Алтай. Святилище Сетерлю…

"Смерть есть одна из иллюзий слабого человеческого разума. Ее нет, потому что существование атома в неорганической материи не отмечается памятью и временем, последнего как бы нет. Множество же существований атома в органической форме сливаются в одну субъективно непрерывную и счастливую жизнь — счастливую, так как иной нет." Константин Циолковский ZMEY
Время на прочтение: 6 минут(ы)

Алтай. Святилище Сетерлю…

Чтобы прикоснуться к древностям Алтая в прямом смысле этого слова, можно посетить древние урочища, где осмотреть скалы с петроглифами. Наблюдая за туристами, интересующимися древними наскальными рисунками, могу сказать, что почти все при осмотре древних рисунков прикасаются к скалам ладонью и водят пальцем вдоль линий рисунка. Возможно, все эти действия интуитивно делаются для того, чтобы ощутить «энергетику» древней писаницы и приобщиться к «ваянию древнего мастера или охотника» – человека, явно творческого.

Далеко ходить не буду – я сама всегда не только осматриваю и тщательно фотографирую петроглифы, но и, пытаясь разгадать загадку творца, прикасаюсь к наскальным рисункам рукой. Поверхность скал, на которой начертаны рисунки, разная, но чаще всего она гладкая, даже лоснящаяся, как и в случае с петроглифами Сетерлю.

Природно-историческое святилище Сетерлю (Суттерлю, Сатырлы) расположено в Каракольской долине, которая изобилует петроглифическими комплексами, играющими в свое время роль исторических святилищ. Название и урочищ (на карте показано урочище Сатырлы, уходящее вправо от Каракольской долины) и святилища происходит от монгольского слова «сэтэр» (на алтайском – кыйра) – ритуальная лента, привязываемая на гриву лошади, посвященной горам (духам).

Скала с петроглифами возвышается в наиболее узком месте Каракольской долины, по которой протекает заболоченная речка Сетерлю. Первая надпойменная терраса совсем узкая, по ней проходит, прижавшись к скале, дорога между селами Бичикту-Боом и Боочи. Ниже скалы небольшой родник, а рядом с ним священная лиственница. Скала, где выбиты петроглифы – отвесная, имеющая уступ внизу – как указывают исследователи – признак, характерный для природного святилища. Поверхность вертикальной плоскости камня имеет темно-коричневый цвет и, как утверждают ученые, была заровнена. В некоторых местах она даже была искусственно залощена до блеска и имеет следы жирового покрытия. Изображения выбиты сплошь и покрывают почти всю поверхность камня. Большинство рисунков – это олени с характерными рогами, козлы с двумя параллельными полукруглыми рогами и бараны, изображенные всегда с одним круто загнутым рогом. Встречаются отдельные антропоморфные фигуры, изображения собак и лошадей. Все фигуры направлены головой вправо, то есть они бегут, скачут с юго-запада на северо-восток. Скала расположена так, что фактически весь день она освещена. Для этого памятника характерна еще одна особенность: животные расположены вереницами друг за другом, тремя длинными рядами. Ученые предполагают (Мартынов А.И.), что начало функционирования этого святилища относится к пазырыкской культуре скифо-сибирского мира, к середине-второй половине 1 тыс. до н.э. Большинство рисунков относится к гуннскому времени – к началу и первой половине 1 тыс н.э.

Мы отправились искать петроглифы Сетерлю зимой 2015 года. В интернете я наткнулась на фото этой писаницы и комментарии пользователя. Фото меня поразило тем, что весь кадр, охватывающий приличный участок скалы был полностью исписан маленькими, небольшими по размеру и довольно крупными рисунками. Не долго думая, мы собрались в экспедицию и зима в этом деле совсем не стала помехой.

День был пасмурный, ветреный и морозный. Пейзажная эстетичность местных ландшафтов была низкой, но для съемки петроглифов пасмурная погода сыграла положительную роль. Добравшись до села Каракол, мы свернули с Чуйского тракта в направление села Бичикту-Бом. Сначала осмотрели широко известные в определенных кругах Бичикту-Бомские петроглифы. Скалы на окраине села Бичикту-Бом, как отмечают ученые, обладают всеми условиями для создания здесь писаницы. Поверхность скальных обнажений достаточно гладкая, мягкая и удобная для нанесения изображений. Они обращены к югу и хорошо освещены солнцем. Сама местность, включающая горы, писаные скалы и окружающее пространство не только живописны и зрелищны (обращены к живописной долине реки Каракол), но и, по мнению исследователей, являются носителем исторической и эпической памятью народа.

Осенью 2016 года в окрестностях села Бичикту – Боом онгудайские историки-любители Борис Киндиков и Айбек Чекурашев, исследуя горный массив, наткнулись на уникальную древнетюркскую надпись. На куске камня, отколовшегося от одной из близлежащих скал, было начертано 68 рунических символов. Как утверждают исследователи, это самая длинная древнетюркская руническая надпись, найденная на территории Горного Алтая. Смысл начертанной фразы звучит примерно так: «На вечной скале пишу. У хозяев местности здоровья и долгой жизни прошу».

Осмотрев петроглифы Бичикту-Бома, принадлежащие к различным историческим эпохам (гуннскому времени, рубежу нашей эры, древнетюркскому периоду, периоду вхождения Горного Алтая в состав Уйгурского ханства и др.), мы двинулись дальше.

На вершине бома, который указывался в описании местонахождения, у километрового указателя мы остановились, худо-бедно припарковались, благо движения по дороге почти не было. И при визуальном осмотре уже с дороги мы сразу увидели искомую скалу. Рисунки были великолепны и впечатлили нас как своим обилием, расположением на скальном полотне, сохранностью, так и техникой исполнения. Нас поразили и четкие контуры петроглифов, и какая-то особая прорисовка небольших и, особенно, маленьких по размеру рисунков, и некая композиционность всего скального петроглифического полотна. Внизу, так же как и в Калбак-Таше показан древним художником ряд крупных оленей. В правой части исписанного каменного полотна хорошо выделялись ритуальная сцена охоты, где маленький охотник целится луком в крупную фигуру оленя.

Несмотря на озябшие руки, мы пытались вникнуть в изображенные сюжеты писаницы и, отсняв все, еще долго вглядывались в отдельные элементы писаницы.

Если не брать в расчет унылую погоду, то сама Каракольская долины в этом месте была весьма живописной. Ровное днище долины, где протекает река Каракол, имея здесь несколько рукавов, поросло кустарником и лиственными рощицами; четкие и даже резкие борта долины заметно сужают ее в этом самом месте; безлесные лога расходятся в боковые стороны от магистральной долины. Эту красоту мы неоднократно снимали ранее и в осеннее и летнее время, не догадываясь о наличии здесь столь необычной писаницы. Видимо, всему свое время. Уезжать домой не хотелось, поэтому мы решили проехать до села Кулада и осмотреть каменные изваяния у местного музея.

У коренного населения Алтая Каракольская долина издревле считается священной. Здесь сохранены следы афанасьевской, каракольской, скифской и тюркской культур. Здесь расположены многочисленные группы древних курганных захоронений, у которых возвышаются каменные стелы-менгиры, балбалы, родовые камни. Скалы у подножия священных гор еще хранят наскальные рисунками. Среди них исследованный экспедицией Горно-Алтайского университета комплекс с наскальными изображениями в урочище Кызыл-Тал, что в окрестности села Кулада. Наскальные рисунки имеются и в долинах, отходящих от скал Бичикту-Бома, в долине Тенеш, и на скалах у ручья Талда, у села Боочи.

А еще в литературе я вычитала, что на левом берегу реки Каракол, в 2 км от села Бичикту-Боом, находится гора Кара-ту (Кара-Ту). Название горы переводится как «черная, с густым хвойным лесом, высокая гора». На этой горе сохранились наскальные рисунки, свидетельствующие о ее значении как охотничьего святилища. Гора Кара-Туу до сих пор является культовым объектом местных алтайцев. На эту гору запрещается подниматься женщинам и охотится на зверя. На подножье горы расположены тагылы – культовые объекты, где проводятся весенние и осенние молебны (мÿргÿл).

Между двумя урочищами Верхний и Нижний Сетерлю (Ÿстÿги ле Алтыгы Сетерлÿ) есть священная гора Кызыл Кодьогор (Кызыл Коjогор) высотой 500 м, что в 800 м от села Боочи. Название горы с алтайского языка переводится как «красный большой выступ». На вершину этой горы запрещено подниматься женщинам.

Каменные изваяния Куладинского музея действительно достойны внимания, они явно относятся к тюркскому времени, так как имеют все атрибуты каменных изваяний той эпохи: черты лица, руки, пояс и др. Музей был закрыт, тревожить его хозяйку не хотелось, и мы, осмотрев изваяния, отправились обратно. Найти музей в небольшом селе не составляет сложностей. После въезда в село и переезда через реку, у магазинчика (что справа), сверните на улицу влево. Дорога выведет вас к музейным зданиям, где кроме каменных изваяний на огороженной территории находятся коновязи и каменное обо. На въезде в село в летнее время есть таблички с контактным телефоном хозяйки музея. Вообще, село Кулада, основанное в 1700 году, находится в 7 км от села Боочи, располагаясь у «подножия горы Уч-Энмек». Людей издревле привлекала красота этих мест, обилие речек и родников. В селе Кулада до сих пор чтут и сохраняют древние традиции духовной и материальной культур.

Этот пасмурный и блеклый зимний день, был наполнен яркими впечатлениями, настолько, что унылые пейзажи, мелькающие в окна машины, совсем мне не запомнились. Перед глазами стояли картины древней живописи Сетерлю и Бичикту-Бома. Сознание « включилось» на Семинском перевале, где остановившись на перекус, мы наблюдали, как крупные черные вороны «вежливо крали» орешки из стаканов, стоящих на столиках местных торговцев, причем, делали это птицы, не торопясь и по очереди. Эти черные вороны напомнили мне московских серых ворон, пешком разгуливающих по улицам и площадям столицы, «натянув на себя роль столичных смотрителей».

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина, фото автора

 

Источник






Поделиться ссылкой:

Единый Указатель Ресурса: https://zmeinogorsk.ru/altaj-svjatilishhe-seterlju/

Related posts

Leave a Comment

8 + четыре =