Алтай! Незнакомая Кубадру!

"Если бы я спрашивал, чего хотят люди, они до сих пор ездили бы на повозках." Генри Форд ZM
Добавить информацию в закладки (Bookmark)(0)

То, что на реке Кубадру есть водопад, я узнала из комментария к одной из моих статей Игоря Валентиновича. До этого о Кубадру я практически ничего не знала. Она была для меня «незнакомкой». Проезжая Улаганским трактом, раз от раза миновали ее по мосту, что перед селом Улаган, а также ездили созерцать устье Кубадру. Еще встречала название этой реки у В.В. Сапожникова.

На поиски Кубадринского водопада мы отправились в начале августа 2020 года. Точного местонахождения водопада мы не знали. Информация была такая: от моста через Кубадру водопад находится в километрах 2 – 2,5.

Кубадру — река Улаганского плато, впадает в Башкаус на его 85 км. Длина реки – 43 км. Образуется при слиянии рек Правая Кубадру и Левая Кубадру. Перевода на русский язык название реки не удалось найти.

В полдень 7 августа мы оставили машину у моста через речку Кубадру, и пошли сначала по дороге, потом по тропе вдоль правого берега реки. Тропа шла сначала по лесу, потом она потерялась – растворилась. Мы вышли к берегу Кубадру и по каменисто-валунному пляжу продолжили свой путь. В начале августа Кубадру была слегка мутноватая, такая бело-зеленая. Именно такой мы ее видели с моста, но выйдя на берег в 2 км выше, очень удивились тому, что правая часть ее потока была желтовато-коричневой, почти рыжеватой. В чем же причина, подумалось мне. Погода стояла дождливая. Огромные тучи носились над Улаганским плато. Временами сверкала молния и сильно громыхало. Через некоторое время все это царство туч сменялось, синим небом и ярким солнцем. И так повторялось раз за разом. Осмотревшись по сторонам, причину замутнения Кубадру с правой части водного потока, я заметила сразу. Впереди к реке отвесной стеной подходил осыпной склон приличной высоты, сложенный рыхлым материалом рыжеватого цвета. Этот откос виден с дороги Улаганского тракта, если спускаться к реке Кубадру. Вероятнее всего этот откос – часть морено-озерных отложений прорезанных рекой в процессе эволюции. Дождевая вода сносила по склону красноватые породы в поток реки, частично растворяя их и, соответственно, окрашивая часть речного потока в рыжеватый цвет. Именно от этого Кубадру преображалась в разноцветную реку – в такую «красочную» Кубадру.

Выйдя на берег реки, мы стали наблюдателями невероятной красоты пейзажей. Серо-синее – «густое» небо почти цеплялось о заросшую лесом вершину розового откоса, служившего правым берегом Кубадру. Левый берег обильно порос еловым лесом, «подходящим» прямо к кромке воды. Двухцветная река соединяла столь разные берега, или, наоборот – разъединяла – смотря как чисто философски подходить к описанию географического объекта. Мы стояли среди разноцветных валунов галечного берега реки и очаровывались «страшной» красотой, окружающей нас здесь и сейчас. Страшная она была от того, что тучи, скрывая солнце, превращали день в вечер. Вскоре мы подошли вплотную к рыжей осыпи. Создавалось ощущение, что она – осыпь живая. Дожди чрезмерно увлажнили ее субстрат, поэтому осыпь медленно оплывала. По ней то и дело катились камни, создавая такой тихий шум. Эти звуки насторожили нас, особенно меня. Воображение рисовало картину селя, который вот-вот сойдет. Идти дальше в такую дождливую погоду мы опасались. Да и от моста мы уже отошли километра на 3, а водопада так и не было, причем условий для его образования не предвиделось.

Мы решили вернуться к мосту и проехать за дополнительной информацией на местную базу отдыха, которую приметили, на спуске. А пока мы шли берегом реки, где-то не доходя до моста метров 100, погода сменилась. Тучи с небосвода исчезли, словно их и не было. Стало жарко от нещадно палящего солнца и большой влажности. На пути нам встретилось несколько родников, несущих свои воды в Кубадру. Иногда родники образовывали небольшие тихие лужицы, в которых отражалось солнце и окружавшие его облака. Такое маленькое чудо, решили мы, любуясь отражением. Мы подошли к машине и выдвинулись к базе Алтын-Казык. Необычность этой базе придавали деревянные скульптуры, создающий такой ее этнический стиль. Алтайские художники украсили каждый домик «наскальными рисунками», а также изображениями животных из Пазырыкских курганов. У приветливой хозяйки – Ии мы узнали, что Кубадринские водопады – это не миф, а реальность. На следующий день нам запланировали туда экскурсию, где гидом выступил хозяин базы – Евгений. Местность, где сегодня расположена их база отдыха, в прошлом, во времена детства Евгения, являлась родовой стоянкой его семьи, поэтому эти места в округе ему знакомы с детства. Пешком и верхом на коне он обошел и объехал все окрестности, поэтому бассейн реки Кубадру он знает хорошо. На ночевку мы остановились на их базе в чудесном современном аиле. Вечером Слава ушел на рыбалку к месту слияния рек Караозек и Кубадру. Поэтому на ужин у нас был жареный хариус. Спалось в аиле, как в детстве – спокойно и сладко. На экскурсию мы отправились на УАЗике, где водителем был местный парень из Улагана – Валера. Дорогой мы слушали рассказы Евгения о том, что мальчишкой он вместе с друзьями часто там – у водопадов бывали: рыбачили и играли. Ведро хариуса за час – это было обычным делом, также как, и добежать от водопадов до стоянки.

С базы мы выехали Улаганским трактом в сторону одноименного перевала. У второй речки свернули влево в урочище Сарыачик (желтое открытое место), которое занимало левобережную часть Кубадру от перевала и вниз до улаганской котловины. В урочище была не вполне типичная для Улаганского плато растительность. Субальпийский ландшафт представлен был в основном зарослями кустарников: карликовыми ивами и березками, жимолостью и голубикой. И только кое-где наблюдалось кедровые рощицы. Дело в том, что в 80 –х годах здесь был сильный пожар, поэтому сгорел весь древесный ярус. Иногда среди кустарников встречались обычные белоствольные невысокие березки. По словам Евгения, местные жители сюда ездят заготавливать веники для бани. Через три километра езды по дорожной колее мы оказались у обрывистого склона Кубадринской долины. Внизу – где-то глубоко извивалась между скал река, протекая в почти каньоне. Скалистое основание этой местности было обильно усыпано морено-озерными рыхлыми отложениями. Ученые предполагают, что на Улаганском плато существовало древнее палеоозеро. Над всем видимым пространством возвышались вершины Курайского хребта. Самой высокой из которых была гора Кыскашто-Оюк (Кысхышту оюк — «жалостливая гора»). На северном склоне ее вершины сохраняются пятна снежников и ледничков. Выйдя из машины, мы некоторое время любовались бескрайними Улаганскими просторами.1 из 3

Нам предстояло спуститься вниз по почти отвесному склону. Шли мы по узкой тропинке, стараясь не смотреть вниз. Через некоторое время оказались на левом берегу Кубадру, которая здесь протекала в живописном, с точки зрения наблюдателя, ущелье, делая крутые повороты почти по 90 каждый. Местность была мало сказать живописной, она предстала перед нами своей дикой, дремучей первозданной, даже сказочной красотой. Такая алтайско-улаганская сказка, подумалось мне. Бурная река, преодолевая неровности русла, представляла собой белую реку. Белую — не в смысле мутную, а белую от эффектов бурления. Этот участок реки был зажат скалами, словно сжимающими реку в дугу или подкову. Здесь у берега на камнях-валунах мы смогли расслабиться после крутого спуска. Причем, я — как и все мамаши боялась не за себя, а за сына, хотя он был в надежных руках отца. Опасный спуск по отвесной моренной стене был позади и красота природы – вот она перед нами! Но Евгений сказал нам, что это еще не апогей экскурсии, поэтому мы двинулись дальше, где буквально за поворотом нас ждал один из Кубадринских водопадов – первый.

Кубадру

Через пятнадцать минут мы оказались в чудном месте, где река Таштура низвергалась в Кубадру трехметровым водопадом.

Река Таштура (каменная стоянка) берет свое начало у подножия одноименной горы – Таштубек, вершину которой мы видели перед началом спуска. Белопенный поток реки Таштура впадал в еще более бурную Кубадру. От созерцания этого необыкновенного слияния рек ощущалось такое счастье, которое, наверняка, знакомо всем путешественникам. Описать его сложно, его нужно ощутить самому. И не только увидеть своими глазами, но и дышать этим воздухом, ощущать этот Кубадринский ветер, впитывать его аромат.

Здесь же, буквально за поворотом Кубадру прячет еще один свой шедевр – водопад высотой метров шесть. Но полноводная не по сезону речка Таштура не оставила нам возможности взять ее вброд. Поэтому второй Кубадринский водопад – это цель нашей следующей экспедиции — сентябрьской. Взобравшись на место нашего спуска, мы огляделись и заметили конную тропу на противоположном берегу, предположив, что все-таки и правым берегом можно подойти к водопаду, но это будет не два с половиной километра – а целых 7-9.

На этом наше путешествие не закончилось. Мы еще лакомились голубикой – вкусной синего цвета ягодой. Ее собирают местные жители и готовят из нее варенье.

Возвращаясь, домой в Чемал, я всю дорогу думала уже о следующей экспедиции в эти Улаганские края.

Будете проезжать Улаганским трактом, заверните на базу Алтын-Казык (трасса Акташ-Улаган, 12 км не доезжая с Улаган) — к Евгению (т. 89136998530) и напроситесь на экскурсию.

«И тогда Владыка Неба, Бог Тэнгре, вбивает во Вселенную

золотой кол — Алтын Казык, который закрепил Небо и Землю,

стал осью мира, вокруг которой держат свой путь Луна и Солнце, звезды и кометы».

Уже дома на карте реку Таштура мне найти не удалось, ровно, как и горы Таштубек. Видимо, река Таштура на карте является рекой Кысхыштубек.

Путешествия продолжаются…Ольга Шадрина, фото автора

Поделиться ссылкой:

Объявление беZплатно! + Ваше Объявление

Мысль на память: Никто никогда не догадывается, кем окажется в этой жизни, но всегда надо знать, что рожден для чего-то большего.

ИНФОРМАЦИЮ БЕzПЛАТНО! + Ваша Информация

Zmeinogorsk.RU$: ^Град ОбречЁнный^ -Информация- Земля Неизвестная!?

Уzнать: Этот День в Истории!