Алтай. Огненный лось!

"Не будем пытаться понять друг друга, чтобы друг друга не возненавидеть." Станислав Ежи Лец

Алтай. Огненный лось!

Рисунки Турочакской писаницы замечательны своей художественной силой. Они являют собой образцы древнего реализма лесных охотников, представляя ценнейший источник для понимания истории художественной культуры древних народов Сибири.

В 2009 году мне очень захотелось включить в фотопутеводитель петроглифы Турочакской писаницы. Я озадачилась сама и подвигла мужа на поиски этих уникальных цветных наскальных рисунков в долине Бии.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Мне было известно, что расположены эти петроглифы как в левобережье реки Бия, приблизительно в 5 км от села Турочак, вверх по течению реки, так и в правобережье, в 7 км выше по реке от Турочака.

Чтобы достичь цели и увидеть своими глазами шедевры наскальной живописи столь отдаленной от нас эпохи предстояло решить ряд задач. И основная из них заключалась в поисках проводника, который смог бы нам помочь. Поначалу казалось, что эта моя идея довольно трудна.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Большая часть рисунков Турочакской писаницы располагается на гранитных скалах в левобережье реки Бии. Попасть туда можно на лодке в летне-осенний период или по ледовому покрову реки зимой.

Чем же так интересны Турочакские петроглифы?

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Петроглифы Турочакской писаницы выглядят необычно для Горного Алтая.

  • Во-первых, это связано с тем, что они были выполнены минеральной краской – красной охрой, а не выбивкой или гравировкой, как остальные петроглифы.
  • Во-вторых, главным персонажем рисунков здесь являлся лось, который редко встречается на других писаницах Алтая. Изображение лося – это художественный образ, неразрывно связанный преимущественно с мировоззрением таежных охотников.

Всего на писанице было зафиксировано более десятка изображений лосей. Все животные показаны бегущими слева направо. Их фигуры подчеркнуто реалистичны – тщательно прорисованы такие детали, которые характерны только для лося: отвисшая нижняя губа, «горбатая» спина, изящные стройные ноги, раздвоенные копытца, «серьга» и т. д.

Исследователи первоначально датировали Турочакскую писаницу концом каменного века – финальным неолитом. Затем этот уникальный памятник был отнесен к более поздней эпохе – эпохе бронзы. Главной причиной пересмотра даты послужило обнаружение на других скальных плоскостях этого же участка берега новых рисунков: изображения быка, крестообразных знаков и личины. Таким образом, эпоха создания рисунков определилась достаточно твердо. Теперь можно было быть уверенным, что Турочакская писаница – одна из древнейших, выполненных красками.

Все изображения созданы в единой художественной манере и, следовательно, принадлежат одному культурно-хронологическому массиву.

Итак, подумав, я решила, что для осмотра петроглифов лучше выбрать зимнее время. Поэтому мы с мужем выдвинулись в Турочак в декабре 2009 года. Цель у нас была, но плана ее достижения не было, Мы решили сориентироваться на месте. В жизни главное – «попасть в струю» событий и очень желать исполнения своего желания. В Турочаке мы остановились в ведомственной гостинице. Там Слава познакомился с водителем главы района. Весь вечер мы долго общались, разговаривали и о Турочакский наскальных рисунках в том числе.

Результатом посиделок явилась моя поездка на снегоходе с проводником к заветным петроглифам. Проводник – водитель снегохода управлял техникой, а я с сумкой аппаратуры сидела в санях, которые были прикреплены к снегоходу. За давностью времен я не помню имени человека, осуществившего мою мечту. Спустя некоторое время, я заезжала в Турочак и дарила ему свое издание с размещенной на его страницах фотографией, сделанной в той поездке.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Снега в ту зиму было много, хотя в Турочакском районе, благодаря его географическому положению, снега много всегда. В полдень 24 декабря 2009 года стоял легкий морозец. Сначала мы ехали по южной окраине Турочака, потом по лесному берегу Бии и через полчаса снегоход остановился. Водитель объяснил, что дальше пойдем пешком. В декабре лед на реке не такой толстый и прочный, поэтому рисковать и ехать на снегоходе через Бию мы не стали.

Передо мной открылся вид на заснеженное ровное пространство реки, ограниченное лесными берегами. Ноги на полметра проваливались в снежный настил, что покрывал ледовый покров реки. Мы шли вдвоем друг за другом через Бию. Было немного тревожно, временами мне мерещились полыньи и трещины, но желание увидеть заветное было сильнее страха.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Проводник был немногословен, но мне удалось узнать, что не все местные жители знают о местонахождении писаницы, но особо интересующиеся историей своего края здесь бывают. Так же он рассказал, что рисунки левого берега Бии встречаются в двух местах.

Вот мы подошли к высокой гранитной скале, что образовывала противоположный берег Бии. На достаточной высоте скалы я увидела красноватые линии, складывающиеся в силуэты лосей. Сохранность рисунков была плохая. Прорисовка лосей не отличалась цельностью. Но и, тем не менее, петроглифы еще живы, и стиль вполне просматривался. Цвет краски был особенный – темно-красный, или точнее, бардовый.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

После осмотра этой первой части писаницы у меня уже было ощущение радости, но настоящее счастье меня ждало впереди – в минутах ходьбы вниз по берегу Бии. Там в вогнутой части меньшей по высоте прибрежной скалы красовался большой – 225 см длиной, рисунок бегущего лося. Он был необычно ярким в сравнении с предыдущими рисунками. При внимательном осмотре я поняла, что яркость – это результат подновления петроглифа. Об этом свидетельствовали подтеки современной краски. Но современный умелец-реставратор к счастью обвел не все детали рисунка. Нетронутыми остались нижние части ног лося и линии туловища. Они были сродни тем, что мы только что осматривали, но боле бледные, так как эта невысокая скала временами затапливалась бийской водой в периоды половодья.

Оторваться от созерцания бегущего лося было невозможно. Я много фотографировала, но мне казалось, что снятые ракурсы этого осовремененного древнего лося не столь хороши. В голове крутилась мысль о том, что я сюда уже не вернусь, поэтому надо отснять все тщательно. Если предыдущее местонахождение петроглифов располагалось на приличной высоте, то этот гигантский красный лось, бегущий в северном направлении, располагался как бы в гроте невысокой скалы на высоте 2,2 м от земли, и на некотором удалении от кромки русла. У скалы росли довольно взрослые сосны. Скала имела небольшой козырек в виде карниза, что и защищает рисунок от ветра и дождя. Плоскость, на которой размещен петроглиф, ориентирована на восток.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Зимний декабрьский день – короткий, поэтому надо было возвращаться. Обратный путь показался мне заметно короче. Мы быстро домчались до Турочака.

Прошло уже много лет, и те снятые фотографии украшают три моих издания. Но по истечении многих лет, могу сказать, что самым ценным для меня были не фотографии, а ощущения от прогулки и осмотра писаницы.

… Если чего-то очень хочется, ищи тех, кто тебе поможет…

Алтай. Огненный лось

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Фото автора.

Путешествуйте по Алтаю с нашими фотопутеводителями.

“Путешествие к Телецкому озеру”.

Алтай. Огненный лось

Заказывайте, вышлю почтой… 



"Никогда не надейся, что изменится кто-то другой. Изменения всегда нужно начинать с самого себя. Ошо"

Related posts