Алтай. «Каменные рисунки» Белого Бома!

"Ни разу не упасть — не самая большая заслуга в жизни. Главное каждый раз подниматься." Нельсон Мандела

Алтай. «Каменные рисунки» Белого Бома!

Целью очередной нашей экспедиции были петроглифы устья реки Урсул. Правда, вместо Урсульских петроглифов мы восторгались «древними шедеврами наскального творчества» в окрестностях Белого Бома. Уже поздним вечером 8 мая 2016 года мы добрались до Белого Бома и остановились на ночлег в гостиничном номере, в котором были ровно год назад, когда посещали Большую Белобомскую пещеру.

Всю ночь с 8 на 9 мая лил дождь. Завывал, временами порывистый, ветер. Дождь не унялся и утром, правда, его интенсивность заметно ослабела. В 9 часов утра мы уже осматривали скалы, что располагаются за западной окраиной села Белый Бом. Здесь Слава стремился отыскать удивительный петроглиф, изображающий необычное животное. Фото этого наскального рисунка было представлено в рекламном проспекте, что зазывал отдыхающих на историческую экскурсию. Рисунок этот мы нашли быстро. Почти прямоугольное тело животного существа, причем, мужского пола, имеет короткие ножки, небольшую голову и рога, показанные короткой линией, которая заканчивается окружностями с шипиками, схожими с изображением солнца на детских рисунках. Рисунок хорошо выделяется на скале своим черноватым начертанием. Уже дома я показала этот рисунок нашему пятилетнему Ярославу. Он четко сказал, что такого животного с «клювом и вылетевшими глазками» в природе нет. Снимали рисунок мы довольно долго. Сложность съемки состояла в том, что он располагался заметно выше моего роста, по всей видимости, его «выбивал» высокорослый мастер.

На достигнутом мы не остановились и двинулись вверх по склону, просматривая скалы. Слава нашел много петроглифов разных по степени сохранности и по технике начертания. Наш осмотр внезапно прервал местный житель, который предложил нам осмотреть более крупные и интересные с его точки зрения, «каменные рисунки» на противоположном, левом берегу реки Чуя.

В результате приятного общения с Владимиром Васильевичем Ачаповым мы побывали в 4 местах скопления наскальных рисунков. Мы и представить себе не могли, какие необыкновенные памятники древнего творчества хранят скалы в окрестности Белого Бома. Итак, сначала мы отправились в лог «Сырнах Оозы», до которого было примерно 3 км от села Белый Бом. По мостику, построенному в 2009 году вместо разрушенного Чуей старого моста, который, по словам Владимира, простоял сорок лет, мы пересекли реку и поехали вниз по течению Чуи до речки Сырнах. Речка Сырнах – левый приток Чуи, примечательна тем, что в своей нижней, приустьевой части она «то есть – то ее нет». В среднем и верхнем течении речка Сырнах, уже наполненная водой, весело шумит, прыгая по валунам и камням. Вдоль реки идет дорога, ведущая в ретрансляторной вышке. Сегодня этой дорогой пользуются для посещения перевала Ачик.

Вернемся к скалам с рисунками, которые располагаются на левом берегу реки Сырнах, в приустьевой части. В этом уютном небольшом логу, по словам Владимира, была древняя стоянка. Все отвесные скалы, ориентированные на восток были исписаны рисунками, но, к большому сожалению, часть рисунков безвозвратно потеряна вследствие их (скал) разрушения. Тоненькие плитки породы в разных местах скалы были разрушены, что нарушали общую картину «древней живописи». На самом верху, в заметном отдалении от основного скопления рисунков было хорошо заметное изображение козерога в грациозном движении. Крупных изображений на скале было много, в основном это рисунки быков, барана и оленей (самок и самцов). Крупные рисунки окружают мелкие «барашки», «козлята», «оленята». С первого взгляда смотрящему бросается в глаза цельная композиция, в центре которой изображен большой козерог с тщательно прочерченным рогами. Он по периметру окружен меньшими по размеру изображениями: оленей, баранов, козлов, собак и др. Вверху, друг над другом показано два изображения. Верхнее длиннохвостое животное (по всей видимости, лиса) нападает на нижнее. Есть на скале и сцены охоты. Охотники в грибовидных головных уборах, стреляют из лука то в огромного (относительно своего роста) оленя, то в барана.

В правой части скалы хорошо сохранилось два антропоморфных изображения: верхнее – мужское, нижнее, по всей видимости, женское. Разделяет эти рисунки горизонтальная линия. Рисунки лога «Сырнах Оозы» мы долго разглядывали и снимали. Временами Владимир нам рассказывал, что он, занимаясь с туристами, всегда следит за порядком и этому учит молодых местных «гидов». Прожив в селе Белый Бом всю свою жизнь, а ему сейчас 57 лет, Владимир в своих рассказах всегда говорит, что все эти рисунки он видел, будучи еще подростком. «Полезешь за овечкой или козой на скалы, а то здесь, то там «каменные рисунки» находишь» – рассказывал Владимир.

В прошлом, в логу «Сырнах Оозы» полулежала каменная стела, высотой около 3 метров и шириной 30 см. Одна из ее сторон была исписана петроглифами. Дальнейшую судьбу стелы Владимир не знает.

Еще Владимир рассказывал, что в 90-х годах к ним в долину Чуи «нахлынули охотники» за красным камнем, что использовался в отделке строений. Камень увозили КАМАЗами, при этом разрушали скалы, в том числе с наскальными изображениями. Уникальную красную плиту с петроглифами местным жителям села Белый Бом удалось отстоять (хотя при раскалывании скал, осколок соседней плиты закрыл часть рисунков). И теперь путешественники на 731,8 км Чуйского тракта в урочище Кызыл-Таш могут осмотреть наскальные рисунки, среди которых есть изображение странного животного по внешнему виду напоминающего одноклеточную водоросль или вымершего обитателя моря.

На левом берегу реки Чуя, напротив Белого Бома, есть и другие объекты, достойные внимания. Выше от лога в километрах 3 располагается местность Узун-Дьялан (длинная поляна), где в 88-89 годах прошлого века вели раскопки археологи из г. Барнаула. На противоположном берегу Чуи, где проходит Чуйский тракт, на склоне видны черные отверстия пещерок, что располагаются ниже дороги. К ним ведут едва заметные тропинки. На южной же окраине поляны начинается тропа, идущая по крутому склону к известняковым скалам, где и располагается вход в Большую Чуйскую пещеру или «Мертвый лабиринт».

Моросящий дождик уже давно закончился, облака стали скучиваться и периодически пропускать солнечные лучи. Становилось теплее. Мы с Владимиром ездили еще часа два, смотрели «каменные рисунки», слушали его рассказы и поражались увиденному историческому наследию долины Чуи в окрестности Белого Бома. Уже дома, перерыв различные справочники и сводки петроглифов, отыскать научное название увиденным 9 мая рисункам лога «Сырнах Оозы» мне не удалось. Хотя наскальные рисунки в окрестностях Белого Бома, что на правом берегу реки Чуя, у подножия огромной скалы из мраморизованного известняка, осматривал еще В. В. Радлов, называя их «Садакмынанардын-Акпомы».

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина, фото автора



""История старой России состояла, между прочим, в том, что ее непрерывно били за отсталость. Били монгольские ханы. Били турецкие беки. Били шведские феодалы. Били польско-литовские паны. Били англо-французские капиталисты. Били японские бароны. Били все – за отсталость. За отсталость военную, за отсталость культурную, за отсталость государственную, за отсталость промышленную, за отсталость сельскохозяйственную". (С) Сталин"

Related posts