Алтай. Уймонское открытие!

Print Friendly, PDF & Email
"Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идёт на бой!" И. Гете
   reading time 8 minutes

Алтай. Уймонское открытие!

Осенняя поездка в Уймонскую долину в 2017 году – это прямое продолжение нашей августовской Курайской экспедиции того же года, в которой одним из результатов было посещение Курайского «Магического камня» или «Камня Рериха».

Из той, весьма познавательной экскурсии, мы узнали еще одну – ключевую для нас информацию, о том, что, оказывается, подобный «Магический камень» расположен и в Усть-Коксинском районе республики Алтай. Вообще, по мнению Андрея Сопо, подобных «Магических камней» на Алтае несколько. Все они расположены у высочайших хребтов (и их вершин) Алтая. На камнях начертаны, так называемые, «символы Нового времени». Один символ являет собой «триединство прошлого настоящего и будущего», или символ «Знамени Мира» инициированный Н.К. Рерихом, где три окружности малого диаметра заключены в большую окружность. Второй символ показывает замкнутое в окружность изображение креста.

Со слов Андрея, про Уймонскй «Магический камень» нам было известно только то, что «лежит он в русле Катуни и скрывается ею в большую воду». Обнажается камень и начертанные на нем символы в осеннее-зимнюю межень.

Открытым для нас оставался вопрос точного местонахождения этого камня. Так как два подобных камня мы уже осматривали – в Курайской степи и в окрестностях Куюса, то сейчас мы поставили перед собой более сложную, почти сказочную задачу. Нам надо было «пойти туда – не зная, куда и найти то – приблизительно зная, что», где более-менее известна была только вторая часть этой присказки.

Этот второй день, проведенный в Уймонской долине, был насыщенным и удачным. После экскурсии к Коксинским петроглифам мы долго сидели и разговаривали с моей подругой Верой. Вспоминали события давно минувших лет…

Все эти два дня, находясь в Усть-Коксе, мы искали проводника, знающего месторасположение, так называемого, «Магического камня». В конечном итоге наши усилия увенчались успехом. В 9.30 31 октября мы с местным водителем-гидом – Андреем выехали на поиски этого, как оказалось, мало кому известного объекта. Искали его мы не слишком и долго. К имеющейся у нас информации, Андрей (со слов Екатерины) внес важное дополнение. Итак, мы намеревались найти камень с изображением «символов нового времени», который лежит в русле Катуни между двумя Ак-Кобинскими перевалами, затапливаемый в весенне-летнее время речной водой. Сначала мы исследовали берег Катуни у первого Ак-Кобинского перевала, затем переехали ко второму, где перед подъемом свернули с Уймонского тракта вправо на грунтовую дорогу, которая и привела нас к берегу. Мужчины пошли на разведку местности. Но не прошло и пяти минут, как они возвратились к машинам с довольными лицами и радостными криками. Мы с Ярославом выбрались из Газели, взяли с собой рюкзак с фотоаппаратурой и спустились к галечному берегу реки.

Камень был совсем небольшим и низким, высотой всего чуть более полуметра и почти треугольной формы. У камня были 2 почти совершенно ровные грани, нижней мы видеть не могли. Ориентированная к западу, сторона камня была большей по площади. На ней был изображен один из древнейших знаков — символ триединства «прошлого, настоящего и будущего». Диаметр большой окружности составлял 78 см, при этом, ее ширина составила 5,5 см. Диаметры маленьких кругов были равными друг другу и составили 13 см. На восточной – меньшей по размеру и более отвесной стороне камня хорошо было видно изображение «креста», правда, ограничивающая его окружность, с первого взгляда нами была неразличима. Длина креста составила 28 см.

К камню прибило течением большое бревно, пройдя по которому можно было под удачным ракурсом сфотографировать этот «Магический камень» и нанесенные на его грани рисунки. В два фотоаппараты мы снимали и знаки катунско-уймонского камня, и целиком весь утренний пейзаж, и счастливые лица его нашедших. Интересно и то, на что я сразу обратила внимание. Во-первых, изображения кругов и окружности на Уймонском камне ориентированы на запад (з-юз), а изображение «креста» на восток, что ровно противоположно размещению на Курайском варианте подобного камня. Во-вторых, размер «креста» на камнях различен: Курайский знак в три раза меньше Уймонского, но на первом более отчетливо видна ограничивающая крест окружность. В- третьих, по всей вероятности, Уймонские символы не подновлялись, правда, стоит отметить, что камень около двух третей года залит водой.

При внимательном осмотре «рисунков» сразу видна разница в их технике исполнения на камне. Способ создания «креста» отличается от метода исполнения символа «единства прошлого, настоящего и будущего» («Рериховского символа», «Знамени мира»).

Магический камень
Магический камень

Около двух часов мы пробыли у этого места. Ярослав катался по льду прибрежной протоки, Слава рыбачил, а я пыталась анализировать имеющийся фактический материал. Практически сразу при визуальном осмотре камня, я обратила внимание на то, что плоская грань его, ориентированная к западу, словно бы указывала направление на небольшую часовню, что располагалась на Катунском берегу, примерно, в 1,5 километрах от него. Факт нахождения часовни меня заинтересовал настолько, что мы решили прокатиться до нее. Благополучно пройдя ворота, ограничивающие довольно большую территорию, мы подошли к часовне. Здание было небольшим, но очень добротным. Сложено оно было из огромных по диаметру бревен, чуть ли не вековых кедров. Обойдя часовню со всех сторон, мы заметили «признаки людского присутствия», поэтому незамедлительно направились им на встречу. Разговорившись с жителем, мы узнали, что территория эта принадлежит Подворью «Троице-Сергиевой Лавры». По мнению нашего собеседника, этот мужской скит расположен именно здесь, откуда, хорошо видна Филаретова гора.

Филаретова гора (1783 м)- это главная природная достопримечательность села Мульта. Историческое предание рассказывает, что в конце 19 века проживал в этих краях отшельник Филарет, в юношестве носивший фамилию Железнов. Был он умелым плотником. До сих пор в Мульте стоят дома срубленные его руками. В старости заскорбил он об утрате людьми твёрдости в вере, избрал жизнь затворника. На горе он выстроил себе келью и не спускался более в село, проводя дни в молитве и посте. Пищу ему приносили родственники. Келья старца Филарета стала местом паломничества для его единоверцев. Власти обвиняли старца в гордыне и самолюбовании, видели в нем бунтовщика. Люди же нуждались в нем: бездетные женщины тайком поднимались на Филаретову гору (гора при жизни названная его именем) и просили о мольбе за них, больные шли к нему и выстаивали на коленях, ожидая выхода старца из кельи. Умер Филарет, по воспоминаниям старожилов, в 1907 году, причем сам он предсказал день и час своей кончины. С тех пор ходят люди на Филаретову гору молиться и собирать лекарственные травы, коих здесь стало в изобилии. Видно снизошла на гору с высоких небес божья благодать.

Филаретова гора
Филаретова гора

В беседе мы спросили мужчину о том, знает ли он, что в окрестностях часовни можно увидеть начертанный на камне символ «креста». Мне дали понять, что ни о каких символах, нанесенных на камень, здесь никто не знает, да и интереса к этому здесь не может и быть. Нам с сыном предложили посетить часовню, и мы воспользовались этим. С мыслями о том, как все интересно, мы покинули территорию будущего мужского скита и направились к машине.

У нас было время, и мы решили прокатиться Уймонским трактом до Тюнгура. Погода была пасмурной – типичной для межсезонья. Но сегодня от погоды наше настроение не зависело. Мы ехали и смотрели через «октябрьские очки» на знакомые местные ландшафты и их достопримечательности.

Гора Белуха
Гора Белуха

Путешествия продолжаются… Фото Ольга Шадрина

 

Источник

Related posts