Алтай. Уймонские «Самоцветы»!

"Не имеет значения, что думают другие – поскольку они в любом случае что-нибудь подумают." Пауло Коэльо

Алтай. Уймонские «Самоцветы»!

Наше первое знакомство с Виктором Николаевичем Лихачевым состоялось осенью 2014 года. Тогда мы путешествовали по Уймонскому тракту и, как обычно, заехали в село Верх-Уймон, дабы в очередной раз приобщиться к культурному наследию Уймонской долины. В одном из музеев мне на глаза попалась реклама выставочного зала «Самоцветы», куда мы и направились.

Выставочный зал был виден издалека и полностью соответствовал своему названию. Встретил нас приятный, доброжелательный человек – Виктор Николаевич. Он провел нас во внутрь помещения, где, переобувшись в музейные тапочки, мы полностью погрузились в атмосферу невероятной красоты, гармонии и творческого поиска. На стенах красовались работы местных и не только мастеров, и это были не просто авторские работы, как принято говорить – это были яркие, загадочные творения, производившие впечатления сочетания на первый взгляд несочетаемых материалов, стилей, форм и т.д. Каждая работа – результат творческого поиска мастера.

Руководителем и организатором всего этого волшебного царства является Виктор Николаевич Лихачев – творец, автор многих работ, представленных в экспозициях, родоначальник целого направления в искусстве, интересный собеседник и замечательный человек. Он может рассказать про любой экспонат выставки, охарактеризовать его автора, поведать историю возникновения уникальной Уймонской росписи.

Итак, «Самоцветы» – уникальный в нашем регионе выставочный зал, который расположен на въезде в село Верх-Уймон, в 200 метрах от трассы. Свои двери для всех желающих приобщиться к прекрасному «Самоцветы» открыли в 2014 году. Основные экспонаты выставки: декоративные панно, тарелки, шкатулки и другие изделия из кедра, инкрустированные самоцветными камнями и расписанные красками настолько красивы, уникальны, что посетители выставки долго их рассматривают, слушая рассказы экскурсовода. Здесь витает атмосфера сказки, творческого поиска и вдохновения.

Творческое объединение «Самоцветы» начало свою работу в 2013 г. В основу деятельности объединения легла работа двух художественных мастерских: краснодеревной и камнерезной. Основные направления творчества «Самоцветов» – это резьба по камню, резьба и точение по дереву, гравировка по камню и Уймонская роспись кедровых панно, инкрустация поделочными и полудрагоценными минералами. Как рассказал нам Виктор Николаевич, у уймонской росписи интересна история возникновения и развития.

Все начиналось с того, что в художественных мастерских Сибирского Рериховского общества на базе филиала музея Н.К. Рериха развивались несколько направлений декоративно-прикладного искусства: резьба по дереву, роспись по дереву, токарные изделия. В 2009 году открылась камнерезная мастерская. Появились первые полированные спилы минералов разных форм и размеров. Конечно, авторам росписи и резьбы захотелось применить эти каменные спилы в своем творчестве. И начались поиски гармоничного соединения дерева и камня. Мастера пробовали инкрустировать изделия с геометрической и рельефной резьбой вставками из полированного камня, но теплое дерево не сочеталось с холодным благородством минерала. Тонировали древесину резных изделий в цвет камня – уходили теплота дерева и сияние резьбы. Применяли золочение изделий по контуру и тонировку, но и это не приносило гармонии. Поиски привели к росписи инкрустированных камнем деревянных форм. Первые расписные тарелки были выполнены алтайским художником Анатолием Петровичем Веселовым. Он ввел в элементы росписи «звериный стиль», орнаменты скифов, древних тюрков, алтайцев. Новые изделия инкрустировались одним круглым камнем в центре, а роспись была созвучной по цвету этому камню, раскрывая его красоту и подчеркивая природную выразительность минерала. Следующие тарелки для росписи Виктор Николаевич Лихачев, автор изготовления тарелок и каменных вставок, выполнил уже инкрустированными камнями и в центре, и на полях. Так рождались первые композиции и первые произведения уймонской росписи. Менялись формы вставок, количество и размер, все это позволяло придавать изделиям разнообразие и усиливать акцент как на края, так и на центр тарелок. В Уймонскую роспись включали и элементы «звериного стиля». В Сибирском Рериховском обществе проходила в то время выставка по археологии Алтая в сотрудничестве с известным археологом Владимиром Дмитриевичем Кубаревым. Древние экспонаты из раскопанных курганов можно было увидеть, приобщиться к наслоениям культуры прошлых веков. Как писал великий русский художник и археолог Николай Константинович Рерих в очерке «Одеяния духа»: «Каждая черта старого орнамента полна векового значения». Из многовековых наслоений культуры прошлого были созданы лучшие образы в «зверином стиле», в орнаментах и петроглифах древними народами, населявшими благословенный Алтай, воспетый сказителями-кайчи, поэтами, писателями и художниками нашего времени. «Именно через творчество, через искусство – рассказывает Виктор Николаевич – мы можем воскресить эти богатства Алтая, сокровенность его прошлого и несказуемость будущего».

Так в уймонской росписи началось творческое раскрытие наследия Алтая. В течение двух лет Анатолий Петрович в сотрудничестве с Виктором Николаевичем разрабатывали новые образы, сочетания «звериного стиля» и орнаментов, вписывая их в разные минеральные композиции, добиваясь гармонии и цвета и линии. В 2010 году у А.П. Веселова появляется первый ученик – Данила Викторович Лихачев. Молодой автор быстро освоил новое направление и стал вносить свои приемы и творческое видение в темы уймонсокой росписи. Все это время роспись выполнялась на круговых изделиях и достигала ювелирного совершенства в последующих работах, но ограниченность формы и пространства, в том числе и для каменных вставок, сковывала авторов росписи. Идея новых форм изделий для уймонской росписи становилась очередным этапом ее развития. В 2012 году в творческий коллектив влился еще один автор росписи – Наталья Николаевна Савицкая. Человек талантливый, творческий, разносторонний, она освоила и уймонскую роспись. С ее приходом возросло количество расписанных тарелок, что позволило осуществить идею о новых формах панно для росписи. Осенью 2012 года коллектив «Самоцветов» пополнился еще одним самобытным автором. Ирина Викторовна Царенко из села Мульта включилась в работу коллектива, внося свой опыт и свои наработки в технику росписи. В феврале 2013 года Виктор Николаевич создает первое панно ассиметричной формы, которое успешно расписывает Н.Н. Савицкая, Это положило начало новому этапу развития уймонсокой росписи. Весной 2013 года Марианна Владимировна Яцышина, профессиональный художник по габиленами ковроткачеству, исполнила первые росписи панно и тарелки в технике уймонской росписи. Она обогатила изделия ковровыми элементами и мозаичностью гобеленов.

Так складывался коллектив художников, авторов-исполнителей изделий в технике уймонской росписи. Каждый вносил свои приемы, умение и знания. Все это слагалось в общую копилку опыта и обогащало каждого из авторов возможностью взаимообмена и взаимообучения. Началась интересная творческая работа по развитию и утверждению направления уймонской росписи в жизнь. Рождались новые формы, новые темы и образы, ширился ассортимент изделий, их многообразие и неповторимость. Время показало, что у творчества нет границ и пределов, бесконечно разнообразие сочетаний минералов, сюжетов, орнаментов, линий, цвета и форм в произведениях уймонской росписи.

Сегодня получило развитие и еще одно новое направление – валяние – войлочные панно с минералами в кедровых рамах, расписанных, а также мини-панно из войлока с минералами и кованой медью в кедровых рамах.

После осмотра экспозиции выставочного зала нас ждала и прогулка по усадьбе мастера, где положено начало формированию «Сада Камней». Визитной карточкой экспозиции под открытым небом являлся «каменный фонтан», основание которого составляли, сложенные в несколько уровней выделанные природой чудо-камни, уникальные по цвету, форме, размерам, химическому и минералогическому составу. Среди которых есть: мраморы, яшмы, кварциты, серпентиниты, порфиры, порфириты, нефрит, тулит по эпидозиту, оникс, кварц, кальцит, арагонит, офит и другие. Во время работы фонтана, камни от падающих брызг намокают и, словно преображаются, удивляя гостей невероятной палитрой красок.

Любуясь всем этим «каменным ансамблем», что располагается на усадьбе выставочного зала, так и хочется спросить про каждый экспонат, узнать его название, запомнить и обязательно найти в природе такой же, пусть небольшого размера образец.

«Лучами» от фонтана расходятся дорожки, вдоль которых расставлены огромного размера диковинные камни: блоки яшмы, кварцита, мрамора, кварца, тулита по эпидозиту, брекчии и конгломерата, серпентинита. Их можно долго разглядывать, трогать, слушая рассказы Виктора Николаевича о том, какими минералами и горными породами сложен Алтай. Особенно интересны его повествования в стиле приключенческого романа о самом процессе поиска горных пород и способах доставки их образцов в мастерскую.

Виктор Николаевич поведал, что самую большую яшму выдергивали из русла горного ручья при помощи трактора, затем волоком тянули метров пятьсот до тракторной телеги, и едва подняли трактором в кузов.

«Шилкинский кварцит выносили на носилках вчетвером по круто падающему ручью (метров 1500) по камням и обломкам с многими перерывами, так как вес блока был около 200 кг. Каждый большой камень дается нелегко и требует разных подходов. Красную яшму вытягивали на железных, специально для этого сваренных санях с помощью ручной лебедки и кедровых брусьев. Самое главное – это пробиться к камню на какой-нибудь технике. А если не получается – тогда и волоком, и перекатыванием, и рычагами и носилками, или санями…»

Теперь мы частые гости «Самоцветов», и каждый раз, покидая усадьбу Виктора Николаевича и сжимая в руке очередной чудо-камешек, подаренный мастером, мне думается, что творческому поиску, «полету мысли» и «дару озарения» научиться невозможно – с этим надо родиться. Но самосовершенствование и самовоспитание подвластно каждому из нас, надо только начать «задавать себе вопросы» и постоянно «работать над собой».

А еще, я с университетской скамьи помню рассказы наших преподавателей по геологии. Они говорили, что самый лучший природный «музей камня» – это галечные пляжи горных рек, где можно найти горные породы и минералы, которыми сложен бассейн этой реки.

река Коргон
река Коргон

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина, фото автора



"

Жизнь — мираж. Тем не менее — радостным будь. В страсти и опьянении — радостным будь. Ты мгновения жил — и тебя уже нету. Но хотя бы мгновение — радостным будь!
Омар Хайям
"

Related posts