Алтай. Нужна ли дорога?

"Всякая человеческая голова подобна желудку: одна переваривает входящую в оную пищу, а другая от нее засоряется." Козьма Прутков ©

Алтай. Нужна ли дорога?…

«Голубые озера» расположены в левобережье Катуни. Если двигаться Чемальским трактом, то они находятся ориентировочно на 13 – том километре. Насыщенный бирюзово-голубой цвет воды этих водоемов и определил их народное название.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

«Голубые озера» Катуни относят к водобитным, появившиеся около 25 тыс. лет назад. Их происхождение связывают с прорывом озерной системы, располагавшейся в межгорных котловинах Алтая. Гигантский поток воды нес с собой огромные камни, которые, наталкиваясь на более твердые образования – дайковые граниты, вращались водой в одном месте, выбивая в них глубокие ямы. Общая площадь, занимаемая озерами, составляет около 400 м², Глубина первого озера 5, 2 метра (по данным Турклуба Ирбис). Даже в двадцатиградусные морозы «Голубые озера» Катуни не замерзают. Посещение озер организуется лишь в осенне-зимнее время, так как в весенне-летний период ниши озер заняты водой Катуни. Паломничество к озерам имеет давнюю историю, связанную с миссией христианства на Алтай. Русские христиане считали это место святым, и на крещение в воде озер купались, проходили обряд крещения. Поэтому иногда эти озера называют христианскими. Местные жители считают, что вода этих озер целебна, ей можно лечить глазные заболевания. В зимнее время озера посещают, проходя с правого берега реки, где расположен Чемальский тракт, по льду. А в осенний и весенний периоды едут до них по грунтовой дороге от села Аскат.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

— Нужна ли хорошая дорога к Голубым озерам Катуни?

Большинство читателей на этот вопрос ответят:

— Нет, дорогу с асфальтовым покрытиям да Голубых озер создавать не надо.

И ратовать эти люди будут за то, что отсутствие дороги сохранит природу этого уникального природного комплекса от деградации.

Но, так ли это на самом деле?

Давайте разбираться. Я задумалась на эту тему после того, как в самом начале октября 2021 года сопровождала гостей, путешествующих в наших краях, в их поездке на квадроциклах до Голубых озер. Я в этот период на озерах не была давно, лет так десять как, поэтому, то, что я увидела, потрясло меня до глубины души.

В первую очередь, я была в восторге от состояния природы этих окрестностей.

На Алтае в целом, и в районе Голубых озер — в частности, уже господствовала золотая осень.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Растительность.

Желтые и желто-зеленые кроны берез, красные – осин и таволги, коричневые вайди папоротников, зеленый травостой и кроны сосен создавали в своем сочетании эффект невероятной, притягательной красоты.

Река.

Катунь, обычно бирюзовая в этот период, этим пасмурным днем выглядела еще более насыщенной с таким «глубоким» зелено-голубым цветом. В процессе осенней межени на прибрежных скалах обнажились белесые полосы разной плотности, создавая ощущение, что река как бы огранена серебряной оправой. Полосы эти – это уровни воды реки в летний период, когда она полноводна и переносит большое количество тонкодисперсной взвеси. Взвесь эта «налипает» на скальные неровности, показывая многолетние уровни реки в разные периоды.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Небо.

Небо в этот октябрьский день было наглухо затянуто облачным слоем. Периодический из него брызгал мелкий дождик. Рассеянное освещение и условия низкой контрастности усиливали красочность видимых пейзажей.

Озера.

Они были в этот раз двоякими по цвету: стальными и насыщенно бирюзовыми. Стальной цвет возникает в результате отражения облачного неба в водной глади озер. Бирюзовый же был в тех местах, где на воду ложилась тень от береговых гор. Или же ультрамариновая бирюза виделась под определенным углом зрения в особо глубоких местах водоемов. В прибрежной части в бирюзе дальнего озера отражались желтые и багряные кроны растущих по склону террасы деревьев.

Итак, поразила меня не только природная красота этого мета, но и нечто другое.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Разочаровала меня дорога к озерам. Собственно дорогой это бездорожье назвать было трудно. Да, дорога здесь была всегда, но на сегодняшний день она превратилась в сплошное месиво. Осенние осадки, влажность, горно-черноземные почвы и чрезмерная антропогенная нагрузка в виде внедорожников разного плана, сделали свое дело. Именно последние изуродовали не только бывшую дорогу, но всю местность, что к ней прилегает. Каждый, везущий себя или гостей к Голубым озерам, едет своей дорогой, увеличивая подчас площадь этой деградированной поверхности. Там, где проезд идет по ровной местности, проложено много дорожных наездов, что приумножает в разы площадь деградации растительного и почвенного покрова. В тех местах, где рельеф сужает дорогу, там нарушение идет в вертикальном направлении. Глубина дорожных рытвин достигает временами до полуметра и более.

Увиденное отдавалось болью в моей душе.

Сегодня проезд к озерам представляет собой «полигон» для езды на мощных квадроциклах, УАЗиках, «крутых» внедорожниках. Колеса, которых настолько огромные, что изменение растительного и почвенного покрова не застают себя ждать. Вообще, бесконтрольное использование мощных квадроциклов — это беда наших алтайских ландшафтов. Они их поверхность буквально «сжирают».

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Создается впечатление, что это не пугает никого. Туроператорам главное гостей удивить, организаторам, главное гостям угодить, местным перевозчикам, главное иметь средств к существованию….

На минуточку: этот проезд идет по вновь созданному памятнику природы – «Аскатскому бору». Статус же Голубых озер до сих пор не определен. Все никак не поспевает экологическая природоохранная служба республики Алтай за бессистемным освоением территории. Денежные средства, выделяемые на охрану природы и развитие экологически-оправданной туриндустрии «зарываются в землю» в прямом и переносном смысле.

Так, нужна ли дорога до Голубых озер?

Исходя их своих системных знаний о природных комплексах, утверждаю, что в сложившейся ситуации — нужна.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Интерес гостей, туроператоров, местных перевозчиков и всех заинтересованных к этой достопримечательности большой. Его, этот интерес не остановить. Поэтому год за годом эта проблема: «съедание Алтая колесами внедорожников», будет лишь усугубляться. Ведь Голубые озера – это не единственное место на Алтае, где есть эта проблема.

Хорошая асфальтовая дорога нужна. Она нужна одна. С парковкой в километре, а то и более, от достопримечательного объекта. Нужна рекультивация наезженных квадроциклами и другой техникой трасс. Нужны законодательные решения в плане прав на использование высоко-проходимой техники и так далее.

Но, прежде всего, нужны образованные и сопричастные люди в органах управления, как всей нашей республики, так и в туризме. А то, пока очередной чиновник сидит на должности, весь его талант направлен на соблюдение равновесия между угодой вышестоящему начальству и удовлетворению своих потребностей.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Фото автора

Колыванские   «мегалиты» — письма из прошлого…

Колыванские   "мегалиты" - письма из прошлого... Друзья, вот ещё раз решила поднять эту тему, тему гранитных скал, тему мегалитов.  Фотографии Read more

«Развитие» внутреннего туризма: наглядный пример Алтая!

"Развитие" внутреннего туризма: наглядный пример Алтая! Алтай. © Михаил Салтыков / Коллаж / Ridus.ru Российский внутренний туризм жесток и беспощаден, даже Read more

Алтай. «Сказка – ложь..», всегда ли?

Алтай. «Сказка – ложь..», всегда ли? «Сказка – ложь, а в ней намек…». Все мы знаем эту фразу, но то, Read more

Related posts

Leave a Comment

один × 5 =