Алтай. Очы-Бала как связь земли и космоса!

"Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы." Генри Форд

Алтай. Очы-Бала как связь земли и космоса!

Среди петроглифов Калбак-Таша (гора Калбак-Таш со всей совокупностью нанесенных на её поверхность изображений представляет собой храм под открытым небом), есть рисунки, споры о трактовках которых идут по сей день. Их называют: «женщинами-прародительницами», « шаманками», «первоматерями». Есть и другие, схожие по смыслу и не очень, наименования.

Исследователи отмечают, что базовая идея связывает женские изображения Калбак-Таша с мифами о «матери-прародительнице», лежащими в основе идеологии материнского рода, считая, что в первобытном мировоззрении неизменно осуществлялась концептуализация разнообразных биологических явлений. Одним из наиболее волнующих явлений было зарождение новой жизни, культурная (мифологизированная) версия которого оказывала влияние на формирование установок группового сознания и распределение социальных ролей.

Стилизованные изображения женщин и чашечные углубления по мнению ученых входят самую многочисленную группу петроглифов Калбак-Таша, созданных в период энеолита-бронзы.

Чашечные углубления – выбитые в камне лунки округлой в плане формы. Распространены преимущественно в Центральном и Юго-Восточном Алтае. В вопросе о хронологической и культурной принадлежности чашечных углублений Алтая нет единого мнения среди специалистов, как и в вопросе об их назначении. Некоторые археологи датируют чашечные углубления периодом энеолита, а остальные – бронзовым или железным веками. По предложению В.Д. Кубарева с помощью чашечных углублений древние фиксировали число сезонных обрядов или жертвоприношений связанных с магией плодородия. Ю.С. Худяков не исключает, что алтайские чашечные углубления, как и Минусинские, представляли счетные знаки, обозначавшие число умерших должных возродиться сородичей.

Местные жители, интересующиеся петроглифами, считают эти рисунки, изображающие женщину, ритуальными, называя их: «пришедшая из космоса», «космическая богиня» или «божество». Интересно и то, что все известные мне подобные рисунки созданы не на вертикальных скалах, а на горизонтальных, да и сохранность их очень плохая в силу разных, в том числе и природных факторов.

Один из типичных рисунков, изображающий женщину, располагается на нижних скалах Калбак-Таша, в отдалении от основного скопления петроглифов подобного плана.

Его показал мне Борис Иванович Топтыгин – экскурсовод и смотритель петроглифического памятника. Не смотря на то, что рисунок полностью затянут накипными лишайниками, разглядеть силуэт женщины вполне можно. В данном петроглифе сочетается две техники, применяемые древними художниками. В линейный рисунок женщины как бы встроены чашечные углубления, возможно, есть и второй вариант – под эти полуокруглые лунки создан образ женщины. Мне трудно сказать, что сделано было ранее: рисунок или чашечные углубления.

На горизонтальной скале из зеленоватой горной породы, показан образ женщины, типичный и характерный для Калбак-Таша. Состоящий из: головного убора; головы; рук; тела, низ которого показан чередой вертикальных полос, что очень напоминает юбку или платье. В голове и двух руках изображения расположены лунки (их 3), размером с большой палец человеческой руки.

Считается, что «чашечные углубления, начиная с палеолита, рассматривались как символы женского плодородного начала, восходящими к магии плодородия».

Борис Иванович рассказывая про этот петроглиф, указывал, что лунка, расположенная в месте головы символизирует связь «женского божества» с космосом. Наиболее заметная и выделяющаяся лунка расположена в левой руке (относительно смотрящего – в правой). От нее вниз идет хорошо заметная достаточно толстая черта, доходящая до уровня, где заканчивается рисунок. «Это – говорит Борис Иванович – связь «божества с землей». Интересно, но трактовка Бориса Ивановича ясно говорит об обратимости связи «божества»: она и дает энергию земле и получает ее обратно. Лунка, что показана в правой руке героини не имеет каких-либо продолжений образа. Размышляя над увиденным в Калбак-Таше, я дома начала поиск соответствия слов местного жителя и алтайского народного эпоса и наткнулась на героиню с именем – «Очы Бала».

Главная героиня эпоса – Очы-Бала – женщина-богатырь. Она, узнав о нападении на её родной Алтай войска Кан-Таадьи-Бия (во главе с его сыном Ак-Дьалой), бесстрашно вступает бой. Побеждает неприятеля, убивая Ак-Дьалу. Однако, Кан-Таадьи-Бий оживляет своего сына, и снова начинается схватка. Очы-Бала отправляется в логово к Кан-Таадьи-Бию, чтобы раскрыть секрет его могущества. На пути ей встречаются различные мифические существа, например синий бык, посланник Эрлика. Она вступает с ним в борьбу, и, следуя совету своего коня Очы-Дьерена, превращается в беркута и побеждает его. Благодаря уму и находчивости ей удалось раскрыть тайну могущества Кан-Таадьи-Бия: секрет его в девятигранном синем камне, хранящемся в золотом сундуке. Завладев камнем, Очы-Бала побеждает врага и спасает свою землю и народ. После этого она превратилась в месяц, а её конь Очы-Дьерен — в полярную звезду.

Исходя из легенды, Очы-Бала наделена реликтовыми чертами первопредка. Она живет на берегу Черного моря с девяносто заливами, у подножия Черной горы с девятью одинаковыми вершинами. Ее отец – Черная тайга, мать – Черное море (Черная река). Очы-Бала являет собой восьмой день новолуния. Конь Очы- Бала – Очы Jеерен – Вечерняя звезда (Марс), ее сестра – хозяйка Алтая.

Очы Бала. Алтайский эпос. Песнь первая

… Для младшей девушки — сестры
Небесноликой Очыры —
Оседлан конь Очы-Дьерен,
Чья грудь мощнее горных стен.
Сестрица младшая — смела,
Прекраснолица, весела.
Ее охотничья стрела
Отменно меткою была.
Алтаем золотым она
Для вечной жизни создана.
С рожденья имя обрела,
Звалась она — Очы-Бала…

…Сестра, закончив эту речь,
Добычу сбросила с седла,
Семидесятигранный меч
К луне и солнцу подняла,
Клыкастый конь ее заржал,
Как будто гром или обвал.
Как свет летит Очы-Бала
К войскам злодея Ак-Дьала.
Бронзовошубые войска
В сестрицу начали стрелять,
И златошубые войска
Девицу стали окружать.
Как меч, как луч, Очы-Бала
Войска на склоне рассекла,
Великая Очы-Бала
Врагов, как молния, прожгла…

Некоторое время спустя я наткнулась на рисунок с названием «Очы Бала», где изображена крепкая алтайская девушка. Округлыми в рисунке были: голова героини, чаша, которую удерживала Очы Бала в правой руке, кулак правой руки, что удерживал рукоять меча, щит, что стоял, закрывая нижнюю часть тела девушки. Очень все символично и, на мой взгляд, перекликается с наскальным женским изображением Калбак-Таша. Чашечные углубление на месте головы, правой руки и чаши-пиалы; кулака левой руки и рукояти меча. Сам меч – линия, идущая на наскальном изображении от окончания левой до низа рисунка. Видимо, образ женщины-защитницы, женщины –воительницы, стоявшей на страже родной земли и своего племени в народном сознании был значим и важен во все времена: и в эпоху бронзы и в средневековье.

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина, фото автора



""Дерево виновато в том, что привлекло удар молнии, так же, как молния виновата в том, что выбрала это дерево для попадания." Книга Мирдада"

Related posts