Алтай! Скала «Сталина»!

"Никогда не делает ошибок только тот, кто не пробует ничего нового." Альберт Эйнштейн

Желтые ирисы, лик спящего богатыря, скалы горы Кыс-Таш, каменные чаши и невероятный вид на долину Катуни – все это в одной прогулке.

фото Ольга Шадрина

На скалу, что располагается на левом берегу Катуни, ниже Еландинского порога, напротив села Еланда невозможно не обратить внимание. Она притягивает взгляд каждого путешествующего Чемальским трактом, прежде всего своей необычной формой, высотой, отвесностью, цветом, расчлененностью. В долину Катуни она выходит своим отвесным восточным склоном, точнее, она образует левый борт ее долины. Цвет породы, слагающий гору – серо–синий в сухую погоду и темно-синий в сырую. Породы, слагающие гору – известняки и мраморизованные известняки. Именно они то и определяют цвет скал и их форму. Особая расчлененность этого массива создает эффект башен, колонн и иных причудливых форм. Это гора в своей центральной части имеет глубокое ущелье, названное геологами «желоб-каньоном». И этот желоб-каньон имеет свое собственное название – Еландинский левобережный желоб-каньон и статус памятника природы республиканского значения.

Желоб-каньоны является одной из примечательных линейных поверхностных форм, напоминающих вид тесного ущелья. Еландинский желоб-каньон находится на левом берегу реки Катунь в скалистом известняковом массиве Семинского хребта против села Еланда. Желоб образовался в известняках кембрия. Он вытянут в направлении юго-восток – северо-запад более чем на 100 метров. Борта желоба круты и обрывисты, глубина 20 – 60 метров. Он опускается к долине Катуни под углом 60 – 70 °. Желоба подобного типа расчленяют массив на отдельные блоки и придают им вид своеобразных замков и высоких башен.

Фото Ольга Шадрина

Уже лет двадцать я знаю другое название этой скалы – гора Кыс-Таш или «Девичья скала», а если дословно – «Девичий камень». Название это я узнала из уст местного жителя, которого мы подвозили до Еланды. Тогда он нам рассказал легенду, действия которой были связаны с этой горой. Смысл легенды заключался в следующем.

«… Юная девушка, дабы воспрепятствовать желанию своего отца, выдать ее замуж за богатого и старого бая, взобралась на вершину скалы на коне и бросилась вниз. Но не долетела она до днища долины. Она распалась на множество частиц, которые проросли в этом месте цветами эдельвейсами…»

Эдельвейсы действительно произрастают у скал правого борта Катунской долины в этом месте.

Эдельвейс, фото ольга шадрина

Есть и еще одно современное название у этой скалы – «скала Сталина». Его этой скале дали туристы, отдыхающие на местных Еландинских базах. Объяснение столь необычного названия, по всей видимости, кроется в форме этой скалы. Гора действительно с правого берега Катуни кажется неприступной, мощной, грозной, как, впрочем, и сам вождь «всех народов». Не исключаю, что где-то в очертаниях скалы скрывается и лик Сталина, видимый только избранным. Поговаривают, что туристы совершают восхождение на вершину скалы.

Тогда – лет восемь назад, когда эту информацию я узнала из уст местной жительницы, желания посетить ее вершину у меня не возникло. Я сомневалась в этой возможности. Зимой 2021 года в интернете я увидела любительскую фотографию, сделанную с одной из вершин скалы. На ней было показано село Еланда с высоты и через скальные ворота. Под фотографией была надпись: «Моя родная деревня». Сомнений не было – это село Еланда с одной из вершин горы Кыс-Таш.

– Вот, он – замечательный ракурс на село Еланда – подумала я.

Желание найти заветную точку съемки глубоко засело в голове. И реализовалось оно в самом конце мая 2021 года.

Все сложилось замечательно. Мы с подругой нашли то место, откуда была сделана заветная фотография.

Итак, все по порядку.

Фото Ольга Шадрина

День 31 мая выдался чудесным для путешествия. Мы вместе с моей спутницей Анной выехали из Чемала в полдень и направились Чемальским трактом вверх по долине Катуни. Через полчаса припарковали машину у Еландинского пешеходного моста. По чудо-лестнице мы поднялись на мост и спустились с него, потом круто вскарабкались на левый берег и направились вдоль по дороге вверх по Катуни. Скала Кыс-Таш располагалась прямо по курсу. Через метров 100 осмотрелись и определились с дальнейшим направлением путешествия. Тропинок и дорог в сторону горы не было. Мы решили идти напрямик ко второй террасе. У склона террасы вышли на полевую дорогу с весьма хорошей колеей. Отсюда, у склона террасы открывался вид на Еланду через полянку лесных белых ветрениц.

Тут же Аня обратила внимание на желтые ирисы. Ирисы были действительно чудесные: крупные желтые цветы по два на стебле ярко выделялись среди майского травостоя. Я посмела предположить, что это ирис Потанина (Iris potaninii). Здесь в Чемальском районе я никогда не видела этих ирисов. Дело в том, что в лесном левобережье Катуни я бываю редко, особенно в конце мая – в июне, поэтому и ирисов, никогда ранее не видела. Как оказалось позже, ирисов в травостой левобережья Катуни было много, то есть редкостью они для Чемальской растительности не являлись.

Стоит отметить, что ирисы были не единственным открытием этого путешествия.

За приятными для нас обеих разговорами мы поднялись на вторую террасу Катуни. Вдруг мой взгляд остановился на просвете в левом горном массиве.

– Нам – туда! – подумала я.

Мы посовещались с Аней и приняли решение свернуть влево, не смотря на то, что дорога шла своим чередом в другую сторону. Мы обошли заросшую балку и направились в сторону скального просвета, до которого было «рукой подать». Вскоре под ногами в густом травостое обнаружилась тропа. Мы слегка приподнялись по ней и оказались в небольшом логу. Лог словно частоколом был огорожен и скрыт от посторонних глаз, рощицами берез, сосен и лиственниц. Мы оказались в небольшом по площади пространстве довольно высоко приподнятом над днищем Катунской долины. Здесь есть следы пребывания людей: загородка для хранения сена, бутылки и не из-под кваса. Повсюду конский навоз. В логу хорошее увлажнение, отчего наблюдается высокий травяной покров, хотя менее разнообразный, чем вне лога – на террасе.

Фото Ольга Шадрина

И самое необычное, на что мы обратили внимание, это наличие низких скальных выходов, формой напоминающих чаши. В центре чашеобразных углублений располагался камень. Эти каменные чаши мы долго рассматривали и обнаружили их 3. Наличие каменных чаш – это наше второе удивление или, можно сказать – открытие.

Мы подошли к заветным скалам, проход к ним заслоняли заросли берез и ив. Миновав эту завесу, мы оказались именно там, где я и мечтала оказаться. Перед нами открылись скальные ворота, через которые появился вид на село Еланда и не только. Отсюда шикарно было видно богатыря – спящего богатыря, который хорошо видно с Чемальского тракта. У нас на Алтае, что не богатырь, то Сартакпай. Нам с Аней показалось, что до богатыря отсюда с высоты можно дотянуться рукой.

Все было великолепно, но это был еще не апогей нашего путешествия. Мы поднялись на левую скалу и оказались на чудесной смотровой площадке, где помимо уже осмотренных объектов нам показалась и Катунь, и дорога Чемальского тракта, а также профиль той самой горы, в расщелине которой мы стояли.

Мы находились здесь долго, словно растворились в красоте и гармонии. Время как бы остановилось…

А еще, на левой скале от нашего местонахождения был виден чудесный лик хранителя местности. Взгляд его был направлен в сторону спящего богатыря Сартакпая. Каменный лик не просто смотрит на богатыря, а что-то ему кричит, или зовет, а, нет, он будит спящего богатыря!

Фото Ольга Шадрина

Возвращаясь, я подумала, что буду сюда время от времени приходить.

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Фото автора

"Если тебе тяжело, значит ты поднимаешься в гору. Если тебе легко, значит ты летишь в пропасть. Генри Форд"