Алтай. Русская печь – это «Центр Вселенной»!

"Если вы намеренно собираетесь быть меньшим, чем вы можете быть, я предупреждаю вас, что вы будете несчастным всю оставшуюся жизнь." Абрахам Маслоу

Алтай. Русская печь – это «Центр Вселенной»!

7 июня 2017 года мы выехали из села Чемал в очередную плановую экспедицию к Телецкому озеру. Первая остановка у нас случилась в селе Советское, Чойского района. У рекламного щита «Музей русского быта», установленного на обочине автотрассы Горно-Алтайск – Артыбаш, мы свернули влево, где остановились у небольшого сельского здания местной библиотеки. На ступеньках этого заведения были расставлены когда-то бывшие в употреблении берестяные туески различных размеров.

Нас приветливо встретила хозяйка библиотеки и основательница музея русского быта – Екатерина Григорьевна Рехтина. Мы с мужем напросились на экскурсию и, взяв в руки по фотоаппарату, вошли в одну из двух комнат помещения, что были отведены под музей. Вот только снимать нам было некогда. Как завороженные мы стояли и слушали изумительно красивую, даже напевную, речь Екатерины Григорьевны. Вот оно – народное естество русского человека! Это была не лекция, а мастерский спектакль одного актера. Двигаясь по комнате от стеллажа к стеллажу, хозяйка музея, словно, «надевала» на себя один образ за другим. Невероятно живые, с молодым огоньком, глаза Екатерины Григорьевны притягивали наше внимание настолько, что мы позабыли про то, что изначально отводили на посещение музея час времени. Демонстрируя каждый предмет русского быта переселенцев, Екатерина Григорьевна, рассказывала нам как его историю, так и роль в повседневной жизни русской крестьянской семьи того времени. К каждому предмету, который из-за размеров не помещался в ее руках, хозяйка заботливо прикасалась рукой, даже как-то поглаживала, словно, хорошо знакомого «друга». Видно было, что все эти экспонаты привнесены в стены музея самой хозяйкой. И именно Екатерина Григорьевна, тем самым, продлевает жизнь всем этим предметам, уже отслужившим свой век. Итак, вернемся к содержанию экскурсии.

«… Село Советское основано в 1875 году переселенцами из Центральной России. Переезжая в далекую Сибирь, крестьяне везли с собой самое необходимое: весы, топоры, косы, вилы и другие металлические изделия. На весах, представленных в музее, имеются даты производства: 1865, 1880. Медный колокольчик их старше, он отлит в 1859 году.

В каждом музейном предмете – изделии есть своя изюминка, например, обычная на первый взгляд бочка, стянутая черемуховыми обручами, внутри на дне имеет вертушку, поворачивая которую, открываются отверстия, через них и сливается вода, которой мыли эту бочку после квашения капусты, поэтому ее не надо было наклонять или переворачивать.

Среди выставленных предметов есть одно, на первый взгляд странно-непонятное изделие из камня, но как только берешь его в руки, так и хочется его использовать, например, как копалку. Этому каменному инструменту приблизительно 2 млн. лет и, вероятно, столетиями он использовался в качестве скребла.

Наполнена всяческими экспонатами мужская часть избы. Здесь есть: большие колоды, в которых хранили продукты, а при необходимости и хоронили умерших; приспособление для ручной пилорамы; разводной ключ; четырехгранные гвозди; рубанок. Вот уникальный инструмент, вполне прогрессивный для того времени инструмент – выдерга, молоток и топорик в одном «лице», то есть, говоря нынешним языком – «три в одном». Это весьма необычные по меркам сегодняшнего дня сапоги для охоты и рыбной ловли, сделанные из кожи ручной выделки. Выше на стене висят нехитрые приспособления для ловли рыбы: сак и мордушка, сделанные из подручных материалов. Рыбой река Иша ранее «кишела» в полном смысле этого слова. Здесь, на Алтае, переселенцы становились не только охотниками и рыбаками, но и пчеловодами. Мужчины ловили диких пчел, садили их в ульи, которые делали из колоды, а в середине вырубали четырехгранную полость.

Для обработки земли использовали плуг с двумя байками. Один человек мог управлять двумя лошадьми. У представленного здесь плуга разного диаметра колеса, что всегда вызывает интерес у экскурсантов.

Наличники – «окна дома», отражающие целый пласт истории домостроения. Их мы стали собирать в музее с того момента, как появились в широком обиходе пластиковые окна.

Здесь лежат гранитные жернова, они привезены к нам из села Тулой Турочакского района, на территории которого залегают гранитные породы. Санки нескольких видов: одни, те, что с широкими полозьями, использовались в хозяйстве для перевозки дров; другие – для катания с горок. Переселенцы, основавшие наше село были в основном из Пермской губернии, добирались они на телегах и санях в течение полутора – двух лет. Мои предки сначала переехали на территорию современного Смоленского района Алтайского края, а в 30 годы прошлого века по причинам притеснения, перебрались в северный Алтай, хотя коллективизация «настигла» их и здесь…»

Осмотрев все предметы первой выставочной комнаты музея, мы перешли во вторую, называемую Екатериной Григорьевной – «горницей». В горнице хозяйкой помещения была русская печь, выбеленная и разукрашенная элементами орнамента. Екатерина Григорьевна продолжила напевный сказ.

« Русская печь – это «центр вселенной». Ранее печь сбивали из глины, а в ходе работы использовали нехитрое деревянное молоткоподоное приспособление – чекмарь. У нашей печи сохранен опалубок. Для создания печи сыпали глину, подсаливали и чекмарем уплотняли. Внутрь закладывали большое количество хвороста, сухих дров, в трубу закладывали солому. Когда печь была готова, все содержимое поджигали. От жара взбитая печь спекалась и становилась одним большим кирпичом. После войны у нас в районе осталось много заброшенных деревень, где от домов остались печи, которые стали своеобразными солонцами для диких животных. Сбоку у печи расположены ухваты, лопатки для выпечки хлеба и другие нехитрые печные приспособы. Над печью висят пучки лекарственных растений. Интересным местным лекарственным растением считался ятрышник луговой, или салеп, или медвежья лапка. Моя бабушка рассказывала следующее: «Если хочешь полечить своего мужа, то эта трава возвращает мужскую силу. Если хочешь, чтобы у тебя были дети, надо поджаривать корешки ятрышника. Съедают те, которые при жарке подпрыгивают – от их употребления будут дети. А те, что не подпрыгивают – от них сила мужская будет, а детей – не будет».

Слева от печи у нас воссоздана кухня, где выставлены для ознакомления многие предметы быта: ступки, таганки, квашни, горшки, маслобойки, сепараторы, корыто и сечка, половники и др. Предметы из стекла были роскошью, их привозили из Бийска, в те времена дорога была только зимняя – по льду реки Иша. Разбитые изделия из стекла обтягивали берестой, продлевая их срок службы. Посмотрите, вот простейший сепаратор, представляющий из себя глиняный горшок с боковой дыркой у дна. Глина у нас в Чойском районе хорошего качества, поэтому горшки и посуда получались добротными.

На женской половине «импровизированной избы» представлены: ткацкий станок, прялка и самопряха. Здесь же выставлены женские костюмы. Среди экспонатов выставки центрально место занимают свадебные наряды жениха и невесты, сшитые в 1909 году Прасковьей Ивановной Наймушиной. На пояске выткано руками невесты: «Сей поясок принадлежать Наймушиной Прасковье Ивановне». А на вожжах ею же выткано пожелание: «Первого января 1909 года эти вожжи ткала Наймушина Прасковья Ивановна. Принадлежать тому, кто будет мил сердцу моему. Ездить не марать, не терять, бога не забывать, меня не оставлять».

Женщины в семьях были не только рукодельницами и красавицами, они должны были: убирать дом, готовить еду, ухаживать за детьми, содержать огород, помогать мужу в поле. Все это, по мнению жительниц того времени простому человеку было осилить не по силам, поэтому женщинам помогала обрядовая кукла–десятиручка, которую они делали, собираясь замуж.

На Пасху мастерили куклу с красным лицом. Она получалась яркой и заметной, ее незамужние женщины выставляли в окно. На праздники, в том числе и на Пасху, был обычай собираться с окрестных сел в церковь центрального поселения. Когда парни, приехавшие в соседнее село, шли по улице и видели красную куколку, понимали, что девушка этого дома «на выданье». Они заходили и, по существующему обычаю «христосовались», то есть: обнимались и целовались. Если девушка парню нравилась, он зазывал сватов, если – нет, то в обиде никто из сторон не оставался…

Праздник Иван Купала – считается мужским, хотя и у него есть женское начало в виде куколки Аграфены-купальницы. Это женская кукла, поэтому ей обязательно делали веночек, заплетали косы, украшали шею бусами, а на ручки повязывали ленточки, которые символизировали разные болезни того времени, уносящие детские жизни: коклюш, скарлатина, оспа, и др. У моей прабабушки было 19 детей, но только 6 из них дожили до зрелого возраста.

На этой стене под единой рамкой размещены несколько пожелтевших фотографий, которые хранят события давних времен. На этой фотографии показан наш рудник «Веселый» во время прохождения первой промывки золота. Видно, что по сколоченному из досок желобу подводилась вода. На тачках подвозили руду, которую лопатами перекидали. Ранее использовали «богатые руды», содержащие 9 граммом золота, а сегодня перерабатывают руду с 3 граммами. Местные жители посмеиваются, что скоро будут перемывать отвалы, которые использовались при сооружении дороги, ведущей на рудник.

На этой фотографии видна Чойская средняя школа. Она была деревянной, двухэтажной. По одежде хорошо видна мода того времени. Ранее фотографии не хранили в альбомах, их вывешивали на стену, поэтому дети всегда знали всех членов своей большой крестьянской семьи.

На этом стенде представлены ручной работы льняные полотенца. Длинными зимними вечерами женщины пряли тонкие и толстые нити. Из тонких нитей ткали ткань, из которой можно было сшить верхнюю одежду. Есть современное слово «заныкал», которое сегодня считается «блатным», а на самом деле, это старинное русское слово, происходящее от однокоренного слова – «нычка». Нычкой называли скруточек льняной пряжи…»

Наша экскурсия по музею «Русского быта» так и не закончилась – остались еще предметы, коих не коснулась рука и мысль хозяйки. Мы для себя решили, что приедем в музей еще не раз. Поблагодарив Екатерину Григорьевну за общение, мы двинулись дальше по нитке своего маршрута. Благостные впечатления от посещения сельского музея нас переполнили настолько, что всю дорогу, вплоть до долины Бии, мы делились друг с другом своими эмоциями. Екатерине Григорьевне Рехтиной великолепно удалось нас очаровать буквально всем: и величиной своего гражданского поступка, заключающегося в самой идее создания музея и ее реализации, и духовно-нравственной направленностью самой экскурсии, и неподдельной искренностью, которая истекает от увлеченного и занимающегося любимым делом человека.

Всякий раз, когда на своем пути мы встречаем счастливого человека, я искренне радуюсь, так как счастье – это «явление» заразительное, передающееся в результате общения. Вот и мы основательно зарядились «счастьем», да настолько, что вся наша последующая экспедиция, «прошла на одном дыхании» и в «едином порыве», потому что началась она с мощного позитива, который мы получили, общаясь с Екатериной Григорьевной.

Чтобы окунуться в эпоху русского быта 19 – 20 веков надо самому заглянуть в гости к Екатерине Григорьевне Рехтиной. Здание библиотеки располагается в начале села Советское, слева от автодороги Горно-Алтайск-Артыбаш по адресу: ул. Совхозная, 10.

«Посвятите жизнь прекрасному. Не посвящайте её губительному. У вас не так много времени, не так много энергии, чтобы растрачивать её впустую. Такую маленькую жизнь, такой маленький источник энергии просто глупо тратить на гнев, печаль, ненависть, ревность» – ОШО.
Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина, фото автора

 

Источник



"

Жизнь — мираж. Тем не менее — радостным будь. В страсти и опьянении — радостным будь. Ты мгновения жил — и тебя уже нету. Но хотя бы мгновение — радостным будь!
Омар Хайям
"

Related posts