Алтай. «Сказка – ложь..», всегда ли?

"Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя." Лев Толстой ©

Алтай. «Сказка – ложь..», всегда ли?

«Сказка – ложь, а в ней намек…».

Все мы знаем эту фразу, но то, о чем пойдет речь ниже, соответствует этой фразе частично. Слово «ложь» по отношению к алтайским сказкам, трактуется без негативной окраски. Ложь в алтайских сказках и сказаниях используется в значении «вымысел». Согласно верованиям алтайского народа, «вымысел» исходит из эмпирического миропонимания и обрядовой действительности.

Таким образом, получается, что сказки местного населения Алтая – это инструмент, способный устанавливать гармонию между человеком (его образом жизни и мысли) и окружающей действительностью, что в конечном итоге приводит к внутренней гармонии, то есть к пониманию самого себя.

Или так:

«Алтайские сказки и сказания создают условия для полного погружения в культуру народов, населяющих Алтай».

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Мы же, знакомясь с алтайскими сказками и сказаниями, приходим к пониманию, что основная мысль сказок есть не ложь, а правда, которая помогает в реальной жизни местного населения.

Несколько лет назад я познакомилась с произведениями алтайского сказителя – Н. К. Ялатова. Его сказки запали мне в душу. Содержание нескольких я помню наизусть. Особенно впечатлило меня сказание о Бугузунском источнике. Имея некоторые проблемы со здоровьем, я загорелась идеей посетить источники. Но летом 2021 года по стечению обстоятельств мы не смогли туда попасть.

Река Бугузун. фото Ольга Шадрина
Река Бугузун. фото Ольга Шадрина

Само сказание построено на стыке реальности и фантастики. Причем, реальность в этом произведении преобладает над фантастикой. Да и фантастика здесь привлечена как прием, усиливающий силу воздействия реальной действительности.

Реальность сказания заключается, прежде всего, в том, что источник, о котором идет речь, на Алтае существует. Свойства его проверены временем и поколениями людей. Местность, где происходят события сказания, тоже реальны.

Сказочным персонажем на первый взгляд является соглавная героиня произведения — хозяйка источника. Да, и в ее образе лишь часть фантастики. По алтайским поверьям природные объекты, такие, как: горы, реки, водные источники и др. – одухотворены. Они имеют духа-хозяина.

Сказка «Аржан Бугузуна» описывает нам процесс общения обычного алтайского охотника и духа-хозяйки источника. На мой взгляд, основным в сказке является то, что хозяйка источника устами алтайского сказителя, настоятельно простит охотника распространять среди людей знание о целительной силе воды Бугузуна и больше приводить к нему людей. Получается, что сама природа заинтересована в здоровье населения. Люди в любом случае – это часть природы.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Сказка о Бугузунском источнике до меня донесла следующее.

Первозданная природа Алтая имеет целительную силу. Она оказывает на человека не только эмоциональное влияние, но и способна гармонизировать психическое состояние человека и настроить его на позитив, что в свою очередь, создает условия для оздоровления его физического состояния. Оздоровление идет через воздух, воду, травы и местные продукты.

Но, чтобы «использовать» Алтай в качестве средства оздоровления, надо сгармонизироваться с ним. Для этого надо познакомиться с культурными особенностями населения, живущего здесь веками и тысячелетиями. Они- то знают, как использовать силу природы во благо человека.

Природа является для человека не только объектом эстетического наслаждения, но и источником его здоровья. Для этого надо научиться вести работу с самим собой. Надо научиться преодолевать леность, эгоизм, злобу, зависть. Именно этому учит нас эмпирический опыт живущих здесь людей.

Если ты хочешь излечиться, ты должен изменить образ мыслей и жизни.

И еще, помни:

«Тебе помогли – ты должен помочь другим».

Река Бугузун. Фото Ольга Шадрина
Река Бугузун. Фото Ольга Шадрина

Итак, действия этого сказания, рассказанного известным алтайским сказочником, уроженцем села Апшыйакту – Ялатовым Николаем Кокуровичем, происходят в районе Бугузунского источника.

Аржан Бугузуна

Прежде, в долине реки Чуя, жил человек по имени Анчы. Шесть детей у него было. Сильно болела у него печень. В один из дней сказал он жене, что пойдет на охоту и стал готовить свое ружье.

— Ты куда собираешься? – спросила у него жена.

— Пойду охотиться.

— А если в безлюдном месте ты сляжешь (умрешь), что будет?

— Нет, если я буду просить у Алтай-Кудая благословение, может, и поправлюсь.

Анчы, взяв немного провизии, отправился охотиться. Неизвестно сколько он ехал, но приметил одну гору, поднялся на нее. На той горе – скала-камень возвышалась. На ее краю стоял крупный черный марал. Анчы того марала поранил выстрелом из ружья. Истекая кровью, марал убежал за середину горы. С седловины горы охотник посмотрел: недалеко на открытой поляне, в русле реки, в воде стоял марал. Анчы, намереваясь дойти до того места, где стоял марал, спустился с горы. Подошел, а из-под той скалы-камня с глубокого русла бил аржан-ключ. Спешившись, помолился Анчы, чтобы попить воды, наклонившись, увидел, что-то непомерно ярко светящееся. Посмотрел вперед — у истока воды стояла очень красивая девушка. Ее одеяние были из золота и серебра. Вся она сверкала и сияла, от чего светилась земля. Никогда не видел Анчы такую красивую девушку и даже испугался. Та девушка сказала Анчы:

— Вы, придя на Алтай, без благословения Алтая-Кудая, почему стреляете в марала? Моего коня застрелили. Ну, мне повезло, я его исцелила.

Анчы испугался, взмолился и говорит:

— Простите меня за мой поступок. Я ошибся, теперь никогда так не буду охотиться, не буду стрелять в марала!

— Ну, сам ты человек больной. Своего коня я исцелила и тебе помогу.

— По этому месту вниз пойдешь, там внизу река есть. На берегу той реки сделай становище, валежник собери и из его сучьев разведи костер. Добудь там самца тарбагана.

Река Бугузун. Фото Ольга Шадрина
Река Бугузун. Фото Ольга Шадрина

Анчы сделал все так, как велела девушка. Около полумесяца он там жил. Даже когда ел мясо, его желудок не болел. Провизия его была хорошей.

Перед тем, как ехать домой, Анчы пошел на аржан. Девушка та снова стояла у его истока и сияла. Помолившись, Анчы хотел испить воды, но девушка говорит ему:

— Ты будешь приезжать сюда три раза. Сегодня, перед тем как ехать домой, здесь отстрели двух тарбаганов и вези с собой, ими корми своих детей. Если будет встречаться больной человек, непременно вези его на этот аржан.

Как посоветовала та девушка, Анчы, отстрелив двух тарбаганов, поехал домой, детей своих накормил мясом тарбаганов. Сам в течение нескольких лет, сопровождая людей с болезнью в печени и желудке, их приводил на этот аржан.

Анчы сам приехал на третий год. Та девушка-хозяйка аржана ему все показывалась, разговаривала с ним. Перед прощанием девушка сказала:

— Ту священную гору видишь? Ту каменную россыпь, скалу-камень? Если пойдешь по ходу солнца, на стороне заката солнца, на западном краю будут двери, если туда зайдешь, не разводи огонь, перед тем как идти, сваришь чай и туда принесешь! Встретимся, поговорим.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Анчы пришел. Та девушка вышла навстречу к нему с переднего угла и сказала Анчы:

— Ну, чай твой, еда твоя хорошие, угощение прекрасное! Теперь под тот мох, на котором сидишь, просунь свою руку, оттуда возьми одну горсть песка, его завяжи в платочек, вези домой, если будешь класть в кипяток и пить, он тебе будет лекарством, как вода из этого аржана. Когда сам исцелишься, не бросай больных людей, их приводи на этот аржан.

Анчы смотрит: мох этого места, на котором он сидит, как ковер, с красивыми-красивыми цветами, их цвета разные-разные. Просунув свою руку под этот мох, взяв горсть мягкого песка, как шелк, завязав в платочек, повез домой. Так как было сказано, Анчы пил и исцелился. С того времени этот аржан стал самым почитаемым аржаном».

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Фото автора

Друзья, вышло 2 переиздание фотопутеводителя по сказочным местам Чуйского тракта

Алтай. «Сказка – ложь..», всегда ли?

Заказывайте, вышлю почтой

Ольга Шадрина

Related posts

Leave a Comment

пять × 5 =