Алтай. Хранительница музея!

"Всякая человеческая голова подобна желудку: одна переваривает входящую в оную пищу, а другая от нее засоряется." Козьма Прутков

Вы видели сосуды ручной работы, созданные из овечьих мошонок и коровьего вымени? Я подобные экспонаты видела впервые…

Краеведческий музей села Кулада мы посещали дважды. Зимой 2015 года в Куладу мы заехали после осмотра петроглифов Сетерлю, но тогда мы довольствовались осмотром удивительных тюркских каменных изваяний музейной усадьбы. В сентябре 2017 года мы целенаправленно выдвинулись в Куладу, намереваясь пообщаться с хранительницей музея, осмотреть все экспонаты, задать вопросы и получить на них ответы.

Стоял ясный и теплый сентябрьский день. Алтай уже начал принаряживаться в желто- багряные цвета и их оттенки. От Чемала до Семинского перевала в пейзажах преобладал желтый цвет, а за перевалом горы, особенно их южные склоны, были окрашены в красные тона. Свернув с Чуйского тракта в Каракольскую долину, мы были очарованы осенним рисунком гор, образующих ее левый борт. Благодаря полуденному освещению, краснеющей листве кустарников, и неровностям склонов, они – склоны приобрели невероятно красивую, в основном полосчатую, текстуру.

Сама Каракольская долина была залита светом и теплом. Ощущение уюта нас не покидало все время пребывания в долине. Припорошенная сентябрьским снегом, гора Уч-Энмек главенствовала над долиной, формируя гармоничный фон.

Въехав в село Кулада, мы созвонились с Мариной Михайловной Тохтоновой и договорились о встрече. Через час мы уже под стихотворное вступление хозяйки, входили в ворота усадьбы сельского музея.

Первая часть экскурсии, а мы напросились на ее «полный вариант», прошла в стилизованном под алтайскую старину аиле, где Марина Михайловна начала свой рассказ.

«Очаг у нас треножный, так как мы очень почитаем цифру 3. Ножки очага расставлены всегда особым образом: одна – напротив входа (дальняя), две другие от входа по обе стороны – на женской и мужской сторонах аила (соблюдая пропорции). Символизм размещения ножек очага заключается в том, что «жилище алтайца всегда открыто для гостей». Все наши обряды проходят с использованием огня, очага. Огонь – это символ матери – От Эне. Столб, находящийся напротив входа за очагом является мужским символом – Чакы (коновязь для духов лошадей). Пространство между очагом и коновязью считается священным, там никому нельзя проходить. Супружеская кровать для молодых пар устанавливается напротив входной двери, за очагом и коновязью – в самом «чистом месте» жилища. Когда пара выходит из детородного возраста – кровать передвигается….»

Далее, Марина Михайловна много рассказывала об убранстве аила, показывая различные экспонаты, в том числе и сосуды ручной работы, созданные из овечьих мошонок и коровьего вымени. Она вела свое повествование, хотя часто буквально говорила стихами, об элементах знакового символизма в национальной алтайской одежде, показывая их образцы.

«Каким народ мой мудрым был.

Умел природу он ценить и понимать.

Он обувь с носиком, поднятым вверх носил,

Чтоб ненароком не поранить Землю-Мать».

«Традиционная алтайская шапка шьется из 12 лисьих лапок. Шапка символизирует огонь. На верхних частях шапок, примерно на уровне родничка, выделяется округлая по форме нашивка, в центре которой крепятся кисточки – корни рода носителя шапки по матери и отцу…» Все образцы одежды и обуви, предметы быта – говорит Марина Михайловна – «живые» – их носили селяне.

Мы долго сидели в музейном аиле, слушая рассказ Марины Михайловны. Затем, экскурсия продолжилась в основном музейном здании, построенном еще на заре формирования Куладинской коммуны и, соответственно, села Кулада (1926-1928 гг.). Оно является, по словам, Марины Михайловны, первым зданием села, в нем были обустроены коммунарские ясли. В музее хранятся удивительные черно-белые снимки воспитанников этих яслей. Мы прошли в первую, правую от входа, комнату, где разместились экспонаты археологической коллекции музея. Прямо напротив входа, в стилизованной прямоугольной оградке, красовалось каменное изваяние тюркской эпохи. Лицо каменного воина-богатыря, как и полагается, ориентировано на восток. Черты лица, складывающиеся из бровей, глаз, носа, рта, усов, были хорошо проработаны древним мастером. Показана фигура: голова, плечи, туловище.

Марина Михайловна с грустью сказала, что Кезер-таш «просится на свет», но пока воссоздать историческую справедливость, поместив каменного воина в его историческое лоно, она не может. Экспонатов в этой небольшой комнате музея было много. Наше внимание привлекли: и фрагмент челюсти с зубами мамонта, привезенный с предгорной части Алтая; и коллекция камней с причудливыми рисунками на них; и фаллические каменные символы, ушедшей в истою эпохи. Один из причудливо созданных камней называют «змеем» – Алтын Топчы. Этот камень, похожий на голову змеи, по мнению старожилов, приносит удачу.

Следующий зал музея был поделен на сектора, в зависимости от тематики представленных экспонатов. Здесь Марина Михайловна рассказывала нам и о коммуне «Красная Кулада», и об участниках Великой отечественной Войны, судьбы которых вписаны в общую летопись села, и о творческих людях сельского поселения Каракольской долины. Село Кулада среди сел Каракольской долины слывет как «творческая деревня». Здесь родились пять членов Союза Писателей России: Дергелей Маскин, Бронтой Бедюров, Шатра Шатинов, Павел Кедечинов, Качкынак Багыров. На стенде представлена тетрадь, исписанная красивым почерком – это рукописи дяди Марина Михайловны – Бадаева Крута Киченовича. После его смерти, родственники нашли более 20 таких тетрадей, где представлены стихи и пьесы. Марина Михайловна рассказывает, что и дети в селе талантливые, например, в школе училась девочка – Охрашева Байару, разговаривающая стихами, сегодня она студентка педагогического колледжа в Горно-Алтайске и стипендиатка премии Главы Республики Алтай. Марина Михайловна долго говорила о Нине Унуковой – авторе романа «Аячи – улыбка бога», где герои романа – жители села Кулада. Особое внимание экскурсовод уделила рассказу о бесценном труде Н. Унуковой, посвященном участникам войны, тружениками тыла, их судьбам и подвигам.

Много теплых слов Марина Михайловна сказала и о селянах, и о главе Куладинского сельского поселения – Паянтиновой Валентине Казакпаевне, которая всегда «душой стоит за свои села» и их местных жителей. Валентина Казакпаевна является инициатором создания краеведческого музея.

Экспонаты третьей комнаты музея рассказывают о крестьянском быте прошлых веков. Их мы не только увидели, потрогали руками (учебники и книги на алтайском языке), но и прослушали на радиоле фрагмент музыкального произведения на алтайском языке. Ярославу Марина Михайловна подарила пилотку, сделанную из газеты. Вообще, Марина Михайловна, сделала все возможное, чтобы шестилетний ребенок был сопричастен к происходящему на экскурсии. Помимо подаренной пилотки, ему разрешили поиграть на топшуре, почти пострелять из ружья начала прошлого века, потрогать зуб мамонта, и даже ему, как гостю, помазали пеплом из очага кончик носа!

Выйдя из музея, мы сели в машину и отправились в автомобильную поездку по Каракольской долине, где первая остановка случилась у въезда в село Кулада, где мы разглядывали созданные в разные годы Куладинским уроженцем (ныне проживающим в селе Купчегень) резчиком по дереву – Станиславом Урчимаевым, скульптуры. Самая первая деревянная скульптура отражает собирательный образ «женщины-матери», которая ждет своих сыновей с войны. Взгляд алтайской женщины направлен на дорогу, вьющуюся тонкой лентой по Каракольской долине. В 2016 году, к девяностолетнему юбилею села здесь же появились и другие скульптурные композиции. Среди них – юноша, который, собираясь на войну, просит благословения у Каракольской святыни – горы Уч-Энмек, именно туда и обращен его взор. Следующая композиция, что справа от дороги, посвящена легендарной синей волчице и богатырю Шуну. Слева воздвигнута деревянная колонна, созданная автором в память о Куладинской коммуне и первых коммунарах.

Очередная остановка у нас была на всемирно-известном Башадарском археологическом комплексе, где Марина Михайловна заметно расширила наши знания о нем. Загадочную каменную выкладку, что расположена почти полукругом к западу от Башадарских курганов, она назвала «Башадарским полумесяцем». Как оказалось, это не хаотично установленные каменные стелы, а своеобразное каменное сооружение, предположительно тюркской эпохи, состоящее из каменных колец, которых насчитывают 103, а в каждом кольце в среднем по 6-8 каменных стел. Энергетика этого урочища изменчива, в плане влияния на человека. Марина Михайловна поясняла, что до заката здесь благотворная обстановка, а если посещать эту местность после захода солнца за борт Каракольской долины, то человек может испытывать болезненные ощущения. Примечателен и небольшой Межелик, который имеет пологий северный склон и скальный – южный. Именно в этих многочисленных, разного размера скальных нишах южного склона, еще совсем недавно можно было найти знаменитое алтайское мумие. Пуповиной Каракольской долины считается гора Текпенек, она, особенно с противоположной Башадарскому комплексу стороны, напоминает лежащего дракона. У подножия этой горы установлена ступа знаменитому Боору. Здесь, рассказывая про Башадарские объекты долины Каракола, Марина Михайловна, прочла нам авторские стихи, своей искренностью, и любовью к малой родине, «трогающие за душу».

«Священная долина Каракола

С трехглавою короной Уч-Энмек.

Здесь к тайным знаниям проложена дорога.

Здесь мудрость постигает человек.

Свидетели божественного дара,

Сошедшего когда-то на Алтай,

Стоят в безмолвии курганы Башадара.

За ними – Уч-Энмек – космический портал.

Солнцеголовый люд из плиток Каракола

Сквозь глубину веков на зрителей глядит.

Ломает голову над ними археолог,

Понять бы древнего художника язык…

По всей долине – множество рисунков

На камнях высечены, их не перечесть.

Великий Гуркин гладил их руками,

Пытаясь, тайный смысл из них прочесть.

Гора с смешным названьем – Текпенек,

Драконом каменным стоит среди долины.

Не смеет близко подойти к ней человек –

Здесь центр Земли Родной, долины пуповина.

В Соору стоят рядами воины-балбалы.

Кто ставил их, когда и для кого?

Ответа мы, друзья, найдем едва ли.

Увы, не разговорчив каменный народ.

Особая энергия долины

Паломников влекла к себе всегда.

И дух долины в облике орлином

Встречает путника в своих вратах!»

Далее мы направились вниз по Каракольской долине. Везде, куда не кинешь взгляд – культурно-исторические объекты: курганы, каменные стелы, легендарные горы, наскальные писаницы.

Мы остановились на въезде в село Боочи. Боочи с алтайского языка – перевал. Действительно то, что село расположено в центре 5 перевалов. Среди сел Каракольской долины село слывет, как «трудовое». В селе лучшая, среди Онгудайских, школа, где учатся ребятишки с разных сельских поселений района. В Боочи созданы: хороший школьный спортивный зал, отдельный «борцовский зал», чем жители особенно гордятся. В 2000 году, в знак 400-летия села Боочи, у въезда, установлена современная каменная стела, под которой «лежит» капсула с письмами, своеобразными посланиями потомкам, которые писали все жители села. В тот год в селе родился мальчик, нареченный Мергеном. Именно он должен будет сюда привести народ села в 2050 году для вскрытия капсулы.

Далее мы проехали наскальные рисунки святилища древних охотников – Сетерлю, где на скале начертано 153 рисунка и остановились у писаницы Бичикту-боома, что располагается на западной окраине одноименного села. Здесь, Марина Михайловна показала знаменитые петроглифы, доселе нам неизвестные. Жаль, что дорожная пыль стирает их с каменных плит, да и найти их самостоятельно практически невозможно. Так, за разговором, мы подъехали к исходу Каракольской долины, где еще долго разговаривали у кварцевого монолита. Напоследок, все мы, положив руки на белый камень, загадали желание.

Солнце уже давно зашло за горы, но холоднее совсем не стало, так как наши души согревало человеческое тепло, переданное нам, Мариной Михайловной – хранительницей Куладинского музея, человеком творческим, одаренным, добродушным и очень счастливым.

Мы попрощались, но не простились, так как в Каракольскую долину приедем еще не раз, чего и вам желаем.

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина, фото автора



"Какая разница, кто сильнее, кто умнее, кто красивее, кто богаче? Ведь, в конечном итоге, имеет значение только то, счастливый ли ты человек или нет. Ошо"

Related posts