Алтай! Почему Патмос? Почему остров Макария? Была такая шутка!

"Я уверен: нельзя позволять, чтобы тебя остановило убогое словцо «нельзя»." Ричард Брэнсон

Алтай! Почему Патмос? Почему остров Макария?

Была такая шутка:

“Стояли миссионеры на берегу, смотрели на скалистый остов с храмом среди Катуни, и разговаривали.

– Остров – есть.

– Иоанн Богослов – есть.

– Пусть и Патмос будет!”

Остров Макария, Патмос. 23 сентября 2020 г
Остров Макария, Патмос. 23 сентября 2020 г

Так сложилось, что исходя из своего жизненного девиза: «пробуй новое – не возвращайся к старому», я приняла предложение своей знакомой помочь в сувенирной лавке, что располагается на территории Архиерейского подворья, на площадке у моста, ведущего на Катунский островок Патмос, где воссоздан храм им. Ап. Иоанна Богослова.

Первый чемальский храм был построен трудами иеромонаха Иоанна в 1849 году во имя святого апостола – евангелиста Иоанна Богослова на берегу реки Катунь. С постройкой храма здесь основывается Чемальский стан Алтайской духовной миссии. Напротив стана находился скалистый островок, который местные миссионеры назвали Патмос, избрали его местом уединенной молитвы. 9 августа 1855 года этот остров был освящен Томским епископом Парфением. Святитель сделал собственноручную надпись на камне:

« 1855 года августа 9-го дня, на память святаго апостола Матфия, освящен остров сей во славу Единосущныя и Живоначальныя Троицы и в честь Предтечи и Крестителя Спасова Иоанна»

Парфений, епископ Томский.

В 1861 году в чемальский стан был назначен молодой помощник иеромонах Макарий (Невский).

Вот как описывала это событие А. И. Макарова-Мирская в книге «Апостолы Алтая».

«Вот он, Чемал наш! – слабым голосом сказал больной миссионер,

– Люблю я эту красоту горную: тут каждая тропа знакома мне вверх по Катуни до восьмидесяти верст и вниз до пятидесяти по Чемалу, Куюму и Эликманару –везде красота Бижия. Если у вас душа природу любит, эту книгу Божию, то вам тут будет хорошо, брат мой.

Тихо кашляя, больной внимательно вглядывался в молодое красивое лицо, читая светлую душу в глазах юного монаха, заглядевшегося на далекие горы.

– Правда, жутко бывает иногда в ночи ненастные: бор шумит уныло в лощине за домом этим, гул поднимается, точно грохочет бубен, завывания слышатся дикие… В Чемале верят люди, что это камы (шаманы) поднимаются, и моему взору иногда представлялись смутные тени, окружающие дом… а вы так молоды.

– Вам, наверное, некогда было думать много об ужасах этих, – улыбнулся юный иеромонах. Но старший покачал головой:

– Я ко всему должен приготовить Вас: зимой, когда снега засыпают Алтай, здесь мертвая тишина стоит, даже Катунь замерзает и бьется только в полыньях… жутко человеку привычному,… а вы – так молоды.

Но его пытливый взгляд, устремленный на молодое лицо, осветился довольством, когда его приемник произнес:

– Со мною Господь! Ведь я желал сюда – ради любви и подвига… Не бойтесь за меня: Господь – мой помощник.

– Так… так, вы правы: Он – помощник,… а люди, брат мой, тут добрые, кроткие, суеверные только до страсти; от всего невидимого трепещут, бедные. Темные люди… Патмос мой посещать не забывайте; хорошо на нем; там кроме ропота Катуни голоса человеческие не услышишь: о камни она бьется мятежная, одна нарушая молчание пустыни… Придется вам бороться тут с невежеством, лечить немощи и телесные и духовные…

Труда сколько хотите, будет…»

Храм на острове
Храм на острове

И вот, молодой, энергичный, горячо верующий о. Макарий, деятельно принялся за распространение и утверждение православной веры в Чемале и его окрестностях. В совершенстве изучив алтайский язык еще в первые годы служения в миссии, он на коне, а по рекам на лодке объезжал поселения алтайцев с проповедью о едином боге, о сотворении мира, о назначении человека. Делами подтверждая превосходство христианской веры над язычеством Лечил больных. Новокрещенным о. Макарий помогал строить жилье, привлекал для этого и других новокрещенных, уча их на деле оказывать христианскую помощь, милосердие. Сострадание к ближнему. Успеху проповеди помогало и обаяние личности самого о. Макария. Он отдавал все свои силы, чувства и мысли на служение ближним.

Отец Макарий находил отрадное упокоение на тихом Патмосе. Уединившись на острове. Можно было оставить все попечения там, за водами реки и в тишине ночи, созерцая сияние мириадов светил, возносить ум и сердце свое ко Творцу всяческих: «Молитву пролию ко Господу, и тому возвещу печали моя…»

Архиепископ Томский - Алтайский Макарий в Чемале
Архиепископ Томский – Алтайский Макарий в Чемале

Мы не знаем, что переживал о. Макарий на маленьком катунском островке. Все это останется сокровенной тайной, покрытой глубочайшим смирением Святителя. Только на протяжении всей своей жизни, куда бы и на какую бы высоту ни поставил его промысел Божий, он всегда стремился в родной для него Чемал, уединиться на любимом Патмосе. Остров так и называли Владыкин Патмос или остров Макария.

В 1871 году о. Макарий был возведен в сан игумена. В 1883 году в сан архимандрита. В 1884 году – хиротонисан во епископа Бийского. С 1891 года – епископа Томского. В 1912 году указом императора Николая Александровича архиепископ Томский Макарий назначается на Московскую кафедру с возведением его в сан Митрополита Московского и Коломенского.

Макарий (Невский) епископ Бийский
Макарий (Невский) епископ Бийский

Отец Макарий составил и напечатал первый «Алтайский букварь» и первые православные книги на алтайском языке. Современный литературный алтайский язык во многом сформирован благодаря его подвижнической деятельности. Более сорока лет жизни святителя была тесно связана с Алтайской духовной миссией, в которой он прошел различные ступени служения, от учителя миссионерских школ до начальника Миссии.

Удивительна судьба первого Чемальского храма: за всю свою дореволюционную историю он освещался четыре раза. Сначала был походным храмом с антиминсом в честь Иоанна Крестителя. Затем, в 1860 году, храм был освещен как постоянный в честь святителя Николая Чудотворца. В 1875 году храм получает статус молитвенного дома в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при сиротском приюте. И, наконец, в 1914 году храму было решено придать мемориальное значение.

Чемальский храм по реконструкции 1895 года (вверху) и после (внизу)
Чемальский храм по реконструкции 1895 года (вверху) и после (внизу)

Храм перенесли на любимый святителем Макарием остров, который он назвал Патмосом. Торжественное освящение возрожденного храма в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова было совершено епископом Иннокентием Бийским 9 августа 1915 года, ровно через 60 лет после освящения острова епископом Парфением. По словам епископ Иннокентия: «Убог этот храм, но он дорог нам как памятник молитвенных подвигов и поистине апостольских трудов Владыки нашего, Высокопреосвященнейшего митрополита Макария». К этому событию на остров был смонтирован пешеходный мост с опорой на лиственничные укосины. Мост был с восточной стороны.

История храма оборвалась в середине 20-х годов прошлого века. К сожалению, точных и достоверных сведений о том, как и когда храм был разрушен, не сохранилось.

Чемальская женская община, слева Иоанно-Богословский храм, фотография 15 июля 1914 г.
Чемальская женская община, слева Иоанно-Богословский храм, фотография 15 июля 1914 г.

В 1998 году на остров перекинут подвесной мост. Только теперь он был сделан не с восточной стороны, а с южной, и не на лиственничных опорах, а на стальных тросах к осени 2000 года трудами супругов Павловых – Виктора Николаевича и Гаяне Степановны, храм в честь Иоанна Богослова был построен заново. 10 января 2001 года он освящен епископом Барнаульским и Алтайским Антонием и передан Знаменскому монастырю города Барнаула. В Чемале был открыт Иоанна-Богословский скит.

Храм на острове Патмос в 20-е годы
Храм на острове Патмос в 20-е годы

Сегодня комплекс Архиерейского подворья включает в себя храм в честь апостола Иоанна Богослова на острове Патмос, деревянный храм святителя Макария Алтайского и жилые кельи.

В храме находятся очень почитаемые верующими иконы: Христа Вседержателя, Богородицы Знамение и святителя Николая Чудотворца дореволюционного письма, переданная храму жителями Чемала. Эти иконы постепенно стали сами восстанавливаться. Есть многочисленные свидетельства о том, что Господь, по молитвам верующих у этих икон, дарует бездетным супругам детей.

Рядом со входом в храм в гроте скалы находится изображение рождевственного сюжета поклонения волхвов Младенцу Христу, а с другой стороны храма – величественно возвышается высеченное из камня изображение Божией Матери с Младенцем. Это изображение сделаны монахиней Барнаульского Знаменского монастыря Филофеей (Лобановой).

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина, архивные фото, фото автора



"Летящий обгоняет идущего, идущий обгоняет ползущего, а ползущий обгоняет стоящего на месте. Бауржан Тойшибеков."

Related posts