Алтай. Яломанские «телевизоры»!

"Наше сознание - это все. Вы становитесь тем, о чем думаете." Будда

Алтай. Яломанские «телевизоры»!

Яломанское святилище мы искали несколько лет. Все дело было в том, что во всех ранее известных мне источниках литературы была указана приустьевая часть долины реки Большой Яломан. Поэтому мы исследовали: и левый борт приустьевой части реки, и осматривали скалы выше устья Б. Яломана, нависающие над Чуйским трактом. В ходе этих обследований мы нашли много чего интересного, но не искомую наскальную писаницу. И только после знакомства со статьей А.А. Тишкина «Святилища Уркоша, Яломана и Бош-Туу», мы поняли, что место скопления петроглифов никак не связано с географической привязкой к реке Большой Яломан. На третий раз – в мае 2012 года, мы нашли искомую скалу, сложенную массивными окатанными каменными блоками, словно «телевизорами», транслирующими сюжеты из жизни давно исчезнувших племен.

Это место мы посещали и позже, так как в первое обследование самого главного и не увидели, хотя, как нам казалось – осмотрели все очень тщательно, сфотографировали все до мельчайших подробностей. Мы не увидели уникальный «каменный цветок». Да его, по всей видимости, не увидели не только мы, но и ученые, которые подробно изучали эти петроглифы. О «единственном» изображении кандыка знают только особые люди, да, именно особые. Петроглиф кандыка мыс помощью подсказки родственников мужа нашли в начале июня 2018 года. Ранее изображение растений – деревьев мы видели на скалах Карбана, но они были созданы в стиле граффити и относились к более поздней эпохе.

Изображений цветка на скале было два. Расположены они на изломе каменного блока, возможно именно этот факт и скрывает эти каменные цветы от посторонних глаз. У цветов есть стебель, лист, и плод. То, что это изображение именно кандыка нам сообщил житель села Купчегень. Поэтом мы не оспариваем название изображенного цветкового растения.

Почему именно кандык, а не другое цветковое растение? Версий в голове несколько:

Возможно, это самое распространенное раннецветущее растение и тем самым очень заметное после зимы. Возможно это ценное ресурсное (пищевое, лекарственное и др.) растение тех эпох. Может быть, оно было наделено сакральным смыслом, так как цветок имеет яркую окраску и необычную морфологию цветка.

Кандык сибирский почитался и в этнографическое время.

Кандык сибирский (Erythronium sibiricum)относится к семейству Лилейных. Алтайские названия кандыка: кандык, канjарбай, пес, бес, öнöк, мÿс. Вид занесён в Красные книги: России, Алтайского края и республики Алтай и др. У нас на Алтае он встречается по всей республике, местами даже обилен. Из смежных районов кандык сибирский отмечен в Туве, Казахстане, Красноярском крае, Томской и Кемеровской областях. Произрастает в тёмнохвойных, смешанных берёзово-осиновых лесах; на лесных, субальпийских и альпийских лугах. Поднимается в горы до 2800 м над уровнем моря. Зацветает кандык сибирский сразу после таяния снега в апреле-мае и цветёт на протяжении 25-30 дней, причем, каждый цветок держится до 8 дней.

Побеги и цветки кандыка сибирского служат кормом для многих животных: рябчиков, бурундуков, полевок, маралов, косуль и др.

Коренные жители Алтая называют это растение пес, в прошлом он служил им первым хлебом. Не зря у алтайцев месяц май называют песь-ай – месяц кандыка. В это время (после цветения) женщины и дети собирали кандык, позже луковицы становятся горькими. Каждая женщина добывала за сезон около 30 тыс. луковиц. Затем их высушивали и развешивали в аиле вдоль стен. Из сухих луковиц делали муку и пекли лепёшки. Из луковиц, сваренных в молоке, готовили кашу. Испечённый в золе кандык по вкусу напоминает картофель. Ели луковицы и в сыром виде.

Глядя на изображение кандыка, думается, что в почете это растение было с давних времен. Стоит отметить, что в местности, где располагается Яломанское святилище, кандык не произрастает. Здесь нет его экологических ниш.

Вернемся к святилищу и его местонахождению.

Река Большой Яломан является левым притоком р. Катуни. Ниже устья Большого Яломана располагается комплекс археологических памятников. Один из них – святилище Яломан-3, что наряду с другими, расположено в окрестности лога Уркош. Особенностью представленных в логу Уркош святилищ является наличие петроглифов, а также расположение всех известных «храмов под открытым небом» в зоне максимального освещения солнцем в течение дня. Святилище Большой Яломан – 3 является наиболее крупным и выделяющимся среди прочих соседних. Располагается оно на высокой террасе левого берега Катуни, у живописной скалы, в 3 км к северу от устья реки Большой Яломан, или в 3,5 км, если ехать на машине по дороге. От него к востоку до Чуйского тракта около 0,3 км. Здесь у скалы сохранились следы старой скотоводческой стоянки. Я всегда вспоминаю утверждение Владимира Васильевича Ачапова (жителя села Белый Бом), он говорил: «Если хочешь найти петроглифы, ищи следы скотоводческих стоянок».

В настоящее время изучение святилищ Алтая становится актуальным научным направлением. Святилище Яломан -3 представляет собой «алтарь» с наскальными изображениями, среди которых изображения фигур «охотников» и животных: оленей, козлов, верблюдов и др. Ученые предполагают, что изображения созданы в разном масштабе и в разное время. Изображения выполнены на крупных глыбах камнепада у подошвы гор. При закладке разведочных шурфов перед скалой с рисунками археологи обнаружили остатки кострищ, кости животных, что говорит о совершавшихся здесь ритуальных действах. Александр Сазонович Суразаков, изучающий данный объект, отмечал, что «… начиная с эпохи бронзы, отмеченное место имело значение священного центра для родоплеменных групп достаточно обширной территории, что привело к сакрализации всего урочища. Наскальные изображения святилища Большой Яломан – 3, созданы на протяжении нескольких сотен лет”.

Я долго вчитывалась в статьи ученых, исследовавших эту писаницу. Все их внимание было сосредоточено на описании типичных для многих писаниц Алтая петроглифов.

«…В левой части зафиксированной композиции имеются фигуры «охотников». Две расположены вертикально (одна над другой), а третья находится немного в стороне от них. Люди изображены в одинаковых позах: со слегка согнутыми в коленях ногами (как бы в полуприсяди), туловище и голова развернуты фронтально к зрителю, правая рука согнута в локте, а в вытянутой вперед левой руке находится лук. У одной из фигур (самая нижняя), возможно отмечен признак пола. Хотя не исключено, что таким образом показан какой-то предмет (например, кинжал, нож и др.) или это является небольшим дефектом при реализации выбивки или при ее обновлении. Между ног изображенных охотников фиксируются линии – перемычки. Возможно, эти детали отражают то, что в верхней части ноги связаны. Поэтому, наверное, люди изображены в полуприсяди. Ведь именно так может двигаться человек с зафиксированными бедрами. Данное предположение не исключает и другую интерпретацию (например, как показатель деталей одежды, каких-то охотничьих приспособлений и т.п.) На голове у каждого «охотника» хорошо фиксируется грибовидный головной убор, а на поясе – подвешенный предмет округлых очертаний. Выше от них располагается антропоморфная фигура, несколько отличающаяся от описанных. Человек изображен прямостоящим, на нем нет грибовидного головного убора. У пояса этой фигуры нет подвешенного предмета и не просматривается лук. Выше, над самым верхним изображением козлика, вероятнее всего, была еще одна фигура человека, но имеющиеся искажения не дают возможности говорить об этом с полной уверенностью» (Тишкин, Чекрыжова, 2004)

Много внимания в описании этих петроглифов уделяется образам, часто встречающимся на писаницах Алтая (Калбак-Таш, Кызык-Телань, Бийке – это что мне сразу пришло на ум, и др.), Верхнем Енисее, Монголии. Иконография их довольно устойчива, поза канонична. Хотя ученые по-разному трактуют детали этих антропоморфных образов. Эти образы называют: «танцующими», «пляшущими», «ряжеными», «хвостатыми воинами». Как-то в Барнауле я посещала выставку петроглифов из хранилищ Бийского музея, где сам Борис Хатми́евич Кадиков рассказывал и в том числе о «грибовидных людях», называя их «человеко-мухоморами». Из его рассказа я поняла, что отдельные личности того времени, – шаманы, могли использовать грибы – мухоморы для вхождении в транс. Я тогда взгляда этот факт себе на заметку.

У ученых есть описание и относительно изображенных на писанице животных.

Так же учеными была обнаружена здесь и надпись, сделанная черной краской в нише скального выступа. В результате исследование, удалось установить, что надпись тюркская и сделана она древнеуйгурским письмом, скорее всего, в 8 – 9 веках. Эти данные делают памятник Большой Яломан – 3 еще более уникальным. Таким образом, этот ярко выделяющийся скальный массив, наделенный в древности иерофанией (святостью) и превращенный в центр сосредоточения сакральных сил среди окружающего пространства, использовался в течение длительного времени, в частности и в раннем средневековье.

Для осмотра этого святилища надо на 690-м км Чуйского тракта перед крутым спуском трассы свернуть вправо на грунтовую дорогу, подняться на террасу и двигаться всегда правой дорогой при разветвлении, через 1,5 км вы подъедете к заветным скалам.

Мысли о том, почему уникальный петроглиф «кандыка», точнее «двух кандыков», не описан учеными, любителями древностей, любопытными туристами, будоражат мою голову до сих пор. Видимо, они – смотрящие, видели то, на что были настроены, а это: зооморфные и антропоморфные изображения. Ведь никто не предполагал найти на скале рисунок цветка, да еще и кандыка! «Каждый видит то, что хочет увидеть» – к такой мысли я пришла после долгих размышлений.

Путешествие продолжается… Ольга Шадрина, фото автора

Дорогие читатели, вышло в свет 5 издание нашего фотопутеводителя “Чемал и его окрестности” – 2020.

В нем появились новые интересные достопримечательности Чемальского тракта!



"

Неужели таков наш ничтожный удел: Быть рабами своих вожделеющих тел? Ведь ещё ни один из живущих на свете. Вожделений своих утолить не сумел.
Омар Хайям
"

Related posts