Алтай! Исполины “Великого пояса степей”!

"Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем." Марк Твен ©
Время на прочтение: 4 минут(ы)

Алтай! Исполины “Великого пояса степей”!

Приходилось ли вам видеть воочию древние каменные изваяния тюркской эпохи?

– А где их можно посмотреть, скажете вы?

– На Алтае, в Монголии, Туве.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Если это по каким-то причинам невозможно, то кезеров или кезер-ташей много в экспозициях музеев, например, в Бийском музее – в его историческом отделе, в Национальном музее Республики Алтай в Горно-Алтайске. Любопытный путешественник может осмотреть тюркские изваяния и в районных и школьных музеях Республики Алтай: краеведческом музее Шебалинского района, краеведческом музее села Кулада, в школьном музее села Кырлык, в музей «Ойбок», что у Усть-Канской пещеры и других.

Национальный музей Республики Алтай
Национальный музей Республики Алтай

Для меня каждая встреча с кезер-ташем в естественной среде – праздник! Результатом моих исследований стала карта-схема, где показаны фотографии и местонахождения тюркских изваяний Алтая.

Хорошей сохранности кезер-таш установлен в долине реки Аргут, ниже села Архыт, на правом берегу реки, в тупике дроги, у кургана, что ютится между обрывистым берегом и дорогой. Высота каменного изваяния, созданного из плоской плиты, чуть более метра. Хорошо проработана фигура изваяния: голова, плечи, туловище. Древнему скульптору удалось запечатлеть взгляд воина. Миндалевидные глаза смотрят на мир, пытаясь донести до потомков что-то очень важное и ценное – то, чем жили обитатели этой земли. Кезер-таш сплошь покрыт накипными лишайниками, колонии которых затрудняют рассмотрение подробностей древней скульптуры.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Перед селом Усть- Улаган с правой стороны располагается огороженная территория, в пределах которой кроме строений, приспособленных для проведения фестивалей алтайских сказителей, находится археологический памятник, включающий курганы, балбалы, каменное изваяние. Эта местность именуется Межеликом. Интерес вызывает каменное изваяние высотой 92 см выполненное на темно-зеленой сланцевой плите. Верхняя часть фигуры отбита, на лице сохранились изображения рта и бороды. Хорошо видны руки, пальцы левой руки, плечи, нижняя часть головы, пояс. Сосуд. Установлено изваяние «лицом» на восток у каменной оградки.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Керер-таши являются одной из форм народного творчества тюрков. Их можно встретить по всему «Великому поясу степей».

Огромное количество их было известно и в Горном Алтае.

Технические приемы ваяния и используемые инструменты были одинаковыми у мастеров Алтая, Тувы, Монголии и Казахстана, так как эти каменные изваяния относятся к единому кругу средневековых памятников. Культовый характер памятников канонизировал не только иконографические черты древнетюркских изваяний, но и определил консервативность основных технических приемов. Это хорошо видно, если сравнивать каменные скульптуры из различных, иногда отдаленных друг от друга регионов Горного Алтая и сопредельных территорий.

Самым распространенным техническим приемом у древне-алтайских мастеров был барельеф. Значительная часть изваяний выполнена в технике высокого и низкого рельефа. Наравне с ними на Алтае много изваяний и лицевых стел, на гладких поверхностях которых точечной техникой нанесены только изображения лица или головы человека. Все детали на таких изваяниях выполнены серией редких и неглубоких точек, иногда сливающихся в полосу или неглубокий желобок. Крайне редко на алтайских изваяниях встречается техника контурного резного рисунка и совсем мало изваяний, где сочетаются контурная техника и элементы барельефа.

Фото Ольга Шадрина. Музей села Кулада
Фото Ольга Шадрина. Музей села Кулада

Работа мастера над изваянием проходила три основных стадии. Первоначальная обработка каменного блока включала контурное выявление основных объемов головы, плеч, рук, талии фигуры в грубой форме. Затем делался острием ножа эскизный набросок или рисунок кистью лица, украшений, деталей костюма, сосуда и оружия. Специальными ударными инструментами типа долота углублялся «фон» вокруг намеченных деталей. Окончательная отделка включала шлифовку отдельных фигур, а в некоторых случаях, возможно, и раскраску деталей в различные цвета.

По иконографии, сделанной В. Д. Кубаревым, алтайские изваяния могут быть разделены на четыре основных типа.

  1. Изваяния с сосудом в правой руке, с поясом и оружием. Выполнены в технике барельефа из мягких пород камня, их также объединяет тщательность обработки и единая изобразительная манера: мужчина в анфас, держит правой рукой сосуд перед грудью, левая опирается на рукоять сабли или кинжала.
  2. Изваяния с сосудом в правой руке, без оружия. Исполнены в технике барельефа, отдельные детали контурным резным рисунком, преимущественно на мягких породах камня. Объединяющим признаком служит отсутствие изображений оружия и пояса у некоторых изваяний. Сохранен основной изобразительный канон: мужчина в анфас, держит правой рукой сосуд перед грудью, левая рука на поясе или под правой.
  3. Изваяния с сосудом и обеих руках. Барельефы на массивных каменных блоках. Их также объединяет изображение сосуда, поддерживаемого руками перед животом. Они исполнены контурной и точечной техникой на сланцевых плитах. У изображенных фигур миниатюрные сосуды в руках на уровне груди и показаны подробные детали одежды.
  4. Изваяния с изображением только лица или силуэта головы. Значительное число этих изваяний выполнено на плитах и валунах из твердых пород. Техника в основном точечная, иногда отдельные детали лица выполнены рельефом и контурной техникой. Выделяются ститистическими особенностями: особо тщательно выполнено лицо и увеличена или равна туловищу голова. Не случайно на них точечной техникой нанесены только лица, так как полная обработка таких стел из гранита или диорита требовала значительных физических затрат.
Бийский Краеведческий музей, исторический отдел. Фото Ольга Шадрина
Бийский Краеведческий музей, исторический отдел. Фото Ольга Шадрина

Вторичное использование стел под изваяния, очевидно, объясняется не только отсутствием близлежащих каменных разломов с мягкими породами, но и какими-то идеологическими воззрениями древних тюрков. Может быть, одиноко стоящие стелы на могильниках более всего подходили для «вселения в них душ умерших». Возможно, эти представления и были заложены в основе обычая повсеместного использования более древних памятников под изваяния.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Фото автора.

Предлагаю вам карта-схему “Путешествие по сакральным местам Алтая. Петроглифы и каменные изваяния Алтая”

Алтай. Исполины "Великого пояса степей"

Заказывайте, вышлю почтой…






Поделиться ссылкой:

Related posts

Leave a Comment

20 − 11 =