Алтай. Предания Саратана!

"Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех." Борис Акунин

Алтай. Предания Саратана!

В республике Алтай много загадочных, удаленных от основной транспортной магистрали сел, совсем еще недавно расположенных в потаенных местах Алтая. Одно из них – Саратан. Образование села связано с организацией коллективного хозяйства – сельхозартели в 1929 году. Село Саратан находится в долине реки Башкаус, на его правом берегу при впадении в него реки Саратан, в довольно широком ущелье. Сегодня до него ведет дорога из села Улаган. Мы были в Саратане два раза. Вот, что нам показалось интересным и необычным на первый взгляд.

Въезд в село со стороны Улагана оформлен своеобразными воротами, представляющими из себя два столба, видимо еще сохранившиеся с советских времен. Сегодня подобное оформление въезда в села является большой редкостью.

В селе была полная тишина: пустые улицы, огороды. Только шум природы: ветра, реки и тайги.

Река Саратан, протекающая через село пробивает себе путь через мощный гранитный утес. Саму небольшую речку на дне этого каньона и не видно, она как бы завалена каменными глыбами серой гранитной породы. Осматривая этот небольшой разлом, создается впечатление каменоломни.

У этого каньона и за восточной окраиной села встречаются лиственницы, на нижних ветвях которых подвешены лошадиные головы, хвосты и ноги. Такие обрядовые деревья встречаются и у чуйских теленгитов. Из исторических описаний известно следующее.

«… В случаях тяжелых болезней и других невзгод для обращения за помощью к божествам теленгиты привлекали шаманов. При этом обязательно проводился обряд жертвоприношения определенному богу (тайылга тайары) путем закалывания указанного шаманом животного, чаще всего молодого коня. Голову, хвост и конечности жертвенного животного не отделяют от шкуры и снятую таким образом шкуру вывешивают на специально приготовленную жердь. Голова жертвенного коня всегда должна быть направлена в сторону почитаемой местными жителями священной горы – «Ыйык-Тайгага»» (В.М. Адагызов)

Из уст местной жительницы мы узнали, что Саратан в трактовке названия означает «желтый верблюд», от сары – «желтый», « атан» – верблюд. Есть легенда о «желтом верблюде», смысл которой заключается в том, что “кочевники проходили здесь, передвигаясь из Кош-Агача. В этом урочище у них умер верблюд. Отсюда и название местности”.

Есть и еще объяснение. Возникновение названия села Саратан позволяет думать о том, что когда-то здесь обитали (или проходили торговым караваном) верблюды. Раньше оскопленного верблюда называли – атан, а Сары атан означает не что иное, как рыжий оскопленный верблюд.

По названию села Саратан именован и перевал, через который идет дорога Улаган-Саратан, и каньон на реке Башкаус, причем один из самых сложных, насыщенных порогами и от того технически трудный в прохождении, и речка Саратан – правый приток Башкауса, длиной 20 км, впадающий в него за 122 км от устья. Известно, что по реке Саратан встречается вкрапления россыпного золота. В водоразделе рек Саратан и Башкаус отмечены залежи волластонита.

А еще: Саратанское поселение, куда входят села: Саратан (1929 г.) и Язула (1802 г.), и совхоз «Саратанский», силами которого построена дорога, связующая села Усть-Улаган, Саратан и Язулу, названная Язулинским трактом. Он окончательно был проложен в 1990 г. Дорогу строили под руководством директора совхоза «Саратанский» Алексея Александровича Кензина. С давних пор по этому месту, где сейчас расположена автомобильная дорога, проходила конная тропа из Саратана в Язулу.

Долина Башкауса очень красива, местами недоступна обычному автотуристу и от этого еще более притягательная.

Вот что описывал в своем дневнике А. Бунге, путешествуя по восточной части Алтайских гор летом 1826 года.

«… После многочасовой езды по этой дороге мы спустились к Башкаузу, который здесь еще невелик и окружен округлыми и не очень высокими горами. Мы переехали его и на том берегу подождали своих отставших вьючных лошадей, задержанных трудной дорогой. Внизу было теплее. Дальше наша дорога пошла по правому берегу Башкауза, часто пересекая бурные речушки, кристально чистые воды, которых скоро превратили Башкауз в большую реку; наиболее замечательные из них – Коморулу и Артлаш. Сам Башкауз течет довольно шумно, то расширяясь и образуя острова из грубых валунов, то сужаясь в скалах и образуя небольшие водопады. Горы на правом берегу большей частью безлесны и в это время года представляют собой вообще крайне неутешительную для ботаника картину. Горные речушки Мухор, Йолду-Куругел, Карадыш, Сарата, Алторгул и несколько других помельче с общим наименованием Кара-Су (Черна вода) вливались с этой стороны в Башкауз почти под прямым углом, делая его все более значительным. Мы двинулись через все эти речки, самой крупной из которых была Сарата, вдоль Башкауза, то проезжая по самому берегу реки, то высоко поднимаясь (особенно ниже по течению) в горы над рекой, поросшие лиственничным и еловым лесом с небольшой примесью кедрача. Сосен здесь, как и вообще со времени моего отъезда из Чекчулихи, я не видел вовсе; кажется, это дерево любит только низменные, песчаные места, но и там предпочитает гранитные скалы…»

В окрестности села Саратан много сакральных объектов: гор, перевалов, источников.

Горы: Батыр-Кол, что в 2 км к югу от села Саратан; Кара-Кая, что в окрестности села Саратан; Такылган – родовая гора Тазрановых, включая Обоо-Таш, что в урочище Арт-Бажы, в 4 км к северу от села Саратан.

Источники: Азалу, что по дороге Улаган-Саратан; Аржан-Суу «Тазыл», что по дороге Саратан-Язула; Каа-Кудюр, что в 4 км к востоку от села Саратан; Кара-Суу, что в окрестности села Саратан; Кок-Тон, что у подножия хребта Кабак-Тайга, к востоку от села Саратан, в местности; Тазылган, что по дороге Улаган-Саратан; Тон-Тыт, в урочище Тон-Тыт, в 11 км от села Саратан, к северо-востоку.

Перевалы: Долды – дорога Саратан-Язула; Калкак, что в 3 км к востоку от села Саратан; Саратанский – дорога Улаган-Саратан; Шуулак, что в 25 км от села Саратан.

Есть легенды и поверья.

В долине Башкауса находятся священные горы: Батыр Коль, Такылган и другие. Гора около озера Батыр-Коль (Баатыр Кöлдин кыры) находится в 2 км от села Саратан Улаганского района. Существует предание о том, что в давние времена тувинцы (сойондор) часто приходили с войной к алтайцам-теленгитам. Однажды прошла молва о том, что тувинцы-сойондор вновь собираются нанести удар. Алтайцы стали ждать их около высокой горы, на берегу озера. В этой схватке бились два богатыря – алтайский и тувинский, которые умерли, утонув в озере. С тех пор озеро стали называть Баатыр-Кöл (Богатырское озеро). Если хорошо присмотреться, то она похожа (видимо гора) на лежащего богатыря.

Гора Такылган (Такылган) находится в урочище Арт-Бажи, в 4 км к северу от села Саратан. Она является культовой горой клана Тазрановых, где ежегодно весной и осенью проводятся обряды поклонения «хозяину» Алтая.

Гора Ат-Бажи (Ат-Баши) находится вблизи села Саратан, на высоте около 1000 м. в переводе с алтайского языка название горы означает «лошадиная голова, вершина». По рассказам местных жителей, на этой горе переворачивался аргымак – священный скакун. А поэтому люди перегоняют туда домашний скот, особенно лошадей. Есть поверье о том, что вода и трава на этой горе благоприятно влияют на скакунов и поэтому перед скачками их угоняют туда.

В Улаганском районе есть камни, которые почитают местные жители, например, в местности Батыр-Баскан (Кезер-Баскан) есть камень, на котором люди видели отпечатки ног богатыря, седевшего на нем босыми ногами. На камне также были видны следы его собаки, которые в настоящее время исчезли. Существовало поверье, что камень приносил благополучие людям. Со временем люди перестали почитать этот камень, забыли поклоняться Хозяину Алтая и поэтому следы богатыря исчезли, и камень перестал помогать людям.

Есть Камчы-таш (Камчы таш, Кызыл таш) – высокий камень, треснутый в середине. Один человек, привязавшись веревкой, прошел по отверстию в камне и с тех пор существует поверье о том, что, если пройти, не задев веревкой через него – будет хорошо, а если нет – плохо.

Жители Саратана поведали о том, что в древности боролись два богатыря. Один из них убил другого, вырвал его внутренние органы (карта-каазы), положил их на камень. С того временем внутренности убитого богатыря превратились в камень и с тех пор это место стали называть Каазы-Таш.

В местности Белтреш, на обочине дороги лежит камень небольшого размера, где имеются отпечатки подошвы ног маленького ребенка, следы копыт сарлыка, лапы волка.

Сегодня население Саратана составляет 731 человек (2013 г)В селе семь улиц: ул. Вагаевой А.К., ул. Заречная, ул. Молодежная, ул. Подгорная, ул. Н.Т. Тойдонова, ул. Центральная, ул. Школьная.

Местность, где расположено село достаточно труднодоступна. Ее высота над уровнем моря – 1370 – 1380 метров. Высота окружающих гор составляет 1700 – 2000 метров. Окружающие горы почти полностью покрыты лесами, основу которых составляют ель и лиственница. Здесь резко-континентальный горный климат. Поэтому село относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Перед селом Саратан на 25 км дороги Улаган-Саратан, слева, на могильнике находится двухметровое каменное изваяние, вытесанное древними мастерами из гранитной глыбы.

После Саратана дорога еще 15 км будет идти вдоль Башкауса. Потом она повернет налево и пойдет уже вдоль небольшой речушки Йолду, где примерно через 25 км она выходит на перевал Ажу, технически достаточно трудный, высотой 2163 м. Затем она – дорога штурмует перевал Йуле, после которого будет спуск вдоль реки Верхний Тартагай к Чулышману, где через него возведен автомобильный мост. За мостом село Язула.

Интересная информация попалась мне в связи с Саратаном.

« В 1910 году Константин Белей, сын Митрофана Макаровича Белея(местный благотворитель, награжден серебряной медалью АДМ) на свои средства строит молитвенный дом в урочище Саратан, который был освящен в честь Георгия Победоносца. Есть и устное предание о том, что зятем Митрофана Белея рабом божьим Симеоном в Саратане был построен молитвенный дом в честь святого праведного Симеона Богоприимца…»

Это наше первое, большей частью даже поверхностное, знакомство с Саратаном. Здесь есть что исследовать, куда сходить, чему удивляться и восторгаться…

В нашей усадьбе есть клумба, выложенная камушками необычной породы и расцветки – черные с многочисленными светлыми полосками (биотитовый гнейс: черный биотит,белый кварцит) по А. Шитову). Камушки эти мы прозвали «башкаусские полосатики». С сыном собирали их по берегу Башкауса между Саратанским каньоном и устьем реки Атуркол.

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина, фото автора



"Если тебе тяжело, значит ты поднимаешься в гору. Если тебе легко, значит ты летишь в пропасть. Генри Форд"

Related posts