Алтай. Санково Поле!

"Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами." Джим Рон

Алтай. Санково Поле!

Словосочетание «Санково поле» мне впервые встретилось в научной литературе после выхода в свет издания «Археологические памятники и объекты Чемальского района» под редакцией Степановой Н.Ф. и Соенова В.И. в 2009 г.

В те годы я увлекалась изучением петроглифов в долине Катуни. А вот необычный массив, что располагается в правобережье Катуни выше устья реки Бельтертуюк, давно уже привлекал мое внимание. Массив этот хорошо виден от начала бома, что отделяет урочище Кызык-Телань от устья реки Бельтертуюк. Он всегда находится в поле зрения, выделяясь своим двухъярусным строением, схожим по форме с тортом. Туристы на экскурсиях всегда делали памятные фото с этой местностью. Но тогда, в конце девяностых и начале двухтысячных, работая экскурсоводом, я еще не задумывалась о прогулке до этого места, тем более, что в юности после 1 курса университета участвовала в пешем инструкторском походе от Онгудая до Куюса. Всему было, как выяснилось, «свое время». Само название – «Санково поле» – мне тогда ни о чем не говорило. В прошлом году, готовясь к очередному переизданию путеводителя по Чемальскому тракту, я вспомнила о том, что там должны быть интересные петроглифы. Подготовка к путешествию в Санково поле началась, а результаты его расставили все на свои места.

Итак, погрузив в машину рюкзаки с продуктами и фотоаппаратурой, мы ранним октябрьским утром выехали в очередное путешествие. Машину оставили на бому у устья реки Бельтертуюк и, облачившись в рюкзачки, двинулись в пеший путь. Тропа, ведущая в эту местность, шла правым берегом реки Катунь, начинаясь от тупика дороги Чемал-Куюс-река Бельтертуюк, она переваливала через два бома, была простой в прохождении и безлюдной, правда следы путешествующих по ней проявляли себя, через оставленные предметы: то очки, то пробитые шины велосипедов. Целью нашего путешествия были наскальные рисунки Санкова поля, правда, где их искать, подробной информации (кроме кратких указаний) я не нашла, поэтому путешествие плавно переходило в рекогносцировочное исследование местности.

Хозяевами всей местности были табуны коней, с достаточно агрессивным вожаком, который не хотел нас пускать в свою вотчину, поэтому пришлось их обходить, дабы не «знакомиться» с реакцией табуна на «чужаков». И даже, очень хорошо, что мы столкнулись с таким «приемом», так как именно «наши обходы табунов» и вывели нас в конечном итоге на вожделенные скалы с петроглифами.

Санковым поле названо самим хозяином этих угодий, о чем сообщали часто встречающиеся надписи на скалах: «Чабан А.А. Санков». Сделаны они по типу древних наскальных рисунков и в тех местах, где они встречались. Уже позднее, я выяснила, что Санков Анатолий Александрович – знаменитый козовод, много сделавший для развития животноводства в республике. Начал работать в 1956 году, первую медаль получил в 1962 г. Сегодня проживает в селе Куюс. Он в течение 15 лет выводил свою породу белых коз – Алтайскую, почти чисто белую. Его белых коз возили в Иран, Ирак, а замороженную сперму экспортировали в Индию.

Вернемся к наскальным рисункам. Их действительно может найти каждый, расположены они по скалам на первой Катунской террасе, то есть в самом юго-западе Санкова поля. В основном это одиночные изображения животных и людей. Сохранность рисунков плохая, исключая одно антропоморфное изображения фаллофора, которое видно сразу и издали. Это местонахождение изображений (всего около 30) названо Окладниковой Е.А. «Тогус-Кан», по названию временно пересыхающего ручья, что расположен поблизости.

Внимательно осматривая скалы, ведущие вдоль долины к югу, мы нашли и известное в узких кругах «каменное панно», изображающее сцену охоты. Оно располагалось в видимой близости от каменной стелы из темно-серого песчаника (видимо, центрального места поклонения «предкам», правда, и на ней все те же уже известные нам по надписям фамилии чабанов). Каменное панно – это композиция рисунков, нанесенных на гладкую, покрытую коричневым «скальным загаром», поверхность. Здесь еще можно рассмотреть изображения всадника на лошади и нескольких горных козлов, но чтобы сфотографировать петроглифы, надо было сильно постараться. Ученые датируют рисунок эпохой раннего железа. Изучались эти местонахождения рисунков в 1979 г. Е.А. Окладниковой. Почти все пространство у скал с петроглифами было занято могильниками (с названием Тогусхан (с 1по 9.)), в основном открытые и исследованные М.Т. Абдулганеевым . Ученые констатировали, что могильники разновременные, есть и курганы афанасьевской культуры и ранних кочевников и средневековые захоронения. Например, памятник «Тогус-Кан – 1» был открыт им в 1983 году, состоит из 22 каменных курганов диаметром до 6 м. Часть курганов имели в центре каменный ящик из плит. В одном раскопанном кургане была похоронена женщина, уложенная на правый бок с подогнутыми ногами, головой на юго-восток. У ряда курганов были невысокие каменные стелы. Некоторые курганы могильников «Тогусхан – 2, 3, 6» диаметром до 7 м имеют по окружности крепиду то из валунов, то из плит и глыб.

Кроме описанных в литературе петроглифов нами отмечены несколько других рисунков, в основном это выдолбленные мелкой точкой рисунки оленей, причем, «этажные»: на рогах нижнего животного, чаще всего оленя, размещалось второе, например, баран или козел. Похожие «этажные» рисунки мы встречали в Канской степи в окрестности села Кырлык. А вот, солярные знаки, описанные в литературе, мы так и не нашли.

Южной географической границей «поля» с петроглифами была замечательная маленькая речка Карасу, струящаяся водопадами по заросшему зелеными мхами склону. Кусты у устья речки были завешаны белыми лентами, что символизирует его святость. Отсюда открывался вид на незнакомую (даже большинству местных жителей), «дикую» долину Катуни, где нет дорог, раскрученных туристических объектов, да и самих туристов крайне мало. Сразу подумалось: «А сколько всего притягательного, нового и интересного она хранит или «охраняет»?»

Все расстояние, которое мы прошли пешком, по нашим данным составляло в одну сторону 5 км, но мы «намотали» значительно больше, о чем совсем не жалеем. Погода стояла типичная для октября месяца: пасмурная, с изредка моросящим дождиком. Природа готовилась к зимнему покою, в атмосфере витала пелена спокойствия и умиротворения. Краски уже глубокой осени «смазывались» в коричневую палитру, но унылостью не отражались на нашем настроении. Хотелось дышать полной грудью и бесконечно идти по тропе, навстречу очередной разгадке алтайской тайны…

Далеко в Чемале остался наш сын, за которым присматривали гостившие у нас бабушка с дедушкой из еще более далекого крупного города. На душе было все спокойно, как и в осенней природе.

Уже дома для себя лично решили, что надо познакомиться с чабаном, чье имя (а это важный факт) на века закрепилось в научной и научно-популярной литературе по археологии Чемальского района.

Древняя земля Чемальского района изобилует археологическими и историко-культурными памятниками и, именно сегодня, как никогда важно все это наследие не утратив, донести до молодого поколения, чтобы его взросление и становление было гармоничным. Если это не в силах сделать наши школы, музеи, то нам, родителям, ведь все по силам!

Путешествия продолжаются…

Ольга Шадрина, фото автора



"

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало. Два важных правила запомни для начала: Уж лучше голодать, чем что попало есть, И лучше одному, чем вместе с кем попало.
Омар Хайям
"

Related posts