастерили бочки. Школа в Узнезе была открыта в 1898 году. Водяная мельница была с огромными размашистыми крыльями. Летом при закрытых шлюзах появлялось целое «море» теплой и чистой воды. Вся деревня отдыхала на берегу рукотворного водоема. В реке было много рыбы, ее ловили целыми ведрами, используя невод, морду, сак. В конце сороковых годов село называлось Усть-Незя. Сегодня сложно представить, что в селе когда-то кипела производственная жизнь, работали: пимокатный, сапожный, кожевенный, деревообрабатывающий цеха, маслосырзавод.

Полегшая прошлогодняя трава мягким ковром устилала скальное основание уступа горы Селигур, по краю которого шести-лучевыми желтыми звездочками, красовались краснокнижные тюльпаны. Несмотря на ясную и солнечную погоду, дальние горы, были в довольно густой дымке. В крайне левой части панорамы, что открылась нам со смотровой площадки, маячила верхушка Адыгана, усыпанная снегом. Хорошо была видна долина речки Узнезя, ее устье. Песчаная терраса, что располагается между горой Селигур и долиной реки была густо покрыта сосновым бором только на склоне, а на вершине почти весь лес был вырублен. В крайней правой стороне панорамы, слева от Катуни, виднелось село Аскат, округлая по площади селитебная зона которого, окружена сосновым лесом. Западные берега Катуни еще были «оторочены» белыми остатками ледяного покрова. Правый склон скального уступа горы Селигур, обращенного на северо-запад, был покрыт лесом, из которого доносилось звонкое пение птиц, а среди прошлогодней травы, молодой зеленью выделялись пышные кустики примулы крупноприцветничковой (Corydalis bracteata), которую в народе называют барашками. Мы осмотрелись, но никаких и близко похожих на каменных «брата и сестру» каменных изваяний, мы отсюда не увидели. Посовещавшись, держа в памяти искомый образ скал и их окружения, решили продолжать путь вверх по этой же гряде, но уже с другой, западной стороны скального выступа. Западное ребро Селигура, по которому мы передвигались, представляло собой чередование скалистых ступеней, горизонтальные части которых служили хорошими смотровыми площадками. Следующая площадка нас порадовала яркими, почти малиновыми, прострелами (Pulsatilla multifida) и зелеными ящерицами – хозяйками «Медной горы», что грелись на апрельском солнце. Слава первым взобрался на уступ, и увидел искомые скальные останцы. Ура! Маршрут был составлен верно! Природные «каменные изваяния», казавшиеся небольшими камнями снизу, в непосредственной близости представляли собой трехметровой высоты скалы. Правый камень являл собой ровную каменную плиту, схожую с монументом – он исполнял роль «брата». Левый камень был почти округлый с небольшим выступом на вершине, ориентированным в южную сторону. Расстояние между скалами-останцами было метра три. Если правый останец причудливостью не отличался – он был почти идеальной формы, то левый под разными ракурсами являл новый образ. Если смотреть на него с тыльной стороны, то это вовсе не девочка – сестра, а голова взрослого мужчины.

Словом, вот он – богатырь! Именно, по схожести левого останца с головой богатыря, и нарекли эти камни местные жители «богатырями». Узнезинский антропоморф был вполне привлекательным, взор его направлен на юг, в сторону села. Лицевые черты мужского профиля образуются как выступами и неровностями породы, так и тенями, что они отбрасывают. Основу лика составляет округлая форма, что уже само по себе символизирует голову. Массивные надбровные дуги, глаза, прямой, почти не выступающий нос, очертания подбородка. Уже дома я показала фото каменного узнезинского лика шестилетнему сыну, спросив его: «Что тебе напоминает камень?». Он сразу дал мне ответ: «Мама, это голова каменного человека». Не дать – не взять: на каменном склоне «установлена» каменная голова, наблюдающая за всем происходящим в селе. Мы долго кружились вокруг причудливых скал, удивляясь «мастерству совпадений»!

Да, народное сознание не может ошибаться. Раз местные жители зовут скалы – «Богатыри», значит, надо искать богатырский образ. Судя по отметинам на скалах, здесь бывают посетители, вот только подобие четкой тропы мы не обнаружили.

Мы быстро спустились все тем, же путем. Сильно хотелось пить, так как и склон был крутой, и день был жаркий, и восторгов было много. Все наше путешествие уложилось в два с половиной часа, а положительных эмоций от «поисков истины» хватило на неделю. Тропа – моя самая любимая дорога, по которой я предпочитаю ходить, поэтому и пришлось поменять город на село.

«Пейте из каждого мгновения жизни. Ибо не прожитая жизнь порождает печали…» Царь Соломон.

Источник



"Cпокойствие — сильнее эмоций. Молчание — громче крика. Равнодушие — страшнее войны. Мартин Лютер"

Related posts