Алтай. Учар: всему свое время!

"Счастья не становится меньше, когда им делишься." Будда

Чтобы утром следующего дня выйти в путешествие к Чульчинскому водопаду как можно раньше мы остановились на ночевку прямо напротив устья реки Чульча, куда прибыли почти ночью. После ужина на скорую руку мы залегли спать. Уже засыпая, я разглядывала в окна ГАЗЕЛи ночное чулышманское небо. Хотя, что чемальское, что чулышманское, что джазаторское – все равно. Но что-то есть такое необычное именно чулышманском небе, присмотритесь и вы.

Попытка прохода к Чульчинскому водопаду у нас вторая. Впервые мы отправились на встречу с Учаром в мае 2009 года. В тот май в долине Чулышмана было жарко, ярко и многоводно. Чулышман был бурный коричневый, даже глиносто-желто-кирпичный.

Свой маленький внедорожник мы спрятали в яме на левом берегу Чулышмана между дорогой и рекой так, чтобы его не было видно с трассы. На лодке мы перебрались на островок, разделенный с правым берегом Чулышмана небольшой протокой, где и поставили палатку. Утром мы вброд перешли правую протоку и направились искать тропу. С тех пор в памяти остались: суваки и оросительные сооружения, что располагались на большой площади между Чульчой и Чулышманом; нитки водопадов, что стекали с уступов левого скалистого борта Чульчинской долины и каскады водопадиков речки Артышту.

Артышту (Атушту, Абышту, Атышту) – река, с алтайского – «имеющий деревянную решетку для сушки сыра».

Дошли тогда мы до этой речки, впадающей в Чульчу справа. Большая вода сбросила бревенчатую переправу, поэтому нам оставалось с сожалением смотреть на тропу, что на другом – противоположном берегу удалялась вверх по долине Чульчи к недосягаемому на тот момент природному шедевру. Река обрезала нашу мечту.

Прошло десять лет, и мы вновь решили повторить попытку путешествия к Учару, правда, на этот раз нас было уже трое.

Водопад Учар (Чульчинский), расположенный на правом притоке Чулышмана – реке Чульча (в 9 км от её устья) – является подлинным шедевром Алтая. Учар – крупнейший каскадный водопад Алтая, имеющий общую высоту падения более 160 м. Название водопада происходит от сочетания слов уч – «три» и ара – «расстояние». Однако его нельзя отнести к водопадам, скорее это водосброс по геологическому уступу. Сам водопад представляет собой огромное нагромождение тёмных камней, среди которых, пенясь и бурля, множественные ручьи пробивают себе путь. Весной, в большую воду, в период таяния снега водопад представляет собой грандиозное зрелище. Учёные считают, что, примерно, 150 лет назад на Чульче произошёл горный обвал, который запрудил реку. Интересно, что русский путешественник Пётр Чихачёв в ходе своей экспедиции прошёл долину Чульчи в июне 1842 г., но никакого водопада не описал. Возможно, горный обвал произошёл 19 июня 1898 г. во время Кузнецкого землетрясения, сила которого достигала 11 баллов.

Еще прошлым вечером мы договорились с мотористом о времени и месте переправы. В шесть часов утра мы проснулись, я напекла лепешек, мы позавтракали, насыпали в рюкзак чемальских яблочек и вышли к переправе. Желающих погрузиться в Чульчинскую сказку было много. Мы переправились последними, поэтому все участники нашей сборной были, впереди и их разноцветные ветровки были для нас неким ориентиром тропы. Около часа мы шли по довольно низкой каменистой местности с низкотравной степной растительностью. Здесь хорошо сохранились элементы древней оросительной системы, частью которой были суваки (каналы).

В древние времена долина Чулышмана использовалась в земледельческих целях. Об этом свидетельствуют остатки оросительных каналов по правому и левому берегам реки Чулышман. Воду в каналы отводили из мелких рек – боковых притоков Чулышмана. Некоторые из выявленных каналов имеют протяжённость до 3 км. С их помощью орошались ровные участки надпойменных террас. Сегодня остатки древних оросительных систем можно наблюдать в местах впадения в Чулышман рек Тиланду, Тура-Хая, Чульча. По устным преданиям, каналы-суваки возведены кара-китаями (историческое название – кидани), которые в первой половине 12 века совершали походы против енисейских кыргызов (хакасов), которые владычествовали на этой территории. Вот как описывал суваки В.В. Сапожников, путешествуя по долине Чулышмана в июле 1895 года: «Около редких аилов в две-три кошемные юрты можно видеть более совершенные арыки. Какой-нибудь ручей перехватывается у самых скал деревянным желобом и пускается в уложенную камнями канаву, последняя, проходя к орошаемому полю, разветвляется обыкновенно на два рукава, которые огибают поле с той и другой стороны. В месте разветвления положен большой камень, передвижением которого можно направлять воду в тот или другой рукав». (Фотопутеводитель АлтайАвтогид «Путешествие в Чулышманский каньон», Шадрина О.)

За нашей спиной оставалась долина Чулышмана, справа была приустьевая часть реки Чульча. Солнце было где-то там – за левым бортом Чульчинской долины и выход его был еще совсем не скоро. Вскоре тропа стала карабкаться на правый борт чульчинской долины: с этого времени и вплоть до самого Учара, она к реке не спускалась. В некоторых местах движение по довольно натоптанной тропе было сопряжено с выбросом адреналина. Особо опасно мне было идти по тем участкам, где тропа пересекала ледниково-озерные отложения, состоящие из чисто глинистых масс. Часто сама тропа была ориентирована под наклоном, поэтому приходилось все время смотреть под ноги. В тех местах, где тропа выравнивалась, я старались максимально обозревать окрестности. Где-то с середины путешествия видимый пейзаж был настолько привлекательным, что заставил нас остановиться, сделав паузу в путешествии, и снимать.

Левый борт чульчинской долины был темным – он находился в тени. Ближе к полудню солнечный свет по логам левого борта стал пробиваться, образуя световые потоки, которые были хорошо видны с тропы. С каждым часом площадь освещенности правого борта, где пролегала тропа, увеличивалась. Но сама Чульча протекала в глубокой тени.

Чульча – крупный правый приток Чулышмана – берёт начало из высокогорного озера Иты-Куль, что расположено на Шапшальском хребте. Протяжённость реки составляет 180 км, площадь бассейна – 2390 км². На реке несколько сложнейших каньонов. В отличие от других рек, в Чульче полностью отсутствует рыба. Чульча мало изучена и труднодоступна для спортсменов – водников и туристов. Однако интерес каякеров к ней возрастает с каждым годом. Тем более, достопримечательностей в долине реки немало. Чульча течёт по горному району с твёрдым кристаллическим основанием, которое трудно поддаётся эрозионным процессам. В результате, кроме нескольких участков верховий реки, характеризующихся естественными углублениями земной поверхности, Чульча почти повсеместно течёт в узкой, слабо разработанной долине. Одним из проявлений молодости речной долины является обилие высоких водопадов на притоках Чульчи и на ней самой. Особо интересен для туристов-водников Большой Чульчинский Прорыв – каньон, протяжённостью 13 км со средним падением 17,5 м/км. В Прорыве есть несколько непроходимых участков — это завалы, где река перегорожена почти полностью огромными глыбами скал. В средней части Прорыва есть несколько сложных порогов водопадного типа, вертикальное падение которых до 2 м.

Помимо преодоления сыпучих склонов V- образной Чульчинской долины, на пути к Учару были и другие препятствия в виде 3- х речек и сухого лога, где, по всей видимости, в период половодья и обильных дождей, водоток все же есть. Самая бурная речка, преграждавшая нам путь это Артышту. Через нее сооружена вполне надежная бревенчатая переправа. Ее мы благополучно преодолели. Второе препятствие было у ручья, который водопадом преодолевает отвесную скалу. Эту же скалу, но восточнее водопада, и нам пришлось преодолеть. Здесь созданы металлические скобы на скалистом участке и натянуты канаты для страховки. Первый раз нам с Ярославом потребовалась помощь Славы. А в обратную сторону каждый из нас преодолел это препятствие самостоятельно. Перед самым Учаром тропа спускается со склона и идет уже берегом Чульчи. Здесь много мест для съемки, поэтому можно найти и свой отличный ракурс. Наконец мы вышли к основной обзорной площадке, где уже находились все участники нашего путешествия. Среди них было несколько семей с детьми. Осмотревшись, мы выбрали место для пикника. Целый час мы наслаждались буйством воды, пробивающейся через огромного размера черные каменные блоки. Я рассматривала картинку целиком и по частям, то прыгала по камням в поисках своего лучшего кадра, то тихо сидела, стараясь записать глубоко на подкорку все это грандиозное зрелище. В какой-то момент я обернулась в противоположную водопаду сторону, и, вот он – кадр! Его я и искала!

Старый обожженный молнией ствол лиственницы являл собой «стража» этой местности. Он стоит в первой линии древесной растительности. С разных ракурсов укладывается в образ лешего. Черный силуэт на фоне желтых крон, стоящих за ним деревьев, выглядел очень эффектно.

В обратный путь мы выдвинулись позже всех. Было светло, тепло и ярко. Особо «опасные» участки, мы преодолели без особого напряжения. Повсюду летали ожившие к полудню клопы. Чульча, освещенная солнцем, заблестела серебром. Из-за сплошных порогов, шивер, сливов, она в этом путешествии запомнилась нам как серебряная река. В процессе путешествия мы пили воду из всех речек, что были на нашем пути, воспринимая их не преградами, а источниками живительной воды. В сухом логу мы долго веселились, шурша опавшими желтыми листьями.

У огромных валунов, что встречались по дороге, мы искали исполинские образы. Особо на обратном пути мне запомнился вечерний пейзаж, которым нас встретила долина Чулышмана. Через темно-серые тучи, пробивая серую дымку, падал на днище каньона пучок солнечных лучей. А черные силуэты бортов Чулышманской долины укладывались в профили здешних богатырей.

Усталость почувствовалась в момент ожидания лодки для переправы. Лодка наша шла против течения, да еще и преодолевала небольшую шиверку. Но адреналин в организме кончился, а спусковой крючок эмоции, заел где-то в головном мозге…

Мы доковыляли до машины, разулись и раскинулись в креслах…

В голове крутились мысли о том, что день был чудесный, яркий, счастливый, насыщенный впечатлениями. Отснято просто невероятное количество кадров. Отступили сожаления о том, что десять лет назад мы не смогли увидеть это чудо природы. Видимо, тогда мы не были готовы к встрече. Всему свое время! В 48 все только начинается.

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина, фото автора

"Не подражайте другим. Найдите себя и оставайтесь собой, ведь «зависть — это невежество», а «подражание — самоубийство». Дейл Карнеги"