Алтай. Преданья старины глубокой!

"Перед тем как карабкаться на лестницу успеха, убедитесь, что она прислонена к стене того здания, что вам нужно." Стивен Кови

Алтай. Преданья старины глубокой!

В июне 2017 года мы впервые посетили урочище Кызыл-Чин, которое располагается в западной оконечности Чуйской степи. Там мы осматривали разноцветные отложения его левого борта. Но, помимо ландшафтных красот, так называемого Марса -1, 2, нас интересовало и культурно-историческое наследие, хранившееся в этой местности в виде поминально-ритуальных и петроглифических комплексов.

Осматривать каменные изваяния тюркской эпохи мы поехали в сопровождении гида Александра, который прекрасно осведомлен о достопримечательных объектах Чуйских окрестностей. За два часа поездки мы увидели четыре Кезер-Таша. Первого мы разглядывали за восточной окраиной села Ортолык, когда возвращались из путешествия в урочище Елангаш. Три из четырех располагались на левом борту долины Кызыл-Чина, их нам показал Александр.

Ортолыкское каменное изваяние первым заметил Слава. Этот Кезер-Таш отличался хорошей проработкой основных деталей лица и туловища и создан из редко встречающегося в изваяниях горной породы темно- фиолетового цвета. Камень с изображением «тюркского воина» был прислонен к каменной насыпи древнего кургана, диаметр которого составляет более 5 метров. Но сегодня довольно сложно ответить на вопрос о том, является ли современное месторасположение этого Кезера изначальным местом его установки. Во всяком случае, хорошо уже и то, что каменное изваяние еще стоит здесь сегодня. Ориентирован Кезер-Таш ликом на восток, правда, верхняя часть его «головы» была отбита, видимо, еще в древности. Вся правая сторона изваяния замазана (белым птичьим пометом), от чего трудно разглядеть некоторые подробности лица и декора туловища. Видно, что правая рука Кезер-Таша была согнута в локте, левая находилась у пояса. Ортолыкского тюркского воина по праву можно назвать классическим образцом надгробных скульптур той эпохи.

Еще один Кезер-Таш стоит прямо над «Марсовыми полями» – на довольно высоких озерно-ледниковых рыхлых отложениях, закрытых с запада скалистыми горами Сукорского массива. Сукор – возвышающийся над Чуйской степью горный массив, высотой 2926 м. Он известный тем, что на его склонах в солнечную погоду можно наблюдать все цвета радуги. На Сукоре с высотой последовательно сменяются несколько высотных поясов: полупустынный, степной, лесной, тундровый, нивально-гляциальный пояс. Так же на склоне Сукора есть заброшенный ртутный рудник.

Вернемся к изваянию, художественная фотография которого, помещенная в рамку, висит, украшая интерьер небольшого кафе, что обустроено у автомобильной стоянки местного туристического объекта. Изваяние это создано из обработанного образца сероватой горной породы. Самая верхняя часть изваяния отбита, но знающий эту ситуацию гид, действует нижеописанным образом. Подъезжая к археологическому объекту, он находит нужный камень, устанавливает верхнюю часть как бы на «свое историческое место», а покидая, местность снова кладет его в тайник. Наш гид – Александр, тщательно исследовавший эту западную часть Чуйской степи, поведал нам, что именно он и поднял и установил этот камень в привычное для него положение, согласно и другим, находящимся рядом, атрибутам этого поминального комплекса: прямоугольной оградке и балбалам. Последние были представлены большим количеством вкопанных столбиков, которые протянулись в направлении восток-запад и упирались в стенку оградки. Стоял ранний июньский вечер. Было пасмурно. Мы долго выбирали ракурс для наилучшего кадра. Природной контрастности не хватало для того, чтобы на снимке четко были видны детали кызыл-чинского Кезер-Таша. Слушая рассказ Александра, мы разглядывали слабо проработанные детали изваяния, пытаясь представить себе образ этого древнего воина. Издалека нам показалось, что воин стоит, повернув голову к югу, в направлении его согнутой в локте правой руки. При детальном же осмотре, мы были склонны думать, что лицевая часть камня в области лица (головы) была отбита, как и у многих изваяний того времени. Но плечо, правую согнутую в локте руку видно было хорошо.

Далее мы поехали по грунтовой дороге на еще более приподнятые по абсолютной высоте отложения. Мы подобрались вплотную к отвесным скалам, у подножия которых в давние времена и, по всей вероятности, тюркские, были установлены два каменных изваяния, ликами на восток. Смысловую основу этих Кезер-Ташей образовывали лица с крупными чертами. Северное, или правое (если смотреть им в лица) изваяние было почти метровой высоты. Создан Кезер был из темноватой серой горной породы. Черты лика разглядывались с трудом. Мы констатировали лишь наличие бровей, глаз и рта.

Южное изваяние было создано из светлого, почти белого гранита. Этот Кезер-Таш отличался от расположенного к северу собрата приземистостью, он еле достигал полуметровой высоты. Боковая, ориентированная на север грань изваяния, была покрыта оранжевыми колониями накипных лишайников – ксантории (Xanthoria). Всю верхнюю часть камня занимало схематичное изображение лица, включающее его контур, серповидно изогнутый рот, миндалевидные глаза, брови, нос, показанный двумя вертикальными линиями. У самого низа камня зеленел кустик соссюреи. За изваяниями располагалась заметная насыпка из рваного камня и выкладка, похожая на оградку.

Вообще, Чуйские и Курайские каменные изваяния, представляющие интерес, вывезены со своих исторических мест в музеи ближайших к Алтаю городов. Пара этих изваяний выставлена в Здании Исторического отдела Бийского краеведческого музея. Для меня настоящим открытием был сам факт наличия в потаенных и удаленных от основных дорог урочищах Чуйской долины тюркских воинов, установленных в былые эпохи. И, посещая эти места, мы словно погружаемся в события давно ушедших столетий и веков и перелистываем «преданья старины глубокой».

Вечерело. Невероятными пурпурными красками окрасилось окружающее нас пространство. Мы стояли на краю левого борта Кызыл-Чинской долины и любовались фантастическими ландшафтами высокогорной степи, размышляя о том, что всю эту красоту наблюдали люди, жившие здесь в гармонии с такой суровой природой столетия и тысячелетия назад. Эти закатные краски видели и те, кто выбирал место и устанавливал этот Кезер-Таш.

В августе того же года мы вновь приехали в долину Кызыл-Чина. Но на этот раз нас интересовал правый борт долины. Мы планировали самостоятельно отыскать Кызыл – Чинские петроглифы. На вершину пологого борта мы поднялись по автомобильной колее, что ответвляется влево от основной дороги, что идет в пойме речки Кызыл-Чин. Мы обследовали плоскую вершину правого борта Кызыл-Чинской долины на расстоянии в один километр. Петроглифы мы нашли, они в основном были нанесены на небольшие по размеру окатанные камни различных пород, преимущественно коричневых и серых оттенков. Таких особенных, «помеченных» камней мы обнаружили в ходе своего рекогносцировочного обследования около двух десятков.

Самыми распространенными сюжетами этих петроглифических композиций были характерные представители степной и высокогорной фауны. Но на одном, довольно большом сланцевом камне с плоской поверхностью, на ряду с изображениями козлов и баранов, были показаны, причем, довольно специфической техникой, более крупные животные с массивными туловищами. Даже после тщательного осмотра, мы не смогли точно понять роды этих животных. А еще нам запомнился гранитный камень со сколотой, словно «отшлифованной» поверхностью. Глядя на камень, создавалось ощущение искусственной обработки этой гранитной поверхности. Но, кому и, самое главное, зачем, здесь – в безлюдном месте, эту обработку надо было производить. С краю на блестящей полировке созданы изображения пары козликов. Этот камень мы еще долго обсуждали, выдвигая различные версии происхождения, как шлифованной поверхности, так и петроглифов. Поблизости лежала вторая часть отколотого камня с аналогичной шлифовкой.

А еще, знающие эти места люди, говорили, что далее – к востоку от этого места, на вершине левого борта уже Чаган-Узунской долины, проходили древние «торговые» пути, вдоль которых исписанных камней гораздо больше. На вершине небольшой горки, что располагается на правом берегу Чаган-Узуна, есть удивительное древнее святилище, где на плоских коричневых и выложенных по кругу вручную камнях, начертаны таинственные петроглифы.

А пока, Ярослав наравне с нами пытался отыскать рисованные камни. В процессе этих поисков он обнаружил старинную подкову, что застряла среди трещин скального останца. Он ее привез домой, положил в ящик тумбочки и ждет счастливых проявлений от своей находки.

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина, фото автора



"Летящий обгоняет идущего, идущий обгоняет ползущего, а ползущий обгоняет стоящего на месте. Бауржан Тойшибеков."

Related posts